ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2009 года № 273
Об утверждении республиканской целевой программы
«Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год»
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики признать утратившим силу постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 ноября 2005 года № 528-III «О республиканской целевой программе «Сохранение плодородия почв на 2006-2010 годы» с 01 января 2010 года.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
-
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2009 года № 273
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2010 ГОД"
I. Паспорт
республиканской целевой программы
"Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2005 года № 806-р «О республиканской целевой программе «Сохранение плодородия почв на 2006-2010 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнитель Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цели Программы | Прекращение деградации плодородия почвы и снижения урожайности, получение стабильных урожаев растениеводческой продукции, обеспечение населения продуктами питания |
Задачи Программы | 1) Направление финансирования на наиболее приоритетные задачи; 2) повышение эффективности использования средств химизации сельского хозяйства; 3) обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в земледелии республики, что повлечет за собой прекращение снижения азота, фосфора, калия и других элементов в почвах; 4) прекращение процесса подкисления почв; 5) улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур; 6) снижение водной и ветровой эрозии почв; 7) предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду; 8) закрепление содержащихся в почве и попадающих в нее токсичных элементов и тяжелых металлов в недоступных растениям формах; 9) эффективное использование мелиорированных земель |
Целевые индикаторы Программы | - объемы внесения органических удобрений; - объемы работ по коренному улучшению; - реконструкция и строительство мелиоративных систем; - ремонт мелиоративных систем; - культуртехнические работы; - ремонт противоэрозионных сооружений и водопроводов |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 год. Этапы не предусмотрены |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего (без учета стоимости минеральных удобрений, вывозки и внесения органических удобрений) 86,343 млн. рублей, в том числе: - бюджет Удмуртской Республики - 44,0 млн. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Предполагается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования: - за счет федерального бюджета - 37,9 млн. рублей; - за счет внебюджетных источников финансирования - 4,443 млн. рублей. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы | 1) Сохранение достигнутого плодородия почв Удмуртской Республики на уровне урожайности 18 - 20 центнеров зерна с гектара пашни и получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур, улучшение обеспечения отрасли животноводства кормами, а в итоге обеспечение населения Удмуртской Республики продуктами питания; 2) снижение себестоимости растениеводческой и животноводческой продукции, улучшить экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) улучшение экологического состояния природы в Удмуртской Республике, снижение загрязнения окружающей среды и продуктов питания; 4) обеспечение гарантированных урожаев на мелиорированных землях |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Высокое плодородие почв является основой продовольственной безопасности страны, решения социально-экономических проблем населения.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Удмуртской Республике составляет 1865 тыс. гектаров, из них 1396 тыс. гектаров (74,9 процента) - пашня, 442 тыс. гектаров - сенокосы и пастбища.
В 1964 году в народном хозяйстве была принята программа интенсивной химизации сельского хозяйства. В Удмуртской Республике химизация земледелия должна была решать одновременно две задачи: поднять урожайность возделываемых культур и одновременно обеспечить направленные изменения агрохимических параметров плодородия почв, естественный потенциал которых в то время составлял 8-9 ц/га зерна.
Почвы Удмуртской Республики в 1964 году имели высокую кислотность, поэтому первостепенной задачей было снижение их кислотности, что обеспечило необходимые условия для эффективного использования минеральных удобрений, расширения посевов более ценных и урожайных культур.
В результате интенсивного известкования за период с 1970 по 1990 годы площади кислых почв резко сократились (таблица № 1), средневзвешенное значение рН почв с 5,0 достигло 5,6, что близко к оптимальному значению для большинства сельскохозяйственных культур на современном уровне агротехники и реализуемых задач в земледелии. В настоящий период в известковании нуждается 39,6 процента площади пашни.
Агрохимические показатели плодородия почв Удмуртской Республики
| Годы | |
Показатели плодородия | I тур | По состоянию на 01.01.2005 г. |
Кислотность: |
|
|
Содержание подвижного фосфора: |
|
|
Содержание обменного калия: |
|
|
За период с 1970 по 1990 год резко повысилось использование минеральных удобрений. В результате создался значительный положительный баланс элементов питания: в 1990 году было внесено на гектар пашни азота - 84, фосфора - 34 и калия 62 кг., а вынос урожаем составил соответственно 49, 16 и 54 кг., т.е. в почве осталось 35 кг. азота, 18 кг. фосфора и 8 кг. калия в действующем веществе. За счет положительного баланса фосфора его усвояемые запасы в почвах возросли в два раза и в среднем достигли 123 мг на 1 кг. почвы при потребности не менее 130 мг. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора сократился с 76 до 16,7 процентов площади пашни. Существенное значение для этого имело массовое фосфоритование почв, начатое в конце 70-х годов.
К началу 90-х годов Удмуртская Республика имела потенциал эффективного плодородия почв на уровне 22 ц/га зерна. Фактически урожайность росла соответственно объемам химизации, но несколько низкими темпами. Наибольшая урожайность зерновых по Удмуртской Республике составила в 1997 году 17,8 ц/га.
С 1990 года химизация земледелия резко сокращается. В 2000-2004 годах, несмотря на принятую и действующую республиканскую целевую программу «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002-2005 годы», объемы известкования кислых почв в сравнении с 1990 годом уменьшились в 21,1 раза, фосфоритования - в 5 раз, а внесение органических удобрений в 4,5 раза и минеральных - в 6 раз. Несмотря на это, урожайность зерновых культур с 1991 по 1995 годы оставалась на уровне (14,7 ц/га) за счет накопленного потенциала плодородия, а за последние пять лет наблюдается её снижение и урожайность за 2000-2004 годы составила 13,4 ц/га. В дальнейшем ожидается неизбежное снижение урожайности, которая при существующей ситуации будет стремиться к естественной продуктивности почв 8-9 ц/га зерна.
Начиная с 1994 года, ежегодно из почвы выносится на 50-65 кг питательных веществ больше, чем вносится. Баланс основных питательных веществ складывается отрицательный, то есть происходит истощение накопленных ранее запасов плодородия с одновременным подкислением почв.
Агрохимический мониторинг показывает, что с 2000 года в Удмуртской Республике нарастающими темпами идет процесс закисления почв (рис.1).
-
Рис. 1 - Динамика изменения доли кислых почв
по годам обследования, % изменения от предыдущего тура
Эти изменения очень существенны и при углублении процессов, что неизбежно в отсутствии известкования в необходимых объемах, общая кислотность почв переместится в область средне- и сильнокислой, что самым отрицательным образом скажется на плодородии почв, уровне получаемых урожаев сельскохозяйственных культур. Агрохимическое обследование 2003 года в Якшур-Бодьинском, Игринском и Дебесском районах выявило увеличение площадей кислых почв по сравнению с предыдущим обследованием в 1995 году на 45%, в 2004 году в Вавожском и Можгинском районах по сравнению с 1996 годом - на 51%.
Для поддерживающего известкования с сохранением рН на существующем уровне на площади пашни 1350 тыс. га ежегодно требуется вносить до 252 тыс.т углекислого кальция. Одновременно для решения задачи устранения излишней кислотности почв с рНKCl менее 5,0 в течение 6-летнего цикла ежегодно требуется вносить дополнительно 129 тыс. т СаСО3. Для выполнения полной программы оптимизации кислотного режима почв в Удмуртской Республике необходимо вносить 381 тыс.т углекислого кальция в год или 495 тыс.т сыромолотной извести.
Мероприятия по сохранению плодородия почв, предусмотренные в республиканской целевой программе «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002-2005 годы», выполнены не в полном объеме. При плановых объемах ежегодного применения органических удобрений в количестве 2,0-2,5 млн. тонн в 2004 году внесено в почву 1,3 млн. тонн или 1,0 т/га пашни, а для поддержания существующего уровня содержания гумуса в почвах следует ежегодно вносить не менее 8 т/га органических удобрений. Задачу восполнения органики в почве целесообразно решать более широким возделыванием сидеральных культур, использованием запасов соломы и расширением посевов многолетних трав, в том числе бобовых. Внесено минеральных удобрений к программе - 38%, проведено известкование - 40%, фосфоритование - 8%.
Не менее важным в земледелии, но часто недооцененным, является обеспеченность возделываемых культур микроэлементами (таблица № 2).
Агрохимическая характеристика обеспеченности
почв Удмуртской Республики микроэлементами
Микроэлементы | Среднее содержание, мг/кг | Уд.вес почв с низкой обеспеченностью, % |
Бор | 0,6 | 23,6 |
Марганец | 60,0 | 2,6 |
Молибден | 0,11 | 54,5 |
Кобальт | 0,2 | 33,1 |
Цинк | 1,2 | 93,3 |
Медь | 0,16 | 75,8 |
Пахотные почвы Удмуртской Республики характеризуются как низкообеспеченные цинком (93 процента площади) и медью (76 процентов), хорошо обеспеченные - бором и марганцем. Обеспеченность кобальтом и молибденом по районам варьирует в широких пределах, от низкого до среднего уровня. Недостаток этих элементов адекватно влияет на величину и качество растениеводческой продукции, что предопределяет необходимость использования этих микроэлементов в технологии земледелия. Проведенные исследования в республике подтверждают высокую эффективность использования микроэлементов в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур.
В связи с сокращением финансирования остановилось развитие водохозяйственного строительства и мелиорации земель в республике. Объем капитальных вложений из федерального бюджета в 1995 году составил всего 0,2 млн. рублей, что в 65 раз меньше среднегодового объема за 1986-1990 годы.
Тяжелое экономическое положение отразилось и на состоянии существующих мелиоративных систем, но благодаря выделяемым средствам из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов удалось сохранить мелиоративный фонд - источник гарантированных урожаев.
Всего в Удмуртской Республике имеется 44,4 тыс.гектаров мелиорированных земель, из них 22,4 тыс. гектаров - это осушаемые земли, расположенные в плодородных поймах рек, и 22 тыс. гектаров орошаемых земель. На начало 2005 года требуют повышения технического уровня и реконструкции 6,7 тыс. гектаров этих угодий, 14 тыс. гектаров не поливаются из-за отсутствия оборудования и средств на их приобретение.
Огромный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная эрозия, которая является одной из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова. В районах интенсивного проявления эрозии при несоблюдении мер по защите почв с каждого гектара ежегодно смывается от 3 до 5 тонн наиболее плодородных почвенных частиц.
По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, площадь сельскохозяйственных угодий, эрозионно-опасных и подверженных водной эрозии, составляет 1425,5 тыс. гектаров, в том числе пашни 1287,2 тыс. гектаров, или соответственно 75 и 86 процентов к их общей площади.
По результатам исследования земель, подверженных овражной эрозии, проведенного Удмуртским государственным университетом в 1998 году, установлено, что уменьшение роста оврагов в 80-е годы напрямую связано с влиянием проводимых в эти годы в значительных объемах противоэрозионных и почвозащитных мероприятий. В последние годы активность оврагообразования вновь существенно возросла.
Резкое сокращение государственного финансирования агрохимических и мелиоративных работ, отсутствие средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно подорвали техническую базу этих отраслей, возникает реальная угроза утраты производственной базы для проведения этих мероприятий. В настоящее время наличие специализированной техники составляет 30 процентов от уровня 1990 года. За этот период имеющийся парк машин не обновлялся, предельно износился и требует больших средств на ремонт и восстановление. В подобном состоянии находятся железнодорожные пути, тупики, прирельсовые склады, техника для складской переработки удобрений и химических мелиорантов.
Интенсивная деградация земель, их мелиоративная неустроенность в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к большому недобору сельскохозяйственной продукции.
Однако собственных мер, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для сохранения плодородия почвы и достигнутого уровня урожайности, явно недостаточно.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основан на научных исследованиях основных параметров плодородия почвы, прогнозных оценках, анализе тенденций изменения урожайности культур в зависимости от интенсивности химизации и мелиорации сельскохозяйственного производства.
Осуществление мер, намечаемых Программой, по предотвращению процессов деградации почв позволит сохранить их плодородие.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Реализация Программы позволит преодолеть наметившиеся деградационные процессы и стабилизировать урожайность культур на существующем уровне.
Республиканское значение Программы выражается в том, что, оказывая поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в сохранении плодородия почв, решаются социальные проблемы:
- снабжение населения Удмуртской Республики продукцией растениеводства и животноводства;
- снижение неблагоприятного воздействия сельскохозяйственного производства и других факторов на экологическую обстановку в Удмуртской Республике;
- обеспечение населения питьевой водой;
- снижение социальной напряженности и поднятие уровня жизнеобеспеченности сельского населения.
Задачей земледелия является получение стабильных и высоких урожаев на фоне постепенного повышения плодородия почв. К сожалению, в последнее десятилетие в Удмуртской Республике идет интенсивный процесс антропогенной деградации почвенного плодородия и снижение урожая возделываемых культур, что будет иметь существенные социально-экономические последствия. По выражению Ю. Либиха, «причина возникновения и падения наций лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почв обуславливает их гибель, поддержание этого плодородия - их жизнь, богатство и могущество».
IV. Цели и задачи Программы
Цель Программы - прекращение деградации плодородия почвы и снижения урожайности, получение стабильных урожаев растениеводческой продукции, обеспечение населения продуктами питания.
Реализация мероприятий Программы позволит: