Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» на 2010-2014 годы (с изменениями на 16 января 2012 года) (с изменениями на 3 декабря 2012 года) (с изменениями на 29 июля 2013 года)

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики

Устаревшая материально - техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарно-эпидемиологических и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на организации питания школьников.

619 (83,2%) школ, школ-интернатов (без учреждений типа «школа-сад», без дошкольных образовательных учреждений) Удмуртской Республики имеют школьные столовые. 90,8% школ, имеющих столовые, работают на сырье, 7,6 % школ - на полуфабрикатах, 1,6% школ имеют буфеты. Из 562 школ, работающих на сырье, 48% школ и школ-интернатов не имеют для этого условий.

52 школы (6,9%) не имеют ни пищеблоков, ни комнат приема пищи. В 73 школах (9,8 %) имеются только комнаты приема пищи.

В 49 школах, не имеющих столовых, буфетов, комнат приема пищи, питание детей организовано на базе близрасположенных предприятий общественного питания. В ряде малокомплектных сельских школ организован 1,0 - 1,5 - часовой перерыв на обед в домашних условиях. В 73 сельских школах имеются комнаты приема пищи, где дети получают фрукты, соки в потребительской упаковке промышленного изготовления, мучные кондитерские изделия, кондитерские изделия, витаминизированные кисели. Ассортимент питания согласован с Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.

По данным Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 34 (5,5%) школьных пищеблока требуют капитального ремонта, в 150 (24,2%) недостаточно холодильного оборудования, в 215 (34,7%) школах износ оборудования более 80%, 14 (2,3%) школьных пищеблоков не имеют централизованного водоснабжения, 446 (72%) - централизованного горячего водоснабжения.

Питание школьников в сельских районах республики требует улучшения. Отсутствие необходимой материально-технической базы, централизованного водоснабжения пищеблоков, производственного контроля качества приготовленной пищи существенно сказывается на качестве услуги питания, предоставляемой школьникам на селе.

По прежнему остаётся нерешенной проблема отсутствия цехового деления пищеблоков, работающих на сырье в сельских школах, построенных в 60 - 80 - х годах, в которых невозможно на имеющихся площадях оборудовать цеховое деление, что ведет к наличию встречных потоков сырой и готовой продукции.

Серьезную проблему представляет недостаточный профессионализм специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих формирование рациона питания и приготовления кулинарной продукции, недостаточная квалификация персонала школьных столовых. Не во всех муниципальных образованиях имеются технологи детского питания.

По данным лаборатории питьевого водоснабжения Научно-исследовательского института экологии человека и окружающей среды Российской академии медицинских наук, значительное количество употребляемой воды не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты, а также предположительно - онкологические заболевания.

Обеспечение детей дошкольного и школьного возраста в достаточном количестве доброкачественной и безопасной питьевой водой, оптимальной по минеральному составу, является необходимым условием их роста и гармоничного развития.

В настоящее время необходимо сформировать систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.

Решение перечисленных проблем требует комплексного, системного подхода. Развитие системы питания детей дошкольного и школьного возраста должно осуществляться в рамках четко определенных задач при поддержке государства.

Решение проблемы организации питания детей дошкольного и школьного возраста в республике путем реализации мероприятий Программы позволит:

- увеличить охват всеми видами питания, в том числе горячим питанием школьников;

- повысить качество питания детей школьного возраста при использовании обогащенных продуктов, что будет способствовать улучшению их здоровья;

- организовать централизованное производство полуфабрикатов повышенной пищевой ценности (мясных, рыбных, овощных для первых и вторых блюд и др.) в школьных базовых столовых, которые представляют собой заготовочное предприятие для производства продукции, действующих предприятиях пищевой отрасли;

- осуществить модернизацию материально-технической базы предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников, в соответствии с современными технологиями и формами обслуживания;

обеспечить повышение успеваемости учащихся, укрепить здоровье детей дошкольного и школьного возраста.