ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 сентября 2009 года № 246
О республиканской целевой программе «Комплексное развитие
пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике
на 2010 - 2014 годы»
(с изменениями на 3 сентября 2012 года)
__________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 27
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 7 февраля 2011 года № 18
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 3 сентября 2012 года № 386
__________________________________________________________________
В целях комплексного развития пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. (в ред. постановления Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 27)
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 07 сентября 2009 года № 246
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГОРОДНОГО И ГОРОДСКОГО
ТРАНСПОРТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2008 года № 1194-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 27) |
Разработчик проекта Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством (в ред. постановления Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 27) |
Цели Программы | Создание условий для дальнейшего комплексного развития пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике, обеспечивающих потребности населения Удмуртской Республики, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок, улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. |
Задачи Программы | - обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса Удмуртской Республики (автомобильный транспорт, городской электротранспорт, пригородный железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, внутренний водный транспорт); - повышение безопасности пассажирских перевозок; - улучшение качества предоставляемых транспортных услуг; - удовлетворение спроса населения Удмуртской Республики в пассажирских перевозках; - внедрение автоматизированной (электронной) системы оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования; - создание условий для финансового оздоровления организаций транспорта и повышение эффективности его работы на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг. |
Целевой индикатор Программы | Обеспеченность транспортом общего пользования - отношение фактического (прогнозного) количества единиц подвижного состава автомобильного и электротранспорта (без учета подвижного состава со 100-процентным износом) на 1 тысячу городских жителей к нормативному количеству. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2014 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено. |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Для выполнения отдельных мероприятий, предусмотренных Программой, будут привлекаться также средства бюджета муниципального образования «Город Ижевск», иные источники в соответствии с законодательством. Общий объем финансирования Программы на 2010-2014 годы составляет 646,7 млн. рублей, в том числе: - 2010 год - 18,6 млн. рублей; - 2011 год - 195,3 млн. рублей; - 2012 год - 139,4 млн. рублей; - 2013 год - 143,0 млн. рублей; - 2014 год - 150,4 млн. рублей. Указанные объемы финансирования Программы носят ориентировочный характер. Объемы финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики, бюджета муниципального образования «Город Ижевск» подлежат корректировке в соответствии с законодательством. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической | Реализация Программы позволит: - обеспечить дальнейшее комплексное развитие пригородного и городского транспорта общего пользования в Удмуртской Республике; - обеспечить устойчивое, стабильное функционирование всех видов транспорта в Удмуртской Республике; - создать нормативную правовую базу, стимулирующую обновление основных фондов транспортного комплекса республики; - приобрести подвижной состав с аппарелью (автобусы) для перевозки маломобильных категорий граждан (инвалидов); улучшить качество, повысить комфортность предоставляемых транспортных услуг; - снизить расходы на эксплуатационный ремонт автобусов, троллейбусов за период действия программы, до 9%; - снизить износ пассажирского транспорта общего пользования; - внедрить автоматизированную (электронную) систему оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования. |
Экономическая стратегия Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей, сбалансированной транспортной системы является необходимым условием развития экономики и обеспечения транспортной доступности для населения.
1. Анализ ситуации и проблемы в области транспорта
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли.
В Программе под городским и пригородным транспортом подразумевается транспортная инфраструктура, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения на территории города и его пригородной зоны. Критерием отнесения маршрута к пригородному сообщению является определенная нормативными актами протяженность маршрутов перевозок пассажиров от городской черты. На автомобильном транспорте протяженность маршрутов перевозок в пригородном сообщении составляет до 50 км, на внутреннем водном - до 100 км, на железнодорожном - до 150 км.
Развитие транспортного комплекса Удмуртской Республики, включающего в себя хозяйствующие субъекты автомобильного, воздушного, внутреннего водного, городского электрического и железнодорожного транспорта становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста республики и улучшения качества жизни населения. Удмуртская Республика имеет высокую транспортную связанность с другими территориями России, благодаря проходящим по её территории федеральным автомобильным и железным дорогам. Автомобильный транспорт позволяет значительно увеличить уровень мобильности населения и обеспечить высокие темпы экономического роста.
Основным сдерживающим фактором развития пригородных и междугородных маршрутов автомобильного транспорта является недостаточное развитие в регионе автомобильных дорог с твердым покрытием и их низкое качество. Автомобильный транспорт является основным видом транспорта, на долю которого приходится основной объем пассажиропотока в городах и пригородных зонах. В Ижевской урбанизированной зоне проживает свыше 60% населения и расположено 75% предприятий Удмуртии.
В настоящее время в республике действуют 93 городских, 333 пригородных, 76 междугородных и 14 межрегиональных автобусных маршрутов, обслуживаемых автотранспортными организациями Удмуртской Республики, их парк насчитывает 895 автобусов.
Обслуживание пассажиров в пригородном и междугородном сообщении осуществляют 3 автовокзала, 28 автостанций и 10 кассовых пунктов.
На городском электрическом транспорте перевозку пассажиров осуществляет МУП «ИжГорЭлектроТранс», которое обслуживает 11 троллейбусных и 12 трамвайных маршрутов, его парк состоит из 236 трамваев и 227 троллейбусов.
Развитие железнодорожного транспорта на территории республики предусмотрено Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Организацию железнодорожных перевозок осуществляет Ижевское отделение Горьковской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги». Для улучшения качества обслуживания населения введен в эксплуатацию вокзальный комплекс в городе Ижевске. Железнодорожные вокзалы позволяют взаимоувязывать работу различных видов транспорта, в том числе на городских и пригородных маршрутах, при соответствующем росте спроса на данный вид перевозок. Привокзальные площади являются удобным местом для начала и окончания автобусных маршрутов.
Воздушный транспорт в республике представлен ОАО «Ижавиа», которое полностью обеспечивает спрос и доступность авиационных услуг. Эксплуатационный авиационный парк предприятия состоит из десяти воздушных судов, выполняющих авиационные перевозки пассажиров, багажа и грузов на регулярной и заказной основе. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса г. Ижевска в целях обеспечения требуемого уровня безопасности полетов, улучшения качества предоставляемых авиационных услуг, устранения негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиационного обслуживания, обеспечения возможности приема современных воздушных судов и увеличения не менее чем на 40 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт.
Внутренний водный транспорт, в связи с сезонностью работы, играет значительную роль в летний период. В республике он представлен двумя портами: ОАО «Речной порт «Сарапул» и ОАО «Порт «Камбарка», основной деятельностью которых являются погрузочно-разгрузочные работы и добыча нерудных строительных материалов. Кроме того, ОАО «Речной порт «Сарапул» в навигационный период осуществляет социально значимые перевозки пассажиров в пригородном и городском сообщении по реке Кама, связывая город с другими труднодоступными населенными пунктами Удмуртской Республики.
В процессе развития рынка транспортных услуг транспортные организации адаптируются к новым хозяйственным условиям. Однако, перед ними возникает множество проблем, которые не нашли своего решения. Для решения возникающих проблем разрабатываются комплексные программы развития пригородного и городского транспорта, в которых предусматривается координация и согласование работы различных видов транспорта.
2. Основные проблемы в области транспорта в Российской Федерации
Основными проблемами в области транспорта в Российской Федерации являются:
- несовершенство нормативной правовой базы;
- отсутствие инвестиционной привлекательности;
- ненадлежащее обновление и модернизация подвижного состава.
3. Основные проблемы в области транспорта в Удмуртской Республике
При общей тенденции стабилизации работы отрасли существует ряд проблем, которые оказывают влияние на развитие отрасли и конкурентоспособности предприятий:
1) автомобильный и городской электрический транспорт:
- физический и моральный износ парка подвижного состава (автомобильный транспорт - 50%, электрический транспорт - 85%);
- отсутствие персонифицированного учета поездок граждан, в том числе и льготных категорий граждан;
- износ материально-технической базы;
- недостаточно развитая система организации дорожного движения, в некоторых районах отсутствуют дороги с твердым или асфальтовым покрытием;
2) пригородный железнодорожный транспорт:
- физический и моральный износ подвижного состава (90%), инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, недостаток пассажирских посадочных платформ для организации пригородных пассажирских перевозок;
- несоответствие современным требованиям скорости движения поездов на малоиспользуемых участках железной дороги: Ижевск - Ува, Ижевск - Воткинск, Ижевск - Балезино;
3) воздушный транспорт:
- старение парка воздушных судов (70%) и недостаточные финансовые возможности для его обновления;
- низкая платежеспособность населения;
4) внутренний водный транспорт - старение парка пассажирских судов (80%) и отсутствие финансовых возможностей предприятий водного транспорта на их обновление.
Проблемы в области пригородного и городского транспорта общего пользования в Удмуртской Республике не могут быть решены в рамках традиционного управления, в условиях существующего уровня взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами.
Для решения проблем и взаимоувязки действий всех заинтересованных сторон в развитии транспортной отрасли целесообразно применение программно-целевого метода.
4. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблем программно-целевым методом
Реализация государственной политики в области развития транспортной отрасли при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля, дает предпосылки для дальнейшего более динамичного развития данного сектора экономики.
Программно - целевой метод позволит:
- скоординировать усилия органов исполнительной власти Удмуртской Республики и хозяйствующих субъектов в решении проблем, назревших в транспортной отрасли;
- внедрить прогрессивные научно - технические достижения;
- сконцентрировать финансовые ресурсы на реализацию приоритетных мероприятий;
- решить задачи в период действия Программы на 2010 - 2014 годы.
Реализация программно-целевого метода позволит сконцентрировать средства бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников, направленных на осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий, с целью повышения устойчивости функционирования транспортного комплекса Удмуртской Республики.
Программа разработана на основе Концепции республиканской целевой программы «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2008 года № 1194-р.
Программа призвана решить проблемы, существующие в области транспортного комплекса Удмуртской Республики.
Реализация Программы за период действия 2010-2014 годы позволит:
- обеспечить устойчивое, стабильное функционирование всех видов транспорта Удмуртской Республики;
- улучшить качество транспортного обслуживания населения Удмуртской Республики путем предоставления большей комфортности, соблюдения регулярности движения пассажирского транспорта;
- обеспечить более высокую доступность услуг общественного транспорта для населения;
- повысить безопасность пассажирских перевозок.
Стратегической целью Программы является разработка и последующая реализация комплекса мероприятий по развитию пригородного и городского транспорта на территории Удмуртской Республики в период 2010-2014 годов.
Целью Программы является создание условий для дальнейшего комплексного развития пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике, обеспечивающих потребности населения Удмуртской Республики, повышение безопасности пассажирских перевозок и улучшение качества предоставляемых транспортных услуг.
Основные задачи Программы:
- обеспечение устойчивого, стабильного функционирования транспортного комплекса Удмуртской Республики (автомобильный транспорт, городской электротранспорт, пригородный железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, внутренний водный транспорт);
- повышение безопасности пассажирских перевозок,
- улучшение качества предоставляемых транспортных услуг;
- удовлетворение спроса населения Удмуртской Республики в пассажирских перевозках;
- внедрение автоматизированной (электронной) системы оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования;
- создание условий для финансового оздоровления организаций транспорта и повышение эффективности работы транспорта на рынке транспортных услуг.
Задачи предлагается решать, прежде всего, путем создания инфраструктуры рынка, отвечающей общим направлениям проводимых в стране экономических реформ, привлечения инвестиций, совершенствования законодательной базы, повышения управляемости транспортом.