Характерной чертой современного государственного управления является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Место России в мировых инновационных процессах в настоящее время не соответствует имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Сложившаяся ситуация впоследствии с высокой степенью вероятности может привести к потере перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимому технологическому отставанию России.
Ситуация в инновационной сфере Удмуртской Республики во многом отвечает тенденциям, характерным и для России. Поэтому в целях активизации инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, в 2004 году была принята республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы».
За время ее реализации созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: автономная некоммерческая организация «Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики», государственное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор», автономная некоммерческая организация «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики», 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 год из бюджета Удмуртской Республики на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на 3 года под 7% годовых. С 2007 года в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы: «Десять лучших инновационных идей студентов» и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации программы проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 год Удмуртская Республика была успешно представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 года в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, на котором были представлены 6 проектов 10 организаций республики.
Состояние инновационной сферы в Удмуртской Республике характеризуется следующими показателями: по итогам 2008 года предприятиями республики реализовано инновационной продукции (работ, услуг) на сумму 6,6 млрд. руб., что на 33% превышает показатель предыдущего года. За годы реализации программы сложилась устойчивая тенденция к росту объема отгруженной инновационной продукции увеличивающимися темпами. Количество инновационно-активных организаций по состоянию на 1 января 2008 года достигло 88 единиц. По итогам 2007 года удельный вес инновационной продукции, отгруженной предприятиями Удмуртии, в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств составил 4,6%, по итогам 2008 года этот показатель достиг 5,4%. Несмотря на положительную динамику, сохранение и улучшение сегодняшних тенденций развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике требует дальнейшей реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности республиканской инновационной системы.
В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно-ориентированных организаций: элементы республиканской инновационной инфраструктуры, вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд предприятий получил льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов, активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает и реализует инновационную продукцию (продукцию металлургического производства, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.)
Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциала Удмуртской Республики.
Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения их в действующее производство. Причина кроется в недостаточной эффективности и несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда существующие инновационные разработки не могут быть реализованы в условиях промышленного производства или создаются без учета фактической потребности производственного сектора в инновациях. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими проблемами этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.
В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы решение проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок предусмотрено программно-целевым методом.
Реализация программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности (решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве) предполагает продолжение деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики по повышению эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики посредством разработки и реализации мер, направленных на:
- формирование и оптимизацию существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- поддержку (в том числе финансовую) и стимулирование инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- совершенствование инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;
- содействие продвижению инновационных проектов Удмуртской Республики на российском и международном уровне;
- информационное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике.
Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики, провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, а также осуществить параллельную реализацию двух типов интеграции: пространственной, при которой объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временнуй, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса.
При отказе от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности стабильное поступательное инновационное развитие и активизация инновационной деятельности предприятий и организаций Удмуртии могут быть осуществлены только при условии увеличения притока частных инвестиций в сектор исследований и разработок. При этом с высокой вероятностью можно предположить наступление следующих негативных последствий:
- отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимых органами государственной власти, организаций науки и образования и предприятий промышленности;
- неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;
- сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;
- отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;
- снижение объема инвестиций из федерального бюджета и из средств федеральных институтов развития;
- общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.
Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие в Удмуртской Республике инновационной деятельности без использования программно-целевого метода, не позволит осуществить системный структурированный подход к реализации государственной поддержки инновационного сектора и провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого интегрального социально-экономического эффекта.