Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2009 года № 151

Об утверждении ведомственной целевой программы «Природно-очаговые инфекции на 2010-2012 годы»

(с изменениями на 23 октября 2012 года)


_________________________________________________________________

 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 6 августа 2012 года № 345

 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 года № 479

_________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Природно-очаговые инфекции на 2010-2012 годы».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 15 июня 2009 года № 151

Ведомственная целевая программа
«Природно-очаговые инфекции
на 2010 - 2012 годы»

I. Паспорт ведомственной целевой программы «Природно-очаговые инфекции на 2010-2012 годы»

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа «Природно-очаговые инфекции на 2010-2012 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2009 года № 210-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Природно-очаговые инфекции на 2010-2012 годы»

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 мая 2007 года № 28 «О дополнительных мерах по профилактике клещевого вирусного энцефалита»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 августа 2006 года № 27 «О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых и особо-опасных инфекционных заболеваний в Российской Федерации»

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - МЗ УР);

Государственное учреждение здравоохранения «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - ГУЗ «РКИБ» МЗ УР);

Цели Программы

Усиление системы противоэпизоотических и противоэпидемических профилактических мероприятий с целью снижения активности природных очагов клещевого вирусного энцефалита (далее - КВЭ), иксодового клещевого боррелиоза (далее - ИКБ) и геморрагической лихорадки с почечным синдромом (далее - ГЛПС) в Удмуртской Республике, снижения заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, совершенствования лечебных и реабилитационных мероприятий для снижения летальности, остаточных явлений и инвалидности после перенесенных природно-очаговых инфекций (далее - ПОИ)

Задачи Программы

- Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ПОИ;

- совершенствование методов лабораторной диагностики ПОИ;

- внедрение современных методов лечения и реабилитации больных ПОИ;

- укрепление материально-технической базы ГУЗ «РКИБ» МЗ УР

Целевые индикаторы Программы

- Уровень заболеваемости КВЭ на 100 тыс. человек;

- охват ежегодной вакцинацией детского населения против КВЭ;

- уровень заболеваемости КВЭ детского населения;

- уровень заболеваемости ГЛПС на 100 тыс. человек;

- число тяжелых форм КВЭ;

- число тяжелых форм ГЛПС;

- летальность от ПОИ

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы предусматривается с 2010 - 2012 г.г.

Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 6 августа 2012 года № 345)

Общий объем финансирования Программы в 2010-2012 годах из бюджета Удмуртской Республики составляет 76 120,0 тыс. рублей, в том числе:

2010 год - 22 763,0 тыс. рублей;

2011 год - 24 357,0 тыс. рублей;

2012 год - 29 000,0 тыс. рублей

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены, в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической

- Снижение уровня заболеваемости КВЭ в Удмуртской Республике к концу реализации Программы до показателя 5,5 на 100 тыс. человек;

- снижение показателя средней многолетней заболеваемости ГЛПС к концу реализации Программы до 38,5 на 100 тыс. человек;

- охват вакцинацией против КВЭ к концу реализации Программы 95% детского населения;

- снижение уровня заболеваемости КВЭ у детей до 2,0 на 100 тыс. человек;

- снижение тяжелых форм ГЛПС до 12% от числа заболевших;

- снижение тяжелых форм КВЭ до 10% от числа заболевших;

- снижение летальности в инфекционных стационарах МЗ УР от ПОИ до 0,15%

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Проблема эпидемиологического неблагополучия по ПОИ в Удмуртской Республике продолжает оставаться актуальной. Ландшафтно-географические особенности Удмуртской Республики и климатические условия способствуют широкому распространению основных переносчиков природно-очаговых инфекций - таежного клеща и рыжей полевки.

Показатели заболеваемости природно-очаговыми инфекциями по Удмуртской Республике превышают среднероссийские в 2008 году по ГЛПС в 12,9 раз, по КВЭ - в 3,15 раз, по ИКБ - в 3,89 раз (таблица 1).

Таблица 1

     
Сравнительная характеристика заболеваемости природно-очаговыми инфекциями
в Удмуртской Республике и Российской Федерации за 2004-2008 годы (абс. количество и показатель на 100 тыс. населения)

ГЛПС

КВЭ

ИКБ

УР

РФ

больше (раз)

УР

РФ

больше (раз)

УР

РФ

больше (раз)

2004

1992
123,8

10244
7,14


+17,3

184
11,44

4156
2,90


+3,9

338
21,01

6381
4,45


+4,7

2005

441
28,1

7330
5,07


+5,5

204
12,99

4566
3,16


+4,1

571
36,37

7512
5,2


+6,9

2006

576
36,9

7197
5,0


+7,4

137
8,78

3510
2,44


+3,6

374
23,9

7451
5,18


+4,6

2007

382
24,6

5126
3,58


+6,8

130
8,37

3162
2,21


+3,8

281
18,1

7234
5,05


+3,6

2008

1308
84,89

9375
6,58


+12,9

96
6,23

2817
1,98


+3,15

324
21,03

7706
5,41


+3,89


Эпидемическая обстановка по КВЭ в Удмуртской Республике, несмотря на наметившееся в последние 10 лет снижение уровня заболеваемости населения, остается одной из неблагополучных в Российской Федерации. В 2008 году зарегистрирована самая низкая заболеваемость КВЭ (показатель 6,23 на 100 тысяч человек), но и этот показатель в 3 раза превышает средний уровень по Российской Федерации.

КВЭ относится к наиболее тяжелым нейроинфекциям. Несмотря на применяемые в настоящее время новые методы терапии, сохраняется тяжесть поражения нервной системы, переход заболевания в хронические формы, приводящие к инвалидизации и даже летальному исходу.

Наиболее эффективной мерой защиты населения от КВЭ является вакцинация. В условиях снижения бюджетного финансирования и сокращения обеспечения населения вакциной на бесплатной основе охват иммунизацией населения Удмуртии остается низким - 11%. Согласно санитарным правилам 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» привитость населения в эндемичных районах должна быть не менее 95%, для этого требуется вакцины на сумму более 400 млн. рублей. В связи с этим по Программе до 2012 года планируется привить 95% детей. Эффективность вакцинопрофилактики высокая и составляет 99%.

Эффективным методом борьбы с клещами являются противоклещевые обработки на территориях детских загородных оздоровительных учреждений и лесопарковых зон городов Удмуртской Республики, а также прилегающих к ним площадей на расстоянии не менее 50-ти метров согласно санитарным правилам 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита». Благодаря этим мероприятиям нет случаев заражений детей КВЭ в летних оздоровительных учреждениях.

Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, ежегодно за медицинской помощью по поводу присасывания клещей обращается 16-17 тысяч человек, из них 4,5-5 тысяч - дети.

Для предупреждения заболевания КВЭ непривитым детям, пострадавшим от присасывания клеща, будет вводиться бесплатно за счет средств Программы специфический противоклещевой иммуноглобулин. Благодаря профилактике заболеваемость КВЭ у детей низкая, составляет 4,75 на 100 тыс. детей. Дети не болеют тяжелыми очаговыми формами, нет летальных исходов. Ежегодно закупается противоклещевой иммуноглобулин на 2 250 тыс. рублей. В 2004 году на эту сумму можно было приобрести

15 000 доз, в 2008 году - 3 750 доз в связи с ростом закупочных цен с 150 рублей до 600 рублей за дозу. На 1 ребенка необходимо в среднем 4-5 доз, в зависимости от веса. Для уменьшения затрат на закупку противоклещевого иммуноглобулина необходимо прививать детей.

Эпидемическая ситуация по ИКБ в Удмуртской Республике также остается напряженной, уровень заболеваемости ИКБ стабилизирован на достаточно высоком уровне и превышает среднероссийские показатели в 5 раз. По уровню заболеваемости населения ИКБ Удмуртия занимает второе место в Приволжском федеральном округе после Кировской области. С 2000 года организован прием и платное исследование клещей на наличие боррелий от пострадавших лиц на базе вирусологической лаборатории ФГУЗ по УР. Зараженность клещей боррелиями очень высокая - до 35-40%. При положительном результате исследования клеща по месту медицинского обслуживания с профилактической целью назначаются антибактериальные препараты. Улучшить эпидемиологическую ситуацию по ИКБ возможно только за счет противоклещевых обработок, предусмотренных Программой.

Заболеваемость ГЛПС значительно превышает уровень по Российской Федерации в 12,9 раз и по Приволжскому федеральному округу - в 1,5-5 раз. Каждые 3-4 года регистрируются пиковые подъемы заболеваемости людей, связанные с колебаниями численности лесных грызунов. Уровень заболеваемости ГЛПС в пиковый подъем 2008 года ниже пикового уровня 2004 года в 1,5 раза (84,89 против 123,8 на 100 тыс. человек). Чаще этой инфекцией болеют мужчины 20-49 лет (до 70% от общего числа заболевших). ГЛПС - тяжелое инфекционное заболевание, нередко протекающее с осложнениями, опасными для жизни. В годы подъема заболеваемости летальность составляет 0,5%, средний возраст умерших - 39-40 лет. Вакцина для профилактики ГЛПС на сегодняшний день не создана. Поэтому единственный путь по снижению активности природного очага ГЛПС и снижению заболеваемости населения сводится к мерам неспецифической профилактики и, прежде всего, к грызуноистребительным мероприятиям.

Таким образом, эпидемический потенциал природных очагов КВЭ, ИКБ и ГЛПС в Удмуртии очень высокий. Для стабилизации и снижения уровня заболеваемости ПОИ необходим целый комплекс профилактических, организационных мероприятий, объединенных в целевой программе и финансируемых из бюджета Удмуртской Республики.

Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с распространением ПОИ, обусловлена сложностью и многообразием методов профилактики этих заболеваний, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.

III. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является усиление системы противоэпизоотических и противоэпидемических профилактических мероприятий для снижения активности природного очага КВЭ, ИКБ и ГЛПС в Удмуртской Республике, снижение заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, совершенствование лечебных и реабилитационных мероприятий для снижения летальности, остаточных явлений и инвалидности после перенесенных природно-очаговых инфекций.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование эпидемиологического надзора за распространением природно-очаговых инфекций;

- совершенствование методов лабораторной диагностики природно-очаговых инфекций;

- внедрение современных методов лечения и реабилитации больных природно-очаговыми инфекциями;

- укрепление материально-технической базы ГУЗ «РКИБ» МЗ УР (оснащение современным лабораторным и диагностическим оборудованием).

IV. Целевые индикаторы по годам реализации Программы


Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование целевого

Единицы

2008 год

Сроки реализации Программы

п/п

индикатора и показателя эффективности

измерения

(базовый)

2009 (очеред. финанс. год)

2010 год

2011 год

2012 год

Целевые индикаторы

1.

Уровень заболеваемости КВЭ в Удмуртской Республике

Число случаев на 100 тыс. человек

6,2

6,1

6,0

5,7

5,5

2.

Охват ежегодной вакцинацией детского населения против КВЭ

%

35

38

55

75

95

3.

Уровень заболеваемости КВЭ детского населения

Число случаев на 100 тыс. человек

4,75

4,6

3,8

2,85

2,0

4.

Уровень заболеваемости ГЛПС*

Число случаев на 100 тыс. человек

43,6

43,2

42,2

40,1

38,5

5.

Число тяжелых форм ГЛПС

%

15,3

15,1

14,1

13,5

12

6.

Число тяжелых форм КВЭ

%

15

14,5

13

12

10

7.

Летальность в инфекционных стационарах МЗ УР от ПОИ

%

0,2

0,19

0,17

0,16

0,15

Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической

1.

Социальная эффективность:

1.1

Снижение заболеваемости КВЭ

%

2

4

6

1.2

Снижение заболеваемости ГЛПС

%

2

4

6

1.3

Снижение заболеваемости КВЭ детского населения

%

4

6

10

2.

Экономическая эффективность

тыс. рублей

13940,8

27881,6

41822,4

3.

Бюджетная эффективность

тыс. рублей

87860,1

175720,3

263580,4

_____

* заболеваемость ГЛПС рассчитана как средний показатель за 4 предыдущих года (методика расчета показателя рекомендована Роспотребнадзором по УР с учетом цикличности заболеваемости 3-4 года)

V. План мероприятий Программы


План мероприятий Программы приведен в Приложении 1 к настоящей Программе.

VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация Программы обеспечивается посредством финансирования за счет бюджета Удмуртской Республики.

Объем средств из бюджета Удмуртской Республики, необходимых на реализацию Программы, составляет 76 120,0 тыс. рублей, в том числе:

2010 год - 22 763,0 тыс. рублей,

2011 год - 24 357,0 тыс. рублей,

2012 год - 29 000,0 тыс. рублей. (в ред. постановления Правительства УР от 6 августа 2012 года № 345)

Ресурсное обеспечение Программы в 2010-2012 годах предусматривает решение задач по усилению системы противоэпизоотических и противоэпидемических профилактических мероприятий, снижению заболеваемости и предупреждению летальных исходов от природно-очаговых инфекций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»