Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике» на 2009-2011 годы

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Реализация Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции государственной национальной политики Российской Федерации от 15.06.1996 года, Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики от 06.02.1998 года, других федеральных и республиканских нормативных правовых актов в определенной степени способствуют стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности в республике.

Вместе с тем по-прежнему сохраняет свою актуальность деятельность в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Терроризм, являясь сегодня одним из наиболее опасных социально-политических явлений, оказывает весьма значительное влияние на все сферы общественной жизни. Он становится неотъемлемым фактором мирового процесса, во многом определяющим стратегию целых государств.

Как социально-политическое явление терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил общества, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Современный всплеск терроризма - это проявление острых противоречий, вызванных неравномерностью развития стран мира, недовольство установленным миропорядком, попытка монополизации права на легитимное насилие и насаждение своих ценностей.

Проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности общества: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, правоохранительной деятельностью и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и другие виды терроризма.

По имеющейся в правоохранительных органах информации об активизации деятельности членов бандформирований, международных террористических организаций, организованных преступных групп экстремистской направленности по планированию террористических и экстремистских акций в различных городах России, терроризм и религиозно-политический экстремизм все больше приобретают характер реальной угрозы для безопасности граждан, в том числе и в Удмуртской Республике.

Удмуртия по-прежнему остаётся объектом устремлений зарубежных экстремистских (подрывных) центров, международных террористических организаций (МТО) и связанных с ними бандформирований, действующих в Северо-Кавказском регионе. При этом эмиссарами МТО основной упор делается на привлечение в свою среду молодёжи. В 2005-2008 годах в республике имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к деятельности ряда международных террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, действующих в Северо-Кавказском регионе.

Кроме того, на территории республики регулярно выявляются и пресекаются факты проявлений политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.

Осложняет обстановку расположение в регионе значительного количества критически важных объектов федерального и регионального уровней, совершение актов терроризма на которых может привести к тяжким последствиям.

Наиболее проблемными в республике остаются вопросы, связанные с обеспечением антитеррористической защищенности объектов социальной инфраструктуры и объектов с массовым пребыванием граждан, соответствующим их материально-техническим оснащением.

Реальной основой для деятельности террористических и экстремистских организаций могут являться конфликты, возникающие на этноконфессиональной основе. К числу дестабилизирующих факторов в этой сфере относятся:

- рост националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов;

- низкий уровень этнокультурной компетентности населения, недостаточное или неадекватное, стереотипизированное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Удмуртской Республики, Российской Федерации и мира;

- отсутствие системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым этнокультурным и социальным условиям;

- ослабление внимания к сфере интернационального воспитания;

- имеющие место факты тенденциозного освещения в СМИ проблем национальных отношений.

Проблема дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения республики.

С учетом важности и сложности задачи профилактики проявлений терроризма и экстремизма, ксенофобии, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, эффективное ее решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного органа исполнительной власти.

В настоящее время недостаточно разработан механизм координации деятельности органов власти различного уровня, учреждений и организаций, общественных объединений по выполнению обозначенной задачи, что в итоге приводит к разобщенности и низкой эффективности осуществляемой в этой области деятельности.

Обладая многоплановостью, терроризм, экстремизм и ксенофобия в современных условиях постоянно изменяются, при этом серьёзно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Прямые или косвенные деструктивные последствия террористической и экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму и экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в том числе в сфере их профилактики, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

Анализ негативных процессов, зафиксированных социологическими исследованиями, свидетельствует о необходимости проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику.

В сложившихся современных условиях лишь с помощью программно-целевого подхода возможно решение проблемы интолерантных, ксенофобных установок в обществе, более результативная профилактика терроризма и экстремизма. Только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры можно добиться повышения уровня антитеррористической и антиэкстремистской защищенности жителей республики, эффективности управления процессами межнациональных отношений.