Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 года № 106

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы»



В целях развития промышленного сектора и обеспечения трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы» Правительство Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С. Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 12 мая 2009 года № 106


Республиканская целевая программа
«Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы»

I. Паспорт республиканской целевой программы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно- исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы» (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года № 169-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие промышленного сектора и обеспечение трудовой адаптации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Удмуртской Республики на 2010-2015 годы».

Государственный заказчик Программы

Правительство Удмуртской Республики.

Разработчик Программы

Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики.

Исполнители Программы

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (по согласованию).

Цели Программы

1. Максимальное привитие трудовых навыков осужденным, создание новых рабочих мест.

2. Обеспечение устойчивой работы промышленного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на основе роста объемов производства.

Задачи Программы

1. Усовершенствование системы, при которой будет происходить обучение осужденных, производственная практика и непосредственно работа на рабочем месте.

2. Интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики.

3. Экономия бюджетных ассигнований за счет самообеспечения УИС продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией.

4. Совершенствование системы профессионального обучения и упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Целевые индикаторы Программы

1. Объем выпуска товарной продукции.

2. Количество созданных и поддержанных рабочих мест.

3. Размер среднемесячного заработка осужденных.

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2015 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы отсутствуют.

Объемы и источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагаемая сумма финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики составляет 14,0 млн. рублей, в том числе по годам:

2010 год - 2,2 млн. рублей;

2011 год - 2,3 млн. рублей;

2012 год - 2,5 млн. рублей;

2013 год - 2,5 млн. рублей;

2014 год - 2,3 млн. рублей;

2015 год - 2,2 млн. рублей.

Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

Рост объемов производства товаров, работ, услуг в учреждениях УИС за период реализации Программы должен составить не менее 10% ежегодно. Обеспечение вещевым имуществом осужденных достигнет 100%, форменным обмундированием сотрудников УИС - 30-40%. За период реализации Программы предполагается создать и поддержать более 1350 рабочих мест для трудоустройства осужденных, обучить по наиболее востребованным на рынке труда профессиям 2925 осужденных.

Показатели социально-экономической эффективности:

1) бюджетной - зачислено денежных средств в бюджет Удмуртской Республики, в виде налога на прибыль;

2) социальной - количество осужденных, обученных по наиболее востребованным на рынке труда профессиям;

3) экономической - динамика производства товаров, работ, услуг в учреждениях УИС.

II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами


В настоящее время на территории Удмуртской Республики дислоцируется 15 подразделений УИС, в т.ч. одна женская, одна детская колонии и два лечебных учреждения для содержания больных туберкулезом. В них содержится более 11,0 тысяч человек, большинство из них проживают на территории нашей республики. Из-за асоциального образа жизни, большая часть осужденных не имеют ни полноценного среднего образования, ни профессии, ни элементарных трудовых навыков. Вследствие этого затруднено трудоустройство таких осужденных на работу в колонии. Они не имеют возможность погашать исполнительные листы по возмещению ущерба гражданам, оплачивать алименты, материально помогать близким. Как следствие - разрыв социальных связей с родственниками. Отсутствие образования и трудовых навыков затрудняет трудоустройство после освобождения. Возникают условия рецидивной преступности.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - УФСИН России по Удмуртской Республике) принимаются меры, позволяющие обеспечить занятость осужденных: функционирует система профессионального обучения, ведется обучение на рабочих местах, создаются новые виды производств. Однако полный охват осужденных не обеспечен. В настоящее время количество осужденных, не имеющих профессии, составляет 1444 человека.

В учреждениях трудоустроено 1900 человек. Это 20% от общего количества трудоспособных осужденных. В отличие от обычного предприятия, учреждения УИС не могут ни подобрать необходимых специалистов, ни уволить не справляющихся с работой. Наряду с общим ростом численности осужденных, постоянно растет количество больных наркоманией, СПИДом. В последнее время стало ощущаться систематическое недофинансирование из федерального бюджета.

Среднесписочная численность осужденных, находящихся в учреждениях УИС Удмуртской Республики, приведена на рисунке 1.

Рисунок 1

В 2005 году с целью улучшения работы производственного сектора УИС, освобождения от груза накопившихся налогов, образовавшихся из-за недофинансирования системы в 90-е годы, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) приняла решение о ликвидации всех государственных унитарных предприятий УИС. Их заменили центры трудовой адаптации, призванные не только заниматься увеличением объемов выпуска продукции и созданием рабочих мест, но и, в первую очередь, трудовой адаптацией, заключающейся в комплексном подходе к судьбе человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Обучение по востребованной на рынке труда профессии, производственная практика, закрепление трудовых навыков на рабочем месте призваны обеспечить трудоустройство и неразрывность социальных связей осужденных после выхода на свободу.

С этого момента меняется направленность и отношение к производственной деятельности учреждений УИС.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Учитывая государственную значимость проблемы, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 277-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных за счет средств собственных бюджетов. На заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 11 февраля 2009 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выделил проблему организации обучения осужденных и развития производства в исправительных учреждениях.

Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области трудовой адаптации осужденных и последующей их реабилитации в гражданском обществе. Решение комплексной программы по профессиональной адаптации осужденных в новых экономических условиях, поддержанию и развитию социальных связей возможно только с участием всех уровней власти Российской Федерации. Понимая значимость проблемы, органы государственной власти всех уровней осуществляли поддержку УИС Удмуртской Республики.

На федеральном уровне с 2002 года велось финансирование в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года № 636, Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 года № 540. Получено 57,7 млн. рублей, в т.ч. 3,3 млн. рублей - на развитие производства, 51,8 млн. рублей - на строительство очистных сооружений в исправительной колонии № 8, расположенной в поселке Хохряки, 2,6 млн. рублей - на строительство общежития для осужденных в исправительной колонии № 3, расположенной в поселке Каркалай.

На республиканском уровне постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 19 сентября 2001 года № 463-II принята республиканская целевая программа «О развитии промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике и содействии трудовой занятости осужденных на период с 2002 по 2006 годы» (продлена на 2007-2009 годы). За этот период из бюджета Удмуртской Республики направлено 6,349 млн. рублей.

Программно-целевой метод решения проблем трудовой занятости осужденных способствовал динамичному развитию производственной базы УИС республики, адаптации осужденных к новым жизненным условиям. За этот период объем производства увеличился со 100,0 млн. рублей в 2002 году до 238,8 млн. рублей в 2008 году. Все учреждения работают с прибылью.

Были осуществлены мероприятия: по организации пошива постельного белья, обуви, форменного обмундирования для осужденных и сотрудников. Организовано производство по выпуску продукции для нужд Удмуртской Республики (учебная мебель, мусорные контейнеры, предметы малых архитектурных форм). Динамично развивалась лесоперерабатывающая отрасль.

Объем товарной продукции, выпущенной в учреждениях УИС Удмуртской Республики, приведен на рисунке 2.

Рисунок 2


Вывод осужденных на оплачиваемые работы в учреждениях УИС Удмуртской Республики приведен на рисунке 3.

Рисунок 3


Заработная плата осужденных растет опережающими инфляцию темпами - более 20% ежегодно. Осужденные, отработавшие полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполняющие установленную для них норму, получают заработную плату не менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленную законодательством.

Заработная плата осужденных за один отработанный день в учреждениях УИС Удмуртской Республики приведена на рисунке 4.

Рисунок 4


Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления трудовой адаптации осужденных, достигнутые результаты реализации мероприятий, проведенных в 2006 - 2008 годах, и наличие нерешенных проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по поддержанию и созданию новых учебных и рабочих мест для осужденных, увеличению выпуска товарной продукции промышленного сектора УИС. Программно-целевой метод обоснован прежде всего значимостью накопившихся проблем, невозможностью их решения в короткие сроки, необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.

Программа разработана с целью комплексного подхода к решению проблемы трудовой адаптации осужденных, привлечения средств федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики


В соответствии с законодательством осужденные в основном отбывают уголовные наказания в регионе своего проживания. На территории Удмуртской Республики имеется комплекс пенитенциарных учреждений, охватывающий все слои населения: Ижевская воспитательная колония, женская исправительная колония, две лечебно-исправительные колонии для больных туберкулезом, две колонии-поселения, а также колонии общего и строгого режимов. Большинство находящихся в них людей - жители Удмуртии. Комплекс мероприятий по трудовой адаптации будет направлен именно на них. Бесплатно получив образование по востребованной на рынке труда рабочей профессии, пройдя производственную практику и закрепив трудовые навыки на рабочем месте, осужденный получает шанс, выйдя на свободу, найти работу, а не стать рецидивистом, повышая и без того высокий уровень преступности в Удмуртской Республике.

Всем осужденным, выполняющим нормы выработки, в соответствии с законодательством начисляется МРОТ. Заработная плата идет не только на содержание самих осужденных в колонии, но и оплату алиментов и исполнительных листов. Не работающий же осужденный полностью содержится за государственный счет - начиная от питания и одежды, заканчивая потреблением коммунально-бытовых услуг.

Более глубокая интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики позволит выпускать недорогую продукцию для нужд жителей Удмуртии.

Таким образом, реализация предлагаемых мероприятий Программы позволит не только решить комплекс проблем по трудовой адаптации осужденных, но и будет способствовать улучшению социальной и экономической ситуации в республике.

IV. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Целью Программы является максимальное привитие трудовых навыков осужденным, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивой работы промышленного сектора учреждений УИС на основе роста объемов производства.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

1) усовершенствование системы, при которой будет происходить обучение осужденных, производственная практика и непосредственно работа на рабочем месте;

2) интеграция промышленного потенциала УИС в экономику Удмуртской Республики;

3) экономия бюджетных ассигнований за счет самообеспечения УИС продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией;

4) совершенствование системы профессионального обучения и упреждающей профессиональной подготовки с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Сроки реализации Программы - 2010-2015 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.

V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы


Основные целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие ход реализации Программы, отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы


п/п

Наименование целевого индикатора и показателя эффективности

Единицы измерения

Базовый показатель по Программе

Прогноз

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Целевые индикаторы

1.

Объем выпуска товарной продукции

Млн. рублей

238,8

240,0

264,0

290,0

319,0

351,0

386,0

2.

Количество созданных и поддержанных рабочих мест

Единиц

182

200

210

220

230

240

250

3.

Среднемесячный заработок осужденных

Рублей

2300

4330

4330*

4330*

4330*

4330*

4330*

Показатели эффективности: бюджетной, социальной, экономической

Показатели бюджетной эффективности**

1.

Зачислено в бюджет Удмуртской Республики в виде налога на прибыль

Млн. рублей

2,7

2,7

2,97

3,27

3,60

3,96

4,36

Показатели социальной эффективности

2.

Количество осужденных, обученных по наиболее востребованным на рынке труда профессиям

Человек

400

425

450

475

500

525

550

Показатели экономической эффективности

3.

Динамика производства товаров, работ, услуг

%

121,7

105

110

110

110

110

110

_____

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»