Недействующий

О ведомственной целевой программе «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами


Программа направлена на реализацию тактических задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма).

Реализация мероприятий Программы, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции посредством оказания консультационных услуг, позволит:

- улучшить финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повысить оплату труда работников;

- обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.

В Удмуртской Республике с 2000 года наблюдается устойчивая динамика роста производства продукции сельского хозяйства, объемы которой за данный период выросли с 10,1 до 33,3 млрд.рублей (в ценах текущих лет). В то же время по ряду показателей производства сельскохозяйственной продукции республика не достигла уровня базового 1990 года. Также в последние 2 года наблюдается некоторое замедление темпов роста производства, имеющийся потенциал продуктивности животных и урожайности растений не реализуется достаточно эффективно.

В связи с этим очевидно, что дальнейшая интенсификация сельского хозяйства может осуществляться на качественно новой основе, то есть посредством перехода к инновационному развитию путем внедрения техники и технологий нового поколения, в основу которых должны быть заложены такие параметры, как высокое качество и безопасность получаемой продукции, ресурсосбережение, экологическая безопасность, конкурентоспособность на рынке.

Госпрограммой в качестве первоочередных и приоритетных определены следующие цели:

- повышение занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

В связи с этим в ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основных направлений государственной аграрной политики определено развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса (статья 5). В качестве меры реализации данного направления может применяться информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи (статья 6).

Поэтому в Госпрограмму включено направление «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства», которое сегодня является достаточно актуальным, востребованным и перспективным.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса (далее - АПК) возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, служба сельскохозяйственного консультирования является наиболее действенным механизмом решения этой проблемы.

С углублением рыночных отношений и соответственно усилением конкурентной среды руководителям и специалистам аграрных формирований требуется консультационная помощь в эффективной организации сельскохозяйственного производства, разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, а также информация в области маркетинга, налогообложения и бухгалтерского учета, финансового менеджмента. Причем возникает необходимость в информационном и консультационном обслуживании, которое обеспечивает не только оперативное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказывает им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта.

В настоящее время служба сельскохозяйственного консультирования России представлена федеральным центром, 52 региональными и 385 районными центрами сельскохозяйственного консультирования. Опыт их деятельности подтверждает необходимость организации и развития консультационных услуг.

Вместе с тем в Удмуртской Республике система сельскохозяйственного консультирования пока не создана, что в определенной степени является одним из сдерживающих факторов в стабилизации и дальнейшем развитии сельскохозяйственного производства.

Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

В Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24.03.2008 № 207-р, в разделе «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» не содержится конкретной расшифровки планируемых мероприятий с указанием сроков, ответственных исполнителей, ожидаемых результатов от отдельных мероприятий. Поэтому для эффективного использования средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики на обеспечение функционирования системы сельскохозяйственного консультирования необходима разработка программы ее развития.

Проблему информационно-консультационного и инновационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, так как для перехода на платные услуги служба должна пройти этап становления, иметь большой авторитет за счет высокого качества предоставляемых услуг, которое обеспечит постоянное повышение квалификации консультантов, их техническая и информационная поддержка, наработанный опыт, для чего необходим период оказания услуг на безвозмездной основе, в течение которого система должна развиваться при поддержке государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 145 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 145) предусматривается софинансирование из бюджета Российской Федерации в объеме до 95 процентов планируемых расходов.