Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2009 года № 105

О ведомственной целевой программе «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»



Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы».

2. Финансирование мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы» в 2009 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 05 мая 2009 года № 105

     

Ведомственная целевая программа
«Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

     

1. Паспорт
ведомственной целевой программы «Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

Наименование Программы

«Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»,

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 145 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям»

Заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхозпрод УР) и иные организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе

Цели Программы

Содействие устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий, улучшение социально-экономических условий жизни на селе через систему информационной, консультационной, научно-технической, обучающей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения

Задачи Программы

1. Формирование и развитие единой территориальной сети системы сельскохозяйственного консультирования.

2. Формирование кадрового потенциала регионального консультационного центра и его районных (межрайонных) подразделений.

3. Увеличение количества пользователей консультационных услуг посредством квалифицированного предоставления консультационной помощи.

4. Пропаганда, распространение и внедрение научно-технических достижений, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, новых методов хозяйствования.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Количество оказанных консультаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения:

2009 год - 7 тыс.ед.

2010 год - 8 тыс.ед.

2011 год - 15 тыс.ед.

Количество региональных центров по оказанию консультационной помощи:

2009 год - 1 ед.

2010 год - 1 ед.

2011 год - 1 ед.

Количество районных (межрайонных) подразделений по оказанию консультационной помощи:

2009 год - 3 ед.

2010 год - 8 ед.

2011 год - 13 ед.

Охват районов действующими районными (межрайонными) подразделениями по оказанию консультационной помощи:

2009 год - 12%

2010 год - 32%

2011 год - 52%

Количество консультантов регионального центра и районных (межрайонных) подразделений:

2009 год - 30 чел.

2010 год - 40 чел.

2011 год - 40 чел.

Количество консультантов, повысивших квалификацию:

2009 год - 100%

2010 год - 100%

2011 год - 100%

Количество организованных демонстрационных объектов:

2009 год - 30 ед.

2010 год - 50 ед.

2011 год - 50 ед.

Количество сельхозтоваропроизводителей, работающих по договорам с региональным центром и районными (межрайонными) подразделениями:

2009 год - 10 ед.

2010 год - 60 ед.

2011 год - 100 ед.

Разработка и тиражирование методических рекомендаций, информационных и справочных изданий, брошюр, бюллетеней и др.:

2009 год - 6 ед.

2010 год - 12 ед.

2011 год - 15 ед.

Характеристика программных мероприятий

Мероприятия:

1. Создание республиканского центра сельскохозяйственного консультирования

2. Организация районных (межрайонных) подразделений республиканского центра сельскохозяйственного консультирования

3. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы республиканского центра и районных (межрайонных) подразделений

4. Проведение обучающих и практических мероприятий, стажировок

5. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и сельскому населению

6. Проведение краткосрочных обучающих семинаров

7. Инновационное обеспечение

8. Повышение уровня знаний и практических навыков 9. Разработка и тиражирование методических материалов, информационных, справочных изданий, каталогов, изготовление научно-производственных и технологических фильмов

10. Формирование, систематизация и актуализация информационной базы консультационных ресурсов

Сроки реализации Программы

2009 - 2011 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования из средств бюджета Удмуртской Республики на реализацию программных мероприятий на период 2009-2011 годы составляет в ценах соответствующих лет 20723,0 тыс.рублей, в том числе по годам:

2009 г. - 5875,0 тыс.руб.

2010 г. - 7115,0 тыс.руб.

2011 г. - 7733,0 тыс.руб.

Из них:

- на формирование и развитие единой территориальной сети системы сельскохозяйственного консультирования:

2009 г. - 500,0 тыс.руб.

2010 г. - 500,0 тыс.руб.

2011 г. - 500,0 тыс.руб.

- формирование кадрового потенциала регионального центра районных (межрайонных) подразделений:

2009 г. - -

2010 г. - 50,0 тыс.руб.

2011 г. - 50,0 тыс.руб.

- увеличение количества пользователей консультационных услуг:

2009 г. - 4500,0 тыс.руб.

2010 г. - 5015,0 тыс.руб.

2011 г. - 5583,0 тыс.руб.

- пропаганда и распространение научно-технических достижений, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, новых методов хозяйствования:

2009 г. - 875,0 тыс.руб.

2010 г. - 1550,0 тыс.руб.

2011 г. - 1600,0 тыс.руб.

Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке на основании мониторинга и анализа выполнения Программы и в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики»

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности

1. Ежегодный рост выручки от реализации продукции сельского хозяйства за счет повышения производительности труда до 15%

2. Создание 3 тысяч рабочих мест

3. Увеличение среднемесячной заработной платы в сельскохозяйственных организациях к 2011 году до 8600 рублей

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами


Программа направлена на реализацию тактических задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма).

Реализация мероприятий Программы, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции посредством оказания консультационных услуг, позволит:

- улучшить финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повысить оплату труда работников;

- обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.

В Удмуртской Республике с 2000 года наблюдается устойчивая динамика роста производства продукции сельского хозяйства, объемы которой за данный период выросли с 10,1 до 33,3 млрд.рублей (в ценах текущих лет). В то же время по ряду показателей производства сельскохозяйственной продукции республика не достигла уровня базового 1990 года. Также в последние 2 года наблюдается некоторое замедление темпов роста производства, имеющийся потенциал продуктивности животных и урожайности растений не реализуется достаточно эффективно.

В связи с этим очевидно, что дальнейшая интенсификация сельского хозяйства может осуществляться на качественно новой основе, то есть посредством перехода к инновационному развитию путем внедрения техники и технологий нового поколения, в основу которых должны быть заложены такие параметры, как высокое качество и безопасность получаемой продукции, ресурсосбережение, экологическая безопасность, конкурентоспособность на рынке.

Госпрограммой в качестве первоочередных и приоритетных определены следующие цели:

- повышение занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивое развитие сельских территорий;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

В связи с этим в ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основных направлений государственной аграрной политики определено развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса (статья 5). В качестве меры реализации данного направления может применяться информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи (статья 6).

Поэтому в Госпрограмму включено направление «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства», которое сегодня является достаточно актуальным, востребованным и перспективным.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса (далее - АПК) возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, служба сельскохозяйственного консультирования является наиболее действенным механизмом решения этой проблемы.

С углублением рыночных отношений и соответственно усилением конкурентной среды руководителям и специалистам аграрных формирований требуется консультационная помощь в эффективной организации сельскохозяйственного производства, разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, а также информация в области маркетинга, налогообложения и бухгалтерского учета, финансового менеджмента. Причем возникает необходимость в информационном и консультационном обслуживании, которое обеспечивает не только оперативное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказывает им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта.

В настоящее время служба сельскохозяйственного консультирования России представлена федеральным центром, 52 региональными и 385 районными центрами сельскохозяйственного консультирования. Опыт их деятельности подтверждает необходимость организации и развития консультационных услуг.

Вместе с тем в Удмуртской Республике система сельскохозяйственного консультирования пока не создана, что в определенной степени является одним из сдерживающих факторов в стабилизации и дальнейшем развитии сельскохозяйственного производства.

Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

В Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24.03.2008 № 207-р, в разделе «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» не содержится конкретной расшифровки планируемых мероприятий с указанием сроков, ответственных исполнителей, ожидаемых результатов от отдельных мероприятий. Поэтому для эффективного использования средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики на обеспечение функционирования системы сельскохозяйственного консультирования необходима разработка программы ее развития.

Проблему информационно-консультационного и инновационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, так как для перехода на платные услуги служба должна пройти этап становления, иметь большой авторитет за счет высокого качества предоставляемых услуг, которое обеспечит постоянное повышение квалификации консультантов, их техническая и информационная поддержка, наработанный опыт, для чего необходим период оказания услуг на безвозмездной основе, в течение которого система должна развиваться при поддержке государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 145 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 145) предусматривается софинансирование из бюджета Российской Федерации в объеме до 95 процентов планируемых расходов.

3. Цель, задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации


Цель Программы - содействие устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий, улучшение социально-экономических условий жизни на селе через систему информационной, консультационной, научно-технической, обучающей поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Формирование и развитие единой территориальной сети системы сельскохозяйственного консультирования.

2. Формирование кадрового потенциала регионального консультационного центра и его районных (межрайонных) подразделений.

3. Увеличение количества пользователей консультационных услуг посредством квалифицированного предоставления консультационной помощи.

4. Пропаганда, распространение и внедрение научно- технических достижений, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, новых методов хозяйствования.     

Реализация программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2009 - 2011 годы).

4. Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы

Значение показателей

Показатели

ед.изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2008 г.

Количество оказанных консультаций для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения

тыс.ед.

-

7

8

15

Количество региональных центров по оказанию консультационной помощи

ед.

-

1

1

1

Количество районных (межрайонных) подразделений по оказанию консультационной помощи

ед.

1

3

8

13

13 раз

Охват районов действующими районными (межрайонными) подразделениями по оказанию консультационной помощи

%

4

12

32

52

13 раз

Количество консультантов регионального центра и районных (межрайонных) подразделений

чел.

2

30

40

40

20 раз

Количество консультантов, повысивших квалификацию

%

-

100

100

100

Количество организованных демонстрационных объектов (обучающие семинары, дни поля, выставки, научно-практические конференции, презентации и др.)

ед.

-

30

50

50

Количество сельхозтоваропроизводителей, работающих по договорам с региональным центром и районными (межрайонными) подразделениями

ед.

3

10

60

100

33 раза

Разработка и тиражирование методических рекомендаций, информационных и справочных изданий, брошюр, бюллетеней и др.

ед.

4

6

12

15

3,7 раза

Объем выручки от реализации продукции сельского хозяйства

млн.руб.

14000,0

14002,7

14006,2

14010,1

100,1

Ежегодный рост выручки от реализации продукции сельского хозяйства за счет повышения производительности труда до 15%

млн.руб.

2,7

3,5

3,9

Повышение уровня жизни и доходов в сельской местности: среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях

руб.

5768,0

6400,0

7500,0

8600,0

151

Создание новых рабочих мест

тыс.чел.

0,5

1,0

1,5

Коэффициент эффективности расходования бюджетных средств

%

46,0

49,1

50,4

5. План мероприятий Программы

Наименование мероприятия

Направления расходов

Объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики, тыс.руб.

Исполнитель

Ожидаемые результаты

Всего

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Формирование и развитие единой территориальной сети системы сельскохозяйственного консультирования

Создание республиканского центра сельскохозяйственного консультирования

Приобретение техники и оборудования и прочие текущие расходы

1500,0

500,0

500,0

500,0

Минсельхозпрод УР, организации, выполняющие

Создание и обеспечение деятельности республиканского центра

Организация районных (межрайонных) подразделений республиканского центра сельскохозяйственного консультирования

государственный заказ на конкурсной основе

и 18 районных (межрайонных) подразделений

Развитие инфраструктуры и материально-технической базы республиканского центра и районных (межрайонных)подразделений

Увеличение количества пользователей консультационных услуг посредством квалифицированного предоставления консультационной помощи

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению

Прочие текущие расходы (затраты на оказание консультационной помощи)

15098,0

4500,0

5015,0

5583,0

Минсельхозпрод УР

Ежегодный рост выручки от реализации до 15%

Проведение краткосрочных обучающих семинаров

Инновационная деятельность

Пропаганда и распространение научно-технических достижений, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, новых методов хозяйствования

Повышение уровня знаний и практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения

Прочие текущие расходы (проведение выставок, полевых дней, демонстрационных площадок)

1677,0

527,0

550,0

600,0

Минсельхозпрод УР

Рост доходов населения - увеличение заработной платы до 8600 рублей, создание 3 тысяч новых рабочих мест

Разработка и тиражирование методических материалов, информационных, справочных изданий по распространению инновационных разработок, передового производственного опыта, периодических изданий, видеопродукции (далее - информационные материалы)

Прочие текущие расходы (разработка и тиражирование информационных материалов)

1948,0

348,0

800,0

800,0

Минсельхозпрод УР, организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе

Формирование, систематизация и актуализация информационной базы консультационных ресурсов, предоставление консультационных услуг посредством функционирования Интернет-портала

400,0

-

200,0

200,0

Минсельхозпрод УР

Формирование кадрового потенциала регионального консультационного центра и районных (межрайонных) подразделений

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов-консультантов

Прочие текущие расходы (проведение обучающих и практических мероприятий)

100,0

-

50,0

50,0

Минсельхозпрод УР

Количество консультантов, повысивших квалификациюдовести до 100%

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»