а) Планируемые мероприятия по охране лесов
В соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 51) леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Для охраны лесов выстроена целая система мероприятий, которая позволяет контролировать ситуацию и оперативно применять меры по локализации или ликвидации негативного воздействия на леса, в т.ч. следить за пожарной обстановкой, лесопатологическим состоянием и осуществлять охрану лесов от лесонарушений.
В настоящее время в УР функционирует система охраны лесов, которая позволяет оперативно обнаруживать и тушить лесные пожары и реагировать на другие негативные воздействия, в т. ч. на лесонарушения. В связи с изменениями в Лесном законодательстве в системе произошли соответствующие модификации, которые не должны повлиять на эффективность работы.
В соответствии с Лесным кодексом РФ и «Правилами пожарной безопасности в лесах», утвержденными Правительством РФ от 30 июня 2007 г. N 417, зоны ответственности строго распределены между министерствами, ведомствами и организациями УР.
Министерство Лесного хозяйства УР организует выполнение противопожарных мероприятий и работ по охране и защите леса, обеспечивает пожарную безопасность и охрану лесов, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
Государственные учреждения - лесничества контролируют выполнение объемов мероприятий по охране лесов и занимаются противопожарной пропагандой, мониторингом пожарной опасности.
Национальный парк «Нечкинский», Администрация муниципального образования города Ижевска, арендаторы лесных участков самостоятельно проводят мероприятия по охране лесов и организуют системы обнаружения и тушения лесных пожаров на своих территориях.
Государственное учреждение «Удмуртлес» по договору с Министерством лесного хозяйства УР проводит охранные мероприятия в не переданных в аренду лесах лесного фонда, осуществляет тушение лесных пожаров в этих лесах силами пожарно-химических станций, а, в случае необходимости, дополнительными силами и средствами согласно Планам тушения лесных пожаров. В перспективе исполнитель работ по охране лесов и тушению лесных пожаров будет определяться на конкурсной основе.
Управление Россельхознадзора по УР осуществляет пожарный надзор.
Планируется совершенствование сложившейся системы охраны лесов и организация спектра мероприятий:
- профилактических;
- ограничительных;
- по ликвидации результатов негативного воздействия, в т.ч. от лесных пожаров.
- по охране лесов от пожаров.
С целью выполнения всего комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров перед началом пожароопасного сезона проводятся подготовительные работы, которые начинаются с планирования объемов профилактических противопожарных мероприятий.
Планируемые объемы профилактических противопожарных мероприятий на период действия Лесного плана приведены в Приложении 15.
Для организации совместной работы по охране лесов от пожаров, оперативного обнаружения виновников лесных пожаров и других нарушителей лесного законодательства заключается «Соглашение о взаимодействии Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике в предупреждении, тушении лесных пожаров, выявлении виновников лесных пожаров и пресечении нарушений правил пожарной безопасности в лесах РФ».
В целях оперативного тушения лесных пожаров разрабатываются Планы тушения лесных пожаров, по которым, в случае необходимости, привлекаются дополнительные силы и средства. На конкурсной основе заключается договор на авиационное патрулирование по охране лесов от пожаров. Проводится проверка готовности Пожарно-химических станций на предмет наличия и исправности пожарного оборудования и комплектации пожарных команд, наличие и исправность радиостанций, уточняются зоны охраны лесов, разрабатываются маршруты авиапатрулирования.
Авиационное патрулирование планируется только для обнаружения лесных пожаров, т.к. имеющаяся сеть дорог позволяет доставлять лесопожарные команды практически до всех лесных участков наземным транспортом. Территория авиазоны незначительна, поэтому содержание авиапожарных команд экономически нецелесообразным. Патрулирование планируется проводить на самолете Ан-2. При необходимости доставка на пожар оборудования и пожарных команд планируется использовать вертолет МИ-2.
На 2009 год и последующие годы планируется выполнять режим двукратного авиапатрулирования: при II КПО - полеты через 1-2 дня (при наличии пожаров ежедневно), при III КПО - ежедневно (при наличии пожаров - дважды в день), при IV -V КПО два раза в день.
Для осмотра территории разработаны маршруты патрулирования воздушного судна. Маршруты патрулирования приведены на рисунке 2.5.1.