ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2009 года № 4
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»
В целях обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в медицинских учреждениях Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 12 января 2009 года № 4
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»
Наименование ведомственной целевой программы | Ведомственная целевая программа «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2008 года № 803-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы» |
Заказчик Программы | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - Минздрав Удмуртской Республики или МЗ УР) |
Разработчик Программы | Минздрав Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Минздрав Удмуртской Республики; Государственное учреждение здравоохранения «Первая республиканская клиническая больница» МЗ УР (далее - ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР); Государственное учреждение здравоохранения «Республиканский клинико-диагностический центр» МЗ УР (далее - ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР); организации, отобранные в порядке, предусмотренном законодательством |
Основная цель Программы | Обеспечение доступности и повышение качества оказания уроандрологической медицинской помощи юношам и мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в учреждениях здравоохранения |
Основные задачи Программы | Улучшение системы организации специализированной амбулаторной уроандрологической медицинской помощи по ранней диагностике и лечению патологий мочеполового тракта у мужчин; Обеспечение доступности и высокого качества уроандрологической медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями, улучшение качества их жизни, увеличение продолжительности жизни мужчин, сокращение сроков их лечения и восстановления трудоспособности, снижение инвалидизации и повышение репродуктивной функции; Развитие материально-технической базы ГУЗ «1РКБ» МЗ УР и ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР, где оказывается специализированная уроандрологическая медицинская помощь при нарушениях мужского здоровья, и обеспечение учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой; Осуществление подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений (хирургов, педиатров, терапевтов, урологов, эндокринологов, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов); Информационное обеспечение населения, медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь при нарушениях мужского здоровья, соответствующими просветительскими и образовательными материалами по вопросам охраны мужского здоровья, профилактики и лечения |
Целевые индикаторы Программы | Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 40-60 лет с целью выявления на ранних стадиях рака предстательной железы. Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 18-35 лет с целью выявления на ранних стадиях рака яичка |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы предусматривается с 2009 по 2011 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 годах из бюджета Удмуртской Республики составляет 46 885 тыс. рублей, в том числе: - в 2009 году - 21 464 тыс. руб. - в 2010 году - 23 115 тыс. руб. - в 2011году - 2 306 тыс. руб. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой, и в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели | Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленным на ранних стадиях раком предстательной железы, за счет перевода не менее 7% таких больных на амбулаторное лечение за период 2009 - 2011 годов; Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленным на ранних стадиях раком яичка на 3%; Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленной доброкачественной гиперплазией предстательной железы за счет перевода не менее 8% таких больных на амбулаторное лечение; Уменьшение количества вызовов скорой медицинской помощи по поводу осложнений аденомы простаты - острая задержка мочи за счет выявления заболеваний на ранних стадиях и проведения адекватного амбулаторного лечения не менее 10%; Снижение количества оперативного вмешательства по поводу аденомы предстательной железы за счет выявления заболевания на ранних стадиях и увеличения продолжительности консервативного лечения не менее 10%; Уменьшение дней временной нетрудоспособности при амбулаторно-поликлиническом лечении заболеваний предстательной железы не менее 8%. |
Состояние здоровья мужчин как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике - острая медико-социальная проблема, от которой зависит благополучие страны, в том числе и демографическая ситуация. Уровень смертности мужчин существенно выше, чем у женщин. Среди причин смерти мужчин преобладают сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, отравления и травмы, онкологические заболевания. В результате повышенной частоты случаев смерти от несчастных случаев, отравлений и травм в молодых и трудоспособных возрастах население, особенно мужское, нередко не доживает до пожилого возраста. Это подтверждается и тем, что доля лиц пожилого и старческого возраста в Удмуртской Республике составляет среди мужской части населения только 10,2%, тогда как среди женщин она равна 18,5%. Уровень смертности мужчин от несчастных случаев выше аналогичного показателя среди женщин в 4,2 раза (в т.ч. от отравлений алкоголем - в 3,7 раза, самоубийств - в 5,9 раза), болезней органов дыхания - в 3,0 раза, новообразований - в 1,4 раза, болезней пищеварения - в 1,6 раза и т.д.
Среднестатистический российский мужчина, в отличие от женщин, гораздо меньше внимания уделяет своему здоровью. Несмотря на значительное развитие здравоохранения, мужчин среднего и старшего возраста по-прежнему сопровождают болезни, существенно сокращая их активную и полноценную жизнь. Несомненно, что образ жизни, который ведет сегодня современный мужчина, только усугубляет эти процессы. Постоянные перегрузки, стрессы, нездоровый образ жизни, гиподинамия, злоупотребление алкоголем, табакокурение, ожирение и наряду с этим особая категория молодых людей, прошедших так называемые «горячие точки», - вот те социальные факторы, влияющие на мужское здоровье. Кроме того, доказано, что начиная с 30-летнего возраста происходит естественное снижение мужского полового гормона. В результате такого процесса развивается метаболический синдром, нарушается половая функция, отмечаются вегетативные симптомы, ухудшается общее состояние, память, сон, появляется депрессивное состояние, снижается работоспособность. Физиологические причины в сочетании с неправильным образом жизни могут повлечь за собой гипертонию, инсульт, инфаркт, сахарный диабет, онкологические заболевания, цирроз печени и другие болезни внутренних органов.
Таким образом, понятие «Мужское здоровье» следует рассматривать как междисциплинарную проблему, к которой имеют отношение специалисты разных медицинских профессий: терапевты, кардиологи, эндокринологи, урологи, неврологи, психиатры и др. Нужна скоординированная работа этих специалистов по вопросам мужского здоровья, начиная с рождения и до глубокой старости. На сегодня только 10-15% мужчин старше 45 лет посещают терапевта для консультативной помощи, 25-30% приходят к урологу, и в то же время до 40-45% мужчин, госпитализированных в терапевтические и кардиологические стационары, имеют урологические нарушения, которые чаще всего остаются без должного внимания и лечения.
До 60% населения страны в течение года обращаются за медицинской помощью, из них 14% - урологические больные. В Удмуртской Республике ежегодно до 90 000 мужчин обращаются в лечебно-профилактические учреждения за урологической помощью. По данным научно-исследовательских работ, у 30% мужчин с урологическими заболеваниями имеется андрологическая патология: простатиты, эректильная дисфункция, мужское бесплодие и др. Аденома предстательной железы встречается у каждого четвертого мужчины после 50 лет, у каждого второго после 60 лет и у каждого мужчины после 70 лет. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы - прогрессирующее заболевание. Отсутствие терапии приводит к нарастанию симптоматики, ухудшению качества жизни, возрастанию риска острой задержки мочи и необходимости хирургического вмешательства. В свою очередь рак предстательной железы вышел на второе место как причина смерти мужчин от онкологических заболеваний в Российской Федерации.
Кроме этого, одной из наиболее острых медико-социальных проблем остается состояние репродуктивного здоровья у мужчин. На фоне низкой продолжительности жизни мужчин (в среднем 60 лет), которая обусловлена возросшей смертностью в возрастной группе от 35 до 55 лет, наблюдается ухудшение показателей сперматогенеза как в количественном, так и в качественном отношении, что до 50% случаев является причиной бесплодных браков. В настоящее время в России до 4 млн. бесплодных мужчин. Эти факторы, в свою очередь, приводят к снижению рождаемости и ухудшению демографической ситуации в стране.
С проблемами воспалительных процессов мужской половой сферы, а также нарушения репродуктивной функции мужчины обращаются к врачам-урологам, к сожалению, нередко в запущенных стадиях заболевания. Вместе с тем, в настоящее время в организации урологической службы Удмуртской Республики имеются кадровые и материально-технические проблемы:
обеспеченность врачами-урологами в Удмуртской Республике составляет 63% от утвержденной штатной численности;
основная масса врачей-урологов работает в учреждениях здравоохранения города Ижевска (76% всех врачей-урологов Удмуртской Республики), остальные врачи-урологи работают в учреждениях здравоохранения городов Сарапула, Воткинска, Глазова и поселка Ува;
существующая лечебно-диагностическая база учреждений здравоохранения, особенно в поликлиниках, не позволяет заниматься диагностикой и лечением урологических заболеваний в соответствии с современными достижениями медицинской науки и практики.
Все эти причины не могут в полной мере гарантировать доступную квалифицированную медицинскую помощь. В результате поздней обращаемости, несвоевременной диагностики, отсутствия должного диспансерного наблюдения качество жизни мужской части населения снижается.
Первый этап решения данной проблемы - это создание системы организации специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению урологической патологии с обеспечением доступности и качества медицинской помощи мужскому населению Удмуртской Республики. Решение данной проблемы с учетом ее сложности и важности целесообразно программно-целевым методом путем реализации Программы. Организация центров «мужского здоровья» на базе специализированных урологических кабинетов в государственных учреждениях здравоохранения призваны способствовать повышению качества жизни мужской части населения Удмуртской Республики: проведение медицинских осмотров и диспансеризации, обследования и своевременного лечения. Современные профилактические технологии способны не только сохранить здоровье, но и существенно продлить жизнь.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также с учетом поручения Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова 2 апреля 2008 года основной целью Программы определено обеспечение доступности и качества уроандрологической медицинской помощи юношам и мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в учреждениях здравоохранения Удмуртской Республики.
Основными задачами Программы являются:
- создание системы организации специализированной урологической помощи по диагностике и лечению мужского населения с использованием современных методов диагностики и лечения;
- обеспечение доступности и качества урологической помощи населению Удмуртской Республики, особенно в трудоспособном возрасте;
- совершенствование материально-технической базы ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР, ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР для оказания специализированной урологической помощи при заболеваниях мужской мочеполовой сферы;
- совершенствование информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам мужского здоровья.
Индикатор | Ед. | 2007 г. | 2008 г. ожидаемое значение | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2009- 2011 г. |
Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 40-60 лет с целью выявления на ранних стадиях рака предстательной железы | % | 0 | 0 | 10 | 20 | 30 | 60 |
Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 18-35 лет с целью выявления на ранних стадиях рака яичка | % | 0 | 0 | 5 | 10 | 15 | 30 |
|
| Направления расходов | Источники финанси- рования | Объем финансирования |
|
| ||||||
п/п | мероприятий | вложения, научно- | Бюджет | Годы | В том числе | результаты | ||||||
исследователь- ские и опытно- конструкторские работы, прочие текущие расходы) | Удмуртской Республики (тыс.рублей) | реали- зации всего | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Приобретение оборудования для оснащения специализированного кабинета андролога в Республиканском центре планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР и ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР | Прочие текущие расходы | 40000,0 | 40000,0 | 20000,0 | 20000,0 | Минздрав Удмуртской Республики | Повышение качества лечебно- диагностического процесса за счет своевременной диагностики и выявления заболеваний на ранних стадиях развития и совершенствования оказания специализированной медицинской помощи | ||||
2 | Приобретение компьютерной техники для оснащения кабинета специализированного приема андролога в Республиканском центре планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР | Прочие текущие расходы | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Минздрав Удмуртской Республики | Высокий уровень качества скрининг- обследования, мониторинга, анализа | |||||
3 | Организация проведения медицинских осмотров мальчиков участковыми педиатрами, хирургами, урологами на предмет выявления аномалий развития и заболеваний мочеполовой системы | Минздрав Удмуртской Республики | Снижение осложнений репродуктивной и половой функции за счет раннего выявления и устранения патологии в детском возрасте | |||||||||
4 | Организация проведения медицинских осмотров урологами, хирургами работающих мужчин на выявление заболеваний, онкопатологии мочеполовой системы и возрастных уроандрологических изменений | Минздрав Удмуртской Республики | Выявление группы риска с патологией мочеполовой системы на ранних стадиях развития | |||||||||
5 | Организация проведения анкетирования на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, центральных районных больниц и центральных городских больниц: тиражирование анкет для мужчин | Прочие текущие расходы | 128,33 | 128,33 | 21,250 | 42,830 | 64,250 | Минздрав Удмуртской Республики | Выявление группы риска с патологией мочеполовой системы на ранних стадиях развития | |||
6 | Организация проведения медицинского обследования мужчин выявленной группы риска на патологию мочеполовой системы на ранних стадиях развития | Минздрав Удмуртской Республики | Выявление заболеваний на ранних стадиях и проведения адекватного амбулаторного лечения | |||||||||
7 | Разработка видеоролика о проблемах мужского здоровья | Прочие текущие расходы | 250,0 | 250,0 | 250,0 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||||
8 | Прокат видеоролика о проблемах мужского здоровья на телевидении | Прочие текущие расходы | 2061,5 | 2061,5 | 1328,6 | 732,9 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | ||||
9 | Подготовка буклета о проблемах мужского здоровья для населения | Прочие текущие расходы | 128,33 | 128,33 | 21,250 | 42,830 | 64,250 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||
10 | Осуществление подготовки специалистов лечебно- профилактических учреждений (хирургов, педиатров, терапевтов, урологов, эндокринологов, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов): постоянно действующие семинары, республиканские и межрайонные семинары-совещания, научно- практические общества | Минздрав Удмуртской Республики | Повышение уровня квалификации специалистов | |||||||||
11 | Издание наглядного информационного материала о проблемах мужского здоровья (плакаты) | Прочие текущие расходы | 101,54 | 101,54 | 75,6 | 25,94 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | ||||
12 | Социальная реклама на общественном транспорте (дизайн, оформление и аренда) | Прочие текущие расходы | 241,8 | 241,8 | 101,4 | 68,0 | 72,4 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||
13 | Изготовление баннеров и аренда сити- бордов в г. Ижевске | Прочие текущие расходы | 2373,5 | 2373,5 | 771,0 | 774,5 | 828,0 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||
14 | Создание и поддержание функционирования сайта Республиканского центра планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР в сети Интернет | Прочие текущие расходы | 90,9 | 90,9 | 59,9 | 15,00 | 16,0 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||
15 | Публикации в печатных средствах массовой информации материалов | Прочие текущие расходы | 1409,1 | 1409,1 | 413,6 | 467,3 | 528,2 | Минздрав Удмуртской Республики | Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин | |||
16 | Итого: | Прочие текущие расходы | 46885,00 | 46885,00 | 41464,00 | 3115,00 | 2306,00 | |||||
17 | в т. ч. бюджет Удмуртской Республики | Прочие текущие расходы | 46885,00 | 46885,00 | 21464,00 | 23115,00 | 2306,00 |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных Минздраву Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
Ресурсное обеспечение Программы в 2009 - 2011 годах предусматривает решение задач по созданию системы организации специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению мужского здоровья с использованием специализированных технологий на региональном уровне; обеспечению доступности и высокого качества медицинской помощи по профилактике, диагностике, лечению, в том числе восстановительному, нарушений мочеполового тракта у мужчин; развитию материально-технической базы Республиканского Центра планирования семьи ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР, ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР, оказывающих специализированную медицинскую помощь при нарушениях мужского здоровья, и обеспечение их современным медицинским оборудованием и аппаратурой, информационному обеспечению населения, медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь при данной патологии, соответствующими просветительскими и образовательными материалами по вопросам охраны мужского здоровья, профилактики и лечения его современными методами.
Общий объем финансирования Программы составляет 46 885 тыс. рублей, в том числе:
- в 2009 году - 21 464 тыс. руб.
- в 2010 году - 23 115 тыс. руб.
- в 2011 году - 2 306 тыс. руб.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой, и в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Заказчик Программы - Минздрав Удмуртской Республики, обеспечивает реализацию Программы в пределах текущих расходов, предусмотренных Минздраву Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год, направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в соответствующем финансовом году в срок до 1 марта текущего года.
Минздрав Удмуртской Республики заключает договоры на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд Удмуртской Республики с организациями, определенными в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принимает и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями договора, соглашения.
Минздрав Удмуртской Республики ежегодно уточняет с учетом выделяемых на Программу финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Минздрав Удмуртской Республики ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.