Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2009 года № 4

Об утверждении ведомственной целевой программы
«Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»



В целях обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в медицинских учреждениях Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 12 января 2009 года № 4

     

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

     

1. ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
«Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2008 года № 803-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Мужское здоровье в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы»

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - Минздрав Удмуртской Республики или МЗ УР)

Разработчик Программы

Минздрав Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Минздрав Удмуртской Республики;

Государственное учреждение здравоохранения «Первая республиканская клиническая больница» МЗ УР (далее - ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР); Государственное учреждение здравоохранения «Республиканский клинико-диагностический центр» МЗ УР (далее - ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР);

организации, отобранные в порядке, предусмотренном законодательством

Основная цель Программы

Обеспечение доступности и повышение качества оказания уроандрологической медицинской помощи юношам и мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в учреждениях здравоохранения

Основные задачи Программы

Улучшение системы организации специализированной амбулаторной уроандрологической медицинской помощи по ранней диагностике и лечению патологий мочеполового тракта у мужчин;

Обеспечение доступности и высокого качества уроандрологической медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями, улучшение качества их жизни, увеличение продолжительности жизни мужчин, сокращение сроков их лечения и восстановления трудоспособности, снижение инвалидизации и повышение репродуктивной функции;

Развитие материально-технической базы ГУЗ «1РКБ» МЗ УР и ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР, где оказывается специализированная уроандрологическая медицинская помощь при нарушениях мужского здоровья, и обеспечение учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой;

Осуществление подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений (хирургов, педиатров, терапевтов, урологов, эндокринологов, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов);

Информационное обеспечение населения, медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь при нарушениях мужского здоровья, соответствующими просветительскими и образовательными материалами по вопросам охраны мужского здоровья, профилактики и лечения

Целевые индикаторы Программы

Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 40-60 лет с целью выявления на ранних стадиях рака предстательной железы.

Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 18-35 лет с целью выявления на ранних стадиях рака яичка

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы предусматривается с 2009 по 2011 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 годах из бюджета Удмуртской Республики составляет 46 885 тыс. рублей,

в том числе:

- в 2009 году - 21 464 тыс. руб.

- в 2010 году - 23 115 тыс. руб.

- в 2011году - 2 306 тыс. руб.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой, и в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели
социально- экономической эффективности

Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленным на ранних стадиях раком предстательной железы, за счет перевода не менее 7% таких больных на амбулаторное лечение за период 2009 - 2011 годов;

Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленным на ранних стадиях раком яичка на 3%;

Снижение числа случаев временной нетрудоспособности и затрат на госпитализацию больных с выявленной доброкачественной гиперплазией предстательной железы за счет перевода не менее 8% таких больных на амбулаторное лечение;

Уменьшение количества вызовов скорой медицинской помощи по поводу осложнений аденомы простаты - острая задержка мочи за счет выявления заболеваний на ранних стадиях и проведения адекватного амбулаторного лечения не менее 10%;

Снижение количества оперативного вмешательства по поводу аденомы предстательной железы за счет выявления заболевания на ранних стадиях и увеличения продолжительности консервативного лечения не менее 10%;

Уменьшение дней временной нетрудоспособности при амбулаторно-поликлиническом лечении заболеваний предстательной железы не менее 8%.

     

2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Состояние здоровья мужчин как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике - острая медико-социальная проблема, от которой зависит благополучие страны, в том числе и демографическая ситуация. Уровень смертности мужчин существенно выше, чем у женщин. Среди причин смерти мужчин преобладают сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, отравления и травмы, онкологические заболевания. В результате повышенной частоты случаев смерти от несчастных случаев, отравлений и травм в молодых и трудоспособных возрастах население, особенно мужское, нередко не доживает до пожилого возраста. Это подтверждается и тем, что доля лиц пожилого и старческого возраста в Удмуртской Республике составляет среди мужской части населения только 10,2%, тогда как среди женщин она равна 18,5%. Уровень смертности мужчин от несчастных случаев выше аналогичного показателя среди женщин в 4,2 раза (в т.ч. от отравлений алкоголем - в 3,7 раза, самоубийств - в 5,9 раза), болезней органов дыхания - в 3,0 раза, новообразований - в 1,4 раза, болезней пищеварения - в 1,6 раза и т.д.

Среднестатистический российский мужчина, в отличие от женщин, гораздо меньше внимания уделяет своему здоровью. Несмотря на значительное развитие здравоохранения, мужчин среднего и старшего возраста по-прежнему сопровождают болезни, существенно сокращая их активную и полноценную жизнь. Несомненно, что образ жизни, который ведет сегодня современный мужчина, только усугубляет эти процессы. Постоянные перегрузки, стрессы, нездоровый образ жизни, гиподинамия, злоупотребление алкоголем, табакокурение, ожирение и наряду с этим особая категория молодых людей, прошедших так называемые «горячие точки», - вот те социальные факторы, влияющие на мужское здоровье. Кроме того, доказано, что начиная с 30-летнего возраста происходит естественное снижение мужского полового гормона. В результате такого процесса развивается метаболический синдром, нарушается половая функция, отмечаются вегетативные симптомы, ухудшается общее состояние, память, сон, появляется депрессивное состояние, снижается работоспособность. Физиологические причины в сочетании с неправильным образом жизни могут повлечь за собой гипертонию, инсульт, инфаркт, сахарный диабет, онкологические заболевания, цирроз печени и другие болезни внутренних органов.

Таким образом, понятие «Мужское здоровье» следует рассматривать как междисциплинарную проблему, к которой имеют отношение специалисты разных медицинских профессий: терапевты, кардиологи, эндокринологи, урологи, неврологи, психиатры и др. Нужна скоординированная работа этих специалистов по вопросам мужского здоровья, начиная с рождения и до глубокой старости. На сегодня только 10-15% мужчин старше 45 лет посещают терапевта для консультативной помощи, 25-30% приходят к урологу, и в то же время до 40-45% мужчин, госпитализированных в терапевтические и кардиологические стационары, имеют урологические нарушения, которые чаще всего остаются без должного внимания и лечения.

До 60% населения страны в течение года обращаются за медицинской помощью, из них 14% - урологические больные. В Удмуртской Республике ежегодно до 90 000 мужчин обращаются в лечебно-профилактические учреждения за урологической помощью. По данным научно-исследовательских работ, у 30% мужчин с урологическими заболеваниями имеется андрологическая патология: простатиты, эректильная дисфункция, мужское бесплодие и др. Аденома предстательной железы встречается у каждого четвертого мужчины после 50 лет, у каждого второго после 60 лет и у каждого мужчины после 70 лет. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы - прогрессирующее заболевание. Отсутствие терапии приводит к нарастанию симптоматики, ухудшению качества жизни, возрастанию риска острой задержки мочи и необходимости хирургического вмешательства. В свою очередь рак предстательной железы вышел на второе место как причина смерти мужчин от онкологических заболеваний в Российской Федерации.

Кроме этого, одной из наиболее острых медико-социальных проблем остается состояние репродуктивного здоровья у мужчин. На фоне низкой продолжительности жизни мужчин (в среднем 60 лет), которая обусловлена возросшей смертностью в возрастной группе от 35 до 55 лет, наблюдается ухудшение показателей сперматогенеза как в количественном, так и в качественном отношении, что до 50% случаев является причиной бесплодных браков. В настоящее время в России до 4 млн. бесплодных мужчин. Эти факторы, в свою очередь, приводят к снижению рождаемости и ухудшению демографической ситуации в стране.

С проблемами воспалительных процессов мужской половой сферы, а также нарушения репродуктивной функции мужчины обращаются к врачам-урологам, к сожалению, нередко в запущенных стадиях заболевания. Вместе с тем, в настоящее время в организации урологической службы Удмуртской Республики имеются кадровые и материально-технические проблемы:

обеспеченность врачами-урологами в Удмуртской Республике составляет 63% от утвержденной штатной численности;

основная масса врачей-урологов работает в учреждениях здравоохранения города Ижевска (76% всех врачей-урологов Удмуртской Республики), остальные врачи-урологи работают в учреждениях здравоохранения городов Сарапула, Воткинска, Глазова и поселка Ува;

существующая лечебно-диагностическая база учреждений здравоохранения, особенно в поликлиниках, не позволяет заниматься диагностикой и лечением урологических заболеваний в соответствии с современными достижениями медицинской науки и практики.

Все эти причины не могут в полной мере гарантировать доступную квалифицированную медицинскую помощь. В результате поздней обращаемости, несвоевременной диагностики, отсутствия должного диспансерного наблюдения качество жизни мужской части населения снижается.

Первый этап решения данной проблемы - это создание системы организации специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению урологической патологии с обеспечением доступности и качества медицинской помощи мужскому населению Удмуртской Республики. Решение данной проблемы с учетом ее сложности и важности целесообразно программно-целевым методом путем реализации Программы. Организация центров «мужского здоровья» на базе специализированных урологических кабинетов в государственных учреждениях здравоохранения призваны способствовать повышению качества жизни мужской части населения Удмуртской Республики: проведение медицинских осмотров и диспансеризации, обследования и своевременного лечения. Современные профилактические технологии способны не только сохранить здоровье, но и существенно продлить жизнь.

3. Основные цели и задачи Программы


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также с учетом поручения Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова 2 апреля 2008 года основной целью Программы определено обеспечение доступности и качества уроандрологической медицинской помощи юношам и мужчинам в диагностике и лечении урологических заболеваний на амбулаторном этапе в учреждениях здравоохранения Удмуртской Республики.

Основными задачами Программы являются:

- создание системы организации специализированной урологической помощи по диагностике и лечению мужского населения с использованием современных методов диагностики и лечения;

- обеспечение доступности и качества урологической помощи населению Удмуртской Республики, особенно в трудоспособном возрасте;

- совершенствование материально-технической базы ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР, ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР для оказания специализированной урологической помощи при заболеваниях мужской мочеполовой сферы;

- совершенствование информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам мужского здоровья.

4. Целевые индикаторы Программы

Индикатор

Ед.
изм.

2007 г.
базовое значение

2008 г. ожидаемое значение

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2009- 2011 г.

Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 40-60 лет с целью выявления на ранних стадиях рака предстательной железы

%

0

0

10

20

30

60

Охват медицинскими осмотрами возрастной группы мужчин 18-35 лет с целью выявления на ранних стадиях рака яичка

%

0

0

5

10

15

30

      

5. План мероприятий Программы





Наименование

Направления расходов
(капитальные

Источники финанси- рования

Объем финансирования
(тыс. рублей,
в ценах текущих лет)



Исполнитель



Ожидаемые

п/п

мероприятий

вложения, научно-

Бюджет

Годы

В том числе

результаты

исследователь- ские и опытно- конструкторские работы, прочие текущие расходы)

Удмуртской Республики (тыс.рублей)

реали- зации всего

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Приобретение оборудования для оснащения специализированного кабинета андролога в Республиканском центре планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР и ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР

Прочие текущие расходы

40000,0

40000,0

20000,0

20000,0

Минздрав Удмуртской Республики

Повышение качества лечебно- диагностического процесса за счет своевременной диагностики и выявления заболеваний на ранних стадиях развития и совершенствования оказания специализированной медицинской помощи

2

Приобретение компьютерной техники для оснащения кабинета специализированного приема андролога в Республиканском центре планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР

Прочие текущие расходы

100,0

100,0

100,0

Минздрав Удмуртской Республики

Высокий уровень качества скрининг- обследования, мониторинга, анализа

3

Организация проведения медицинских осмотров мальчиков участковыми педиатрами, хирургами, урологами на предмет выявления аномалий развития и заболеваний мочеполовой системы

Минздрав Удмуртской Республики

Снижение осложнений репродуктивной и половой функции за счет раннего выявления и устранения патологии в детском возрасте

4

Организация проведения медицинских осмотров урологами, хирургами работающих мужчин на выявление заболеваний, онкопатологии мочеполовой системы и возрастных уроандрологических изменений

Минздрав Удмуртской Республики

Выявление группы риска с патологией мочеполовой системы на ранних стадиях развития

5

Организация проведения анкетирования на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, центральных районных больниц и центральных городских больниц: тиражирование анкет для мужчин

Прочие текущие расходы

128,33

128,33

21,250

42,830

64,250

Минздрав Удмуртской Республики

Выявление группы риска с патологией мочеполовой системы на ранних стадиях развития

6

Организация проведения медицинского обследования мужчин выявленной группы риска на патологию мочеполовой системы на ранних стадиях развития

Минздрав Удмуртской Республики

Выявление заболеваний на ранних стадиях и проведения адекватного амбулаторного лечения

7

Разработка видеоролика о проблемах мужского здоровья

Прочие текущие расходы

250,0

250,0

250,0

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

8

Прокат видеоролика о проблемах мужского здоровья на телевидении

Прочие текущие расходы

2061,5

2061,5

1328,6

732,9

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

9

Подготовка буклета о проблемах мужского здоровья для населения

Прочие текущие расходы

128,33

128,33

21,250

42,830

64,250

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

10

Осуществление подготовки специалистов лечебно- профилактических учреждений (хирургов, педиатров, терапевтов, урологов, эндокринологов, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов): постоянно действующие семинары, республиканские и межрайонные семинары-совещания, научно- практические общества

Минздрав Удмуртской Республики

Повышение уровня квалификации специалистов

11

Издание наглядного информационного материала о проблемах мужского здоровья (плакаты)

Прочие текущие расходы

101,54

101,54

75,6

25,94

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

12

Социальная реклама на общественном транспорте (дизайн, оформление и аренда)

Прочие текущие расходы

241,8

241,8

101,4

68,0

72,4

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

13

Изготовление баннеров и аренда сити- бордов в г. Ижевске

Прочие текущие расходы

2373,5

2373,5

771,0

774,5

828,0

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

14

Создание и поддержание функционирования сайта Республиканского центра планирования семьи и репродукции ГУЗ «1РКБ» МЗ УР в сети Интернет

Прочие текущие расходы

90,9

90,9

59,9

15,00

16,0

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

15

Публикации в печатных средствах массовой информации материалов

Прочие текущие расходы

1409,1

1409,1

413,6

467,3

528,2

Минздрав Удмуртской Республики

Информационное обеспечение населения о проблемах мужского здоровья с вопросами охраны, профилактики лечения заболеваний мочеполового тракта у мужчин

16

Итого:

Прочие текущие расходы

46885,00

46885,00

41464,00

3115,00

2306,00

17

в т. ч. бюджет Удмуртской Республики

Прочие текущие расходы

46885,00

46885,00

21464,00

23115,00

2306,00

     

6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных Минздраву Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год.

Ресурсное обеспечение Программы в 2009 - 2011 годах предусматривает решение задач по созданию системы организации специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению мужского здоровья с использованием специализированных технологий на региональном уровне; обеспечению доступности и высокого качества медицинской помощи по профилактике, диагностике, лечению, в том числе восстановительному, нарушений мочеполового тракта у мужчин; развитию материально-технической базы Республиканского Центра планирования семьи ГУЗ «1 РКБ» МЗ УР, ГУЗ «РКДЦ» МЗ УР, оказывающих специализированную медицинскую помощь при нарушениях мужского здоровья, и обеспечение их современным медицинским оборудованием и аппаратурой, информационному обеспечению населения, медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь при данной патологии, соответствующими просветительскими и образовательными материалами по вопросам охраны мужского здоровья, профилактики и лечения его современными методами.

Общий объем финансирования Программы составляет 46 885 тыс. рублей, в том числе:

- в 2009 году - 21 464 тыс. руб.

- в 2010 году - 23 115 тыс. руб.

- в 2011 году - 2 306 тыс. руб.

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой, и в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

7. Механизм реализации Программы


Заказчик Программы - Минздрав Удмуртской Республики, обеспечивает реализацию Программы в пределах текущих расходов, предусмотренных Минздраву Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год, направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в соответствующем финансовом году в срок до 1 марта текущего года.

Минздрав Удмуртской Республики заключает договоры на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд Удмуртской Республики с организациями, определенными в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принимает и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями договора, соглашения.

Минздрав Удмуртской Республики ежегодно уточняет с учетом выделяемых на Программу финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.

Минздрав Удмуртской Республики ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.

8. Организация управления Программой

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»