Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года № 272

Об утверждении ведомственной целевой программы
«Безопасность учреждений здравоохранения
Удмуртской Республики на 2009-2011 годы»

(с изменениями на 31 мая 2010 года)



____________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179

____________________________________________________________________

В целях снижения уровня заболеваемости и производственного травматизма медицинских работников Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: (в ред. постановления Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179)

Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Безопасность учреждений здравоохранения Удмуртской Республики на 2009-2011 годы».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич


 Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 20 ноября 2008 года № 272

     

Ведомственная целевая программа
«Безопасность учреждений здравоохранения
 Удмуртской Республики на 2009-2011 годы»

     

1. Паспорт
ведомственной целевой программы
"Безопасность учреждений здравоохранения
 Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы"

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа «Безопасность учреждений здравоохранения Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 октября 2007 года № 959-р «О разработке проекта ведомственной целевой Программы «Безопасность учреждений здравоохранения Удмуртской Республики на 2009-2011 годы»

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Удмурсткой Республики (далее - Минздрав Удмуртии)

Разработчик Программы

Минздрав Удмуртии

Исполнители Программы

Минздрав Удмуртии, учреждения здравоохранения, подведомственные Минздраву Удмуртии (далее - ЛПУ)

Основные цели Программы

- сохранение жизни и здоровья медицинских работников в процессе трудовой деятельности;

- создание системы управления деятельностью по обращению с медицинскими отходами

Основные задачи Программы

- снижение уровня и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников ЛПУ;

- обеспечение условий труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и работников ЛПУ в области охраны труда;

- активизация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в ЛПУ, повышение качества их проведения;

- оптимизация существующих и внедрение экологически чистых технологических процессов накопления, временного хранения и утилизации медицинских отходов

Целевые индикаторы Программы

- Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел.;

- численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих, чел.;

- численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием, чел.;

- процент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ЛПУ;

- количество обученных руководителей, специалистов и работников ЛПУ по вопросам охраны труда, чел.;

- количество ЛПУ, лицензированных на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, обезвреживанию опасных отходов, кол-во

Сроки реализации Программы

2009 - 2011 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 годах составляет 29,990 млн. руб. Источники финансирования - бюджет Удмуртской Республики. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников здравоохранения;

- организация системы обращения с медицинскими отходами;

- внедрение технологии пиролитического сжигания медицинских отходов.

     

2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Обеспечение требований безопасности в ЛПУ требует принятия первоочередных мер для защиты работы медицинского персонала, который в настоящее время, оказывая помощь другим в силу своей профессии, сам оказывается незащищенным. По причине временной нетрудоспособности медицинских работников в среднем потери за год составляют более 480 тысяч календарных дней, не считая отпусков по беременности и родам. Ежегодные экономические потери достигают 39,0 млн.рублей (без начислений на оплату труда и доплату другим сотрудникам за временно отсутствующих работников). Помимо временной нетрудоспособности неудовлетворительное состояние условий труда остается основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Практически отсутствует тенденция к уменьшению числа профзаболеваний медицинских работников. Среди общего количества заболевших лидируют заболевания туберкулезом (2005 г. - всего 9 случаев профзаболеваний (из них, 4 случая заболевания туберкулезом), соответственно: в 2006 г. - 7 (5 случаев), 2007 г. - 4 (4 случая).

Остается нерешенным вопрос по обеспечению медицинских работников средствами индивидуальной защиты, хотя более 70% работников системы здравоохранения трудятся во вредных и опасных условиях труда, в том числе 80% женщин. Улучшать условия труда можно только на основе осуществления комплексной и плановой работы. Такое планирование возможно при наличии объективных данных, получаемых на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем, аттестация рабочих мест не может быть проведена без целевого финансирования, которое отсутствует. Поэтому в ЛПУ она ведется крайне медленно или вообще не проводится.

В 2007 году число аттестованных рабочих мест составило 26,0% от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда. В связи с отсутствием достоверной информации о состоянии рабочих мест в ЛПУ остается достаточно большой доля сотрудников, получающих компенсации за неблагоприятные условия труда (в 2007 году молоко получали - 13,7% работающих, компенсации и доплаты - 45,5%).

Состояние материально-технической базы многих учреждений в настоящий момент не соответствует предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям. По данным Управления Роспотребнадзора по Удмуртии 52% исследованных проб воздушной среды в ЛПУ не соответствовало гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в том числе по содержанию патогенной микрофлоры, которая может приводить к гнойно-септическим осложнениям у больных и хроническим заболеваниям медицинского персонала. Причина - неудовлетворительное состояние систем приточно-вытяжной вентиляции и отсутствие специализированных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. В целях профилактики онкологической заболеваемости и учета канцерогенных производств и контингента работающего персонала, разработки и проведения мероприятий по охране труда работников необходимо проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогенно-опасных производств.

Дефицит площадей в ЛПУ, ограниченность больничных территорий, особенно в черте городской застройки, приводит к неудовлетворительной организации работ по обращению со специфичными опасными медицинскими отходами. Вывоз дезинфицированных отходов на городские полигоны, слив отработанного дезинфицирующего раствора в канализацию приводят к попаданию хлора в почву, подземные воды, испарению в атмосферу. Средний медицинский персонал, ежедневно проводящий дезинфекцию, вдыхает огромные дозы хлора, что приводит также к возникновению аллергических, канцерогенных и генетических заболеваний. Помимо этого, создается реальная угроза распространения инфекционных заболеваний среди населения.

В 2005 году в ЛПУ республики было собрано около 7,0 тыс.тонн отходов, в 2006 году - 14,7 тыс. тонн, в 2007 году - 25,3 тыс. тонн и наблюдается устойчивая тенденция к интенсивному росту. Согласно требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» опасные и особо опасные отходы необходимо уничтожать на специальных установках (пиролизных печах при температуре более 1000єС для уничтожения инфекционного начала) термическими методами. Инсинераторы для сжигания медицинских отходов в Удмуртской Республике отсутствуют. До настоящего времени из-за отсутствия деструкторов практикуются ручные манипуляции с отработанным инструментарием. В среднем за год регистрируется около 500 аварийных ситуаций (уколы кожи рук иглами, порезы, попадание биоматериала на кожные покровы, слизистые оболочки), что приводит к увеличению риска профессионального заражения медицинского персонала.

В приспособленных, не соответствующих требованиям нормативных документов помещениях скапливаются опасные медицинские отходы: использованные шприцы и системы, перевязочные материалы, биологические, химические и лабораторные отходы, которые сдаются на утилизацию по мере финансовых возможностей. Не выполняются требования по организации контейнерных площадок с герметичными контейнерами, отсутствуют места для дезинфекции контейнеров. Использование современных научных разработок для оказания медицинской помощи, с одной стороны, обеспечивает безопасные условия труда, а с другой - заостряет внимание на проблеме обращения с медицинскими отходами, которые в настоящее время имеют тенденцию к качественным и количественным изменениям и требуют применения специализированных емкостей для сбора отходов и средств индивидуальной защиты.

Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с организацией работ по охране труда и обращению с отходами, обусловлена рядом следующих объективных причин:

- данные задачи требуют бюджетных расходов на плановой долгосрочной основе;

- необходима координация усилий исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, в частности, в вопросах обращения с отходами;

- решение проблем безопасности окажет значительный экономический эффект в обеспечении лечебного процесса, сохранении кадрового потенциала, здоровья персонала, пациентов и всего населения, экологической безопасности.

3. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики по созданию здоровых и безопасных условий труда медицинских работников, обеспечению нормативных требований по обращению с медицинскими отходами и повышению уровня экологической безопасности в связи с деятельностью учреждений здравоохранения Удмуртской Республики.

Задачами Программы являются:

- снижение уровня и предупреждение заболеваемости и производственного травматизма медицинских работников в Удмуртской Республике;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- активизация аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в ЛПУ, повышение качества их проведения;

- оптимизация существующих технологических процессов накопления, временного хранения и утилизации отходов для уменьшения их влияния на население и персонал.

Предполагается достижение поставленных целей за трехлетний период с 2009 года по 2011 год.

4. Целевые индикаторы по годам реализации Программы



Наименование индикатора


Единица измерения


Базовые значения

Годы реализации Программы

(2007 год)

2009 год

2010 год

2011 год

Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом

чел.

67

65

64

62

Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты)

число пострадавших на 1000 работающих

1,6

1,6

1,5

1,5

Число случаев профессиональных заболеваний

чел.

4

4

4

4

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

процентов

26,0

40,0

60,0

80,0

Внедрение технологии пиролитического сжигания опасных медицинских отходов

штук

-

1

1

2

5. План мероприятий Программы


Система мероприятий определяется основной целью и задачами Программы. Мероприятия указаны в приложении № 1 к настоящей Программе.

6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
(в ред. постановления Правительства УР от 31 мая 2010 года № 179)     

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Объем финансирования Программы на 2009 - 2011 годы составляет 29,990 млн. руб.

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.

Ресурсное обеспечение Программы в 2009 - 2011 годах предусматривает выполнение задач по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в ЛПУ, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, внедрению системы по обращению с медицинскими отходами.

7. Механизм реализации Программы


Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:

- обеспечивает реализацию Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики;

- направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в соответствующем финансовом году в установленные сроки;

- является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием;

- заключает контракты (договоры, соглашения) с участниками реализации Программы в соответствии с законодательством, принимает и оплачивает произведенные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги).

В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечивает координацию и контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежегодно уточняет, с учетом выделяемых на Программу финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для реализации Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.

8. Организация управления Программой


Организацию управления Программой осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики на основании программных мероприятий согласно установленным срокам и объемам финансирования на их исполнение.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики руководит профессиональными аспектами реализации программных положений в соответствии с законодательством, приказами, нормативно-инструктивными и методическими материалами.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики представляет в Правительство Удмуртской Республики и Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы за прошедший финансовый год в установленные ими сроки.

9. Контроль за реализацией Программы


Контроль и ответственность за реализацию Программы возлагаются на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

Министерство финансов Удмуртской Республики проводит выборочные проверки целевого использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на реализацию Программы.

10. Методика оценки эффективности Программы


Программные мероприятия носят социальный и экономический характер, выражающиеся в предупреждении и снижении уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников здравоохранения; обеспечении медицинских работников средствами индивидуальной защиты при работе с рентгенорадиологическим излучением, химическими веществами и инфекционными возбудителями; оборудовании санитарно-бытовых помещений для персонала медицинских учреждений; обучении специалистов-членов комиссий по предварительным и периодическим медицинским осмотрам по вопросам профпатологии в рамках своей специальности; активизации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Оценка эффективности Программы осуществляется путем сопоставления уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и состояния условий труда медицинских работников в Удмуртской Республике и количества ЛПУ, лицензированных на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, обезвреживанию опасных отходов за соответствующий период (год) с уровнем и состоянием предыдущего периода (года).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»