Недействующий

Об утверждении индикативного плана социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2008 - 2010 годы

   Управление автодорожным хозяйством

Автодорожное хозяйство является одной из самых проблематичных сфер экономики. Значительное недофинансирование отрасли в течение ряда последних лет привело к дестабилизации автодорожного хозяйства.

Показатель № 53

Обострение ситуации началось в 2003 году, когда были упразднены источники формирования дорожных фондов (налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств). Новые же источники (акцизы на нефтепродукты и транспортный налог) лишь частично компенсировали финансовые потери дорожных фондов. А с 2005 года Закон Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах Российской Федерации», регламентировавший финансирование дорожной отрасли страны на протяжении более десяти лет, утратил силу.

В результате объемы финансирования дорожных работ в сопоставимых ценах в настоящее время по сравнению с 2000 годом снизились в 2 раза.

В 2001 году за счет средств дорожного фонда было построено 120 км и отремонтировано 306 км автомобильных дорог. В 2006 году эти показатели составили соответственно 6,2 км и 24,8 км.

Недоремонт дорог общего пользования Удмуртской Республики растет с каждым годом и в настоящее время составляет более 85,0%, поскольку вместо положенных 900 км за год ремонтируется 20-40 км. На полную ликвидацию недоремонта необходимо свыше 15 млрд.руб. Собственных средств республики на ликвидацию недоремонта недостаточно, а из федерального бюджета в виде финансовой помощи выделяются средства только на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики.

Кроме того, в настоящее время остро стоит вопрос о приведении в нормативное состояние муниципальных и «бесхозных» автомобильных дорог. Протяженность таких дорог в Удмуртской Республике составляет 1430 км. Из них 955 км - это направления, на которых отсутствует какое-либо покрытие проезжей части, земляное полотно, инженерные сооружения. Остальные 475 км дорог находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Отвод земельных участков под данные дороги не произведен, имеются участки, проходящие по землям лесного фонда. Правоустанавливающие документы, проектная и прочая документация на данные автодороги отсутствуют.

По предварительным данным для приведения в нормативное состояние 1430 км сельских дорог необходимо свыше 17 млрд.руб.

На 2010 год в консолидированном бюджете Удмуртской Республики на развитие дорожного хозяйства запланировано 421,3 млн. руб. (показатель №73).

Индикатор № 94.

Обеспеченность капитально отремонтированными дорогами общего пользования с твердым покрытием в целом по республике увеличилась с 0,5% в 2006 году до 0,6% по оценке в 2007 году, но остается ниже уровня 2005 года (1,0%). Наивысшая обеспеченность в 2007 году сложилась в Алнашском районе (2,9%), Балезинском районе (2,8%).

Несмотря на то, что ведется работа по увеличению финансирования на строительство и реконструкцию автодорог за счет средств федерального бюджета, проводится комплекс работ по инвентаризации, паспортизации автомобильных дорог общего пользования, в прогнозном периоде существенного роста данного индикатора не предусматривается.

К 2010 году обеспеченность дорогами общего пользования с твердым покрытием в Удмуртской Республике составит 0,7%. Уровня 1% обеспеченности от норматива достигнут лишь Игринский и Можгинский районы.

Индикатор № 95

Ввод автомобильных дорог общего пользования, в том числе с гравийным покрытием, не достигает нормативных значений, установленных Программой социально - экономического развития УР на 2005 - 2009 годы.

При нормативном вводе дорог с гравийным покрытием в 2006 году в целом по республике 62,8 км ввод дорог составил 4,4 км в трех районах (Глазовский, Граховский, Увинский). Это обеспечило показатель удельного ввода дорог с гравийным покрытием на 86,0% от нормативного значения в среднем по республике.

По оценке в 2007 году и по прогнозу в 2008 году протяженность дорог с гравийным покрытием, заданная Программой, составит 67,4 км и 68,7 км, а реального ввода дорог не предусмотрено (0 км). Соответственно, значения индикатора равны 0%.

В 2009 году и 2010 году планируется достичь удельного ввода дорог с гравийным покрытием на 27,5% и 34,1% от нормативного значения в среднем по республике за счет ввода дорог в Граховском (4,1 км), Кезском (2,5 км), Юкаменском (4,0 км), Ярском (1,7 км) районах.

Индикатор № 96

Если в 2005 году из 1978 населенных пунктов 654 (33,1 %) не имели дорог с твердым покрытием, то к 2010 году таких населенных пунктов будет не более 571. Соответственно значение индикатора снизится до 28,9%.

По оценке 2007 года в 4 районах из 25 удельный вес населенных пунктов, не имеющих дорог с гравийным покрытием до сети путей сообщения общего пользования, выше среднего уровня - Каракулинский (59,4%), Кезский (64,2%), Якшур-Бодьинский (50,0%), Ярский (52,9%). В остальных районах значение индикатора меняется от 47,2% в Селтинском районе до 4,8% в Камбарском районе.

К 2010 году в Камбарском и Киясовском районах планируется провести автомобильную дорогу с твердым покрытием к каждому населенному пункту.

Основным фактором, существенно влияющим на динамику вышеперечисленных индикаторов и показателей, является недостаточность финансовых средств. В связи с изменениями российского законодательства в области финансирования дорожного хозяйства произошло падение объемов выделяемых на дорожные работы средств. Пришедшие на смену налога на пользователей автомобильных дорог источники лишь частично восполнили утрату.

Важным фактором, влияющим на снижение основных показателей дорожной отрасли, является высокая инфляции. В последние годы произошло значительное удорожание строительных, горюче-смазочных материалов, транспортных расходов более чем в два раза, что ведет к увеличению сметной стоимости в текущих ценах.

Существенными факторами являются и сезонность дорожных работ, и неравномерный цикл финансирования дорожно-строительных работ. Объемы финансирования заново утверждаются каждый год, при этом денежные средства начинают выделяться не раньше второго квартала. Из-за этого теряется по 3-4 месяца в году, когда отсутствует возможность строить дороги.

Для решения проблем дорожной отрасли, а также для успешного выполнения программы строительства и реконструкции дорог в связи с празднованием 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России необходимо:

- принятие федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации»;

- разработать и принять целевую программу «Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог для приемки их в сеть автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики на 2008 - 2012 годы»;

- формировать стабильные целевые источники финансирования дорожного хозяйства для всех уровней управления;