Недействующий

Об утверждении индикативного плана социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2008 - 2010 годы

Управление в области здравоохранения
     Показатели №№ 12 - 18, 68 - 70, 76,
индикаторы №№ 124 - 129

Показатель средней продолжительности временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего стабилизировался (показатель № 12). На снижении длительности лечения по ряду заболеваний оказывает существенное влияние внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения, грамотно организованная система реабилитации больных после перенесенных заболеваний. Организованная массовая вакцинация против гриппа и других управляемых инфекций позволила существенно снизить в последние годы число заболевших гриппом, ОРЗ, дифтерией, корью, вирусными гепатитами и длительность этих заболеваний.

Удельный вес детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений имеет тенденцию к снижению, как и в целом по Российской Федерации (показатель № 13). Причинами являются: низкий уровень здоровья беременных женщин, новорожденных детей, повышенные учебные нагрузки, недостаточное формирование навыков здорового образа жизни, низкая физическая активность, стрессовые ситуации в семье и школе, факторы экологического риска.

В структуре заболеваний органов пищеварения у школьников за 2006 год снизился удельный вес язвенно-некротических заболеваний желудочно-кишечного тракта до 0,8% и хронического гастродуоденита до 35,0%. В рамках реализации республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы) дети первого года жизни, находящиеся на раннем смешанном и искусственном вскармливании, получают адаптированные молочные смеси. Дети до 3-х лет, проживающие в районах республики получают специальные детские каши. Дети первого года жизни, находящиеся на естественном вскармливании, получают фруктовые и овощные пюре, соки. Дети до 3-х лет обеспечиваются кисло-молочной продукцией (кефир, творог). Питанием обеспечено более 11 тыс. детей. С 2006 года в Удмуртии реализуется Республиканская целевая программа «Детское и школьное питание» (2006-2009 годы). За счет средств программы учащиеся первых классов обеспечиваются обогащенными завтраками и молочными продуктами, школьники из малоимущих семей получают горячее питание.

В 2006 году увеличился показатель охвата школьников горячим питанием с 78,6 % до 79% учащихся в 2005 году. Началась реконструкция и оснащение современным оборудованием школьных столовых.

Изменения объемов медицинской помощи в расчете на 1 жителя по стационарной медицинской помощи произошли в связи с изменением коечной сети: сокращение числа неэффективно функционирующих коек, перевод части круглосуточных коек в койки дневного пребывания (показатель № 14). Число круглосуточных коек по республике снизилось с 20690 в 1990 году до 17794 в 2006 году - на 2896 коек. За счет этого уменьшилось число койко-дней на 1 жителя по круглосуточным стационарам и увеличилось по дневным стационарам.

В 2007 - 2010 годах планируется дальнейшее снижение объемов стационарной помощи до 3,3 койко-дня на 1 жителя в год за счет снижения числа круглосуточных или увеличения объемов стационарзамещающих видов помощи и амбулаторно-поликлинической помощи.

Увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи на 1 жителя связано с переносом части объемов из стационарной помощи на уровень поликлиники (см. также индикатор № 129), а также с проведением дополнительных медицинских осмотров по приоритетному национальному проекту «Здоровье».

Анализ объемов оказания скорой медицинской помощи населению в Удмуртской Республике показал тенденцию к снижению числа вызовов (см. также индикатор № 129). Это также связано с улучшением профилактической работы первичного звена здравоохранения. Кроме того, планируется расширение службы неотложной помощи на базе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Рост стоимости единицы объема оказанной медицинской помощи по стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи, дневным стационарам объясняется ростом цен на медикаменты, продукты питания, расходные материалы, коммунальные услуги и другие расходы, связанные с оказанием медицинской помощи населению (показатель № 15).

Рост стоимости содержания одной койки в государственных учреждениях здравоохранения связан с ростом цен на расходные материалы, коммунальные услуги и другие расходы, связанные с оказанием медицинской помощи населению, а также с внедрением новых методов лечения, ростом заработной платы медицинских работников (показатель № 16).

Наблюдается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников учреждений здравоохранения, что обусловлено повышением размера единой тарифной сетки и выплатами за счет других источников, в том числе в рамках реализации национального проекта «Здоровье» (показатель № 17).

В прогнозируемом периоде предусматривается увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников учреждений здравоохранения за счет индексации заработной платы и перевода на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат.

Рост численности штатных, занятых должностей и физических лиц в учреждениях здравоохранения связан с открытием новых лечебно - профилактических учреждений: 4 участковые больницы, 1 диспансер, 2 стоматологические поликлиники, 29 фельдшерско - акушерских пунктов, 1 станция скорой медицинской помощи, 2 санатория, онкологический центр (показатель № 18).

Кроме этого, несколько возросла численность населения в период с 1990 года по 1995 год и увеличились объемы оказания медицинской помощи.

Планируемое постепенное снижение числа штатных и занятых должностей связанно с реорганизацией сети лечебных учреждений и уменьшением числа коек в стационарных учреждениях, а также с уменьшением численности населения Удмуртской Республики.

Некоторый рост числа физических лиц на 10 000 человек населения связан с укомплектованием физическими лицами амбулаторно-поликлинических учреждений и уменьшением коэффициента совместительства медицинских работников.

Важной задачей в здравоохранении является обеспечение профилактической направленности охраны здоровья населения за счет перераспределения части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный и развития первичной медико-социальной помощи (индикатор № 129).

Соответственно обеспеченность стационарами круглосуточными в республике снижается - со 117,1% в 2006 году до 99,9% в 2010 году, обеспеченность дневными стационарами растет - со 102,4% в 2006 году до 109,9% в 2010 году; обеспеченность поликлиниками к 2010 году остается на уровне 2006 года - 96,2%.

Развитие профилактической медицины и амбулаторных форм обслуживания населения позволяет спрогнозировать снижение востребованности скорой медицинской помощи в республике. По итогам 2006 года обеспеченность услугами скорой медицинской помощи составила 90,8% от норматива. К 2010 году данный показатель снизится до уровня 89,5% от норматива.

Планируется эффективное использование коек в году.

Число коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения снизилось с 137,0 в 1990 году до 119,1 в 2006 году на 10 000 населения (показатель № 19). Сокращено 2896 круглосуточных стационарных коек.

В дальнейшем планируется постепенное снижение обеспеченности круглосуточными койками на 10 000 населения до 115,5 в 2010 году за счет сокращения неэффективно используемых коек, перевода части коек в койки сестринского ухода, а также передачи коек Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики для создания центров (отделений) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Отмечается постепенное улучшение функции больничной койки. Среднегодовая занятость койки возросла с 302,5 в 1990 году до 326,0 в 2006 году (что выше показателей Российской Федерации) (показатель № 20). В 2009 году планируется данный показатель увеличить до 330,6.

Отмечается некоторое снижение уровня госпитализации с 25,9 в 1990 году до 25,10 в 2006 году на 100 жителей (показатель № 21). Несмотря на имеющуюся тенденцию к снижению уровня госпитализации, данный показатель остаётся высоким. Учитывая, что в последние годы наметилась положительная тенденция к снижению уровня общей заболеваемости, планируется уровень госпитализации снизить к 2010 году до 24,1 на 100 человек населения. На сохраняющийся высокий уровень показателя влияет также уменьшение численности населения Удмуртской Республики.

Средняя продолжительность пребывания больного на койке снизилась с 15,9 дней в 1990 году до 15,3 дней в 2006 году за счёт повышения качества лечения больных (показатель № 22). В дальнейшем планируется снижение данного показателя до 14,5 дней за счёт совершенствования медико-экономических стандартов ведения больных, повышения качества обследования и лечения, внедрения новых технологий лечения и реабилитационных мероприятий.

Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в целом составили в 2006 году 5273,7 млн.руб., в том числе на капитальные расходы направлено 705,8 млн.руб., на текущие расходы - 4567,8 млн.руб., из них на оплату труда с начислениями - 3058,0 млн.руб. (показатель № 69).

Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики на здравоохранение на одного жителя ежегодно увеличивались и в 2006 году достигли 3667,17 руб., в том числе на реализацию мероприятий Территориальной программы государственных гарантий было направлено 3033,3 руб. (показатель № 68).

С 2006 года в России началась работа по переходу на одноканальное финансирование в отрасли здравоохранения (показатель № 70). Министерством здравоохранения Удмуртской Республики совместно с Удмуртским территориальным фондом медицинского страхования утвержден план мероприятий поэтапного перехода отрасли преимущественно на одноканальную систему финансирования. В 2008 году 10% государственных учреждений здравоохранения будут переведены на одноканальную систему финансирования, в 2009 году - 50%, к 2010 году - 100,0%.

Показатель № 76