В ходе реализации государственной социальной политики отрасль социальной защиты населения выполняет задачи, связанные с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, а так же с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством.
В 2006 году количество пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера, составило 26,5% от общей численности пенсионеров в республике, что превышает значение 2005 года (18,5%). Такая значительная разница связана с сокращением количества выбывших получателей пенсии по причине «умершие», более высокими темпами роста получателей трудовой пенсии по старости (индикатор № 139). Следует отметить значительное снижение доли пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера, относительно первоначального прогноза на 2007 - 2009 годы.
Размер средней пенсии в 2005 году превышал величину прожиточного минимума в 1,3 раза, по данным за 2006 год и оценке 2007 года этот показатель снизился до 1,2 раза (индикатор № 140).
В результате комплексных мер государственной поддержки количество пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера, к общей численности пенсионеров в республике снизится с 26,5% в 2006 году до 1,7% в 2010 году (индикатор № 139). Средний размер пенсии в прогнозном периоде стабильно будет превышать величину прожиточного минимума пенсионера не менее, чем в 1,2 - 1,3 раза (индикатор № 140). Стабильно растет удельный вес работников, застрахованных в системе дополнительного пенсионного обеспечения, от среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) (показатель № 141). Рост индикатора прогнозируется с 0,7% в 2006 году до 1,2% к 2010 году.
В 2006 году первичная инвалидность на 10 тысяч человек взрослого населения составила 118,3 человека, снизившись по отношению к 2005 году на 5,6% (индикатор № 143).
Данный индикатор на 10 тысяч человек взрослого населения в трудоспособном возрасте в 2006 году составил 52,9 человека, снизившись на 6,6% по отношению к 2005 году.
В отношении детей впервые оформленная инвалидность на 10 тысяч человек в 2006 году составила 21,0 человек, увеличившись на 11,7% к уровню предыдущего года.
Начиная с 2007 года, планируется дальнейшее снижение данного индикатора.
Уровень реабилитации инвалидов в 2006 году составил 1,2% от общего количества инвалидов. Не ниже достигнутого уровня реабилитация инвалидов прогнозируется до 2010 года (индикатор № 144).
Прогнозируется рост обращений инвалидов в службу занятости населения в целях поиска работы (индикатор № 145). Трудоустройство инвалидов при содействии службы занятости населения будет осуществляться в первую очередь путем квотирования и резервирования рабочих мест. Отношение численности трудоустроенных инвалидов через службу занятости населения к численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости для поиска работы, увеличится с 58,0% в 2006 году до 64,0% в 2010 году.
Рост индикатора в 2007 году до 75,2% объясняется отработкой механизма трудоустройства инвалидов в данном году согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 4.04.2005 года №50 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы» и учетом трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости населения до 2007 года.
Несмотря на увеличение объемов финансирования мер социальной поддержки из бюджетов Удмуртской Республики и Российской Федерации, в отрасли остается ряд нерешенных проблем, связанных с развитием сети учреждений социального обслуживания и укреплением их материально-технической базы (индикатор № 137).
По состоянию на 01.01.2007 года низкая обеспеченность социальными услугами сложилась по:
- реабилитационным отделениям для детей и подростков с ограниченными возможностями - на уровне 1,9% от федерального норматива;
- домам - интернатам для престарелых и инвалидов - на уровне 8,5% от федерального норматива;
- детским домам - интернатам для умственно отсталых детей - на уровне 12,9% от федерального норматива;
- социально - реабилитационным центрам для несовершеннолетних на уровне 13,9% от федерального норматива.
В настоящее время в республике отсутствуют следующие учреждения (отделения) социального обслуживания: центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий; центр социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест заключения; отделение социально-психологической помощи населению; социальная столовая; социальный магазин; хоспис; отделение реабилитации для инвалидов молодого возраста.
Учитывая, что инфраструктура учреждений социального обслуживания продолжает развиваться, в перспективе будут открываться специализированные учреждения по мере востребованности видов обслуживания для нетрудоспособного населения. Так, в прогнозном периоде запланировано создание 15 специальных домов для одиноких престарелых (социальные квартиры).
Требуют дальнейшего развития такие виды социальной помощи, как: социально - медицинское обслуживание на дому, психолого-педагогическая помощь, экстренная психологическая помощь по телефону «Доверия», социально-правовая защита, социальная помощи семье и детям, реабилитация для граждан пожилого возраста и инвалидов и другие.
Решению проблем отрасли будут способствовать: пополнение доходной части бюджета от предоставления гарантированных и дополнительных платных услуг, расширение перечня предоставляемых услуг, привлечение благотворительных и спонсорских средств, выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, социальном обслуживании, определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления.
Государственные учреждения социального обслуживания кроме гарантированных социальных услуг оказывали дополнительные платные услуги.
Удельный вес доходов государственных и муниципальных бюджетных учреждений социальной защиты населения от платных услуг в объеме текущих расходов данных бюджетных учреждений составил в 2006 году 17,3% (индикаторы №№ 124, 125).
В прогнозном периоде сектор платных услуг будет развиваться на уровне не менее 16,4% от объема текущих расходов бюджетных учреждений социальной защиты, что значительно выше первоначально спланированных значений на 2007 - 2009 годы.
Доходы бюджетных учреждений социальной защиты населения от благотворительной деятельности в объеме текущих расходов в прогнозном периоде не превысят 0,3% (индикатор № 126).
Снижение индикатора удельного веса доходов от благотворительной деятельности (целевых средств) обусловлено снижением объемов помощи по программам Пенсионного Фонда России направляемых, в основном, на укрепление материальной базы отрасли.
Доходы государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения от всех платных услуг, направленных на оплату труда, к 2010 году составят не менее 1,2% от всех доходов этих бюджетных учреждений (индикатор № 127).
Доходы государственных и муниципальных учреждений социальной защиты населения от всех платных услуг, направленных на укрепление материальной базы, к 2010 году составят не менее 3,0% от всех доходов этих бюджетных учреждений (индикатор № 128).
В планируемом периоде приоритетными задачами в сфере социальной защиты населения являются: продолжение работ по развитию сети бюджетных учреждений, использование эффективных методик адресной социальной помощи, укрепление материально - технической базы бюджетных учреждений, совершенствование системы оплаты труда в отрасли.