Принятие осенью 2004 года Закона Удмуртской Республики «О целевом бюджетном экологическом фонде Удмуртской Республики» позволило значительно улучшить организацию природоохранной деятельности в республике, так как был создан источник целевого финансирования природоохранных мероприятий.
К сожалению, план по сбору платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году был завышен и оказался недовыполненным. В республиканский экофонд поступило 40 миллионов рублей.
Причинами недовыполнения плана являются: отсутствие правовой основы взыскания плана платежей и задолженности по ним, а также снижение ставок платы по ряду загрязняющих веществ в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики.
Исходя из результата 2005 года Управлению Ростехнадзора по Удмуртской Республике, которое является администратором сбора платежей, план на 2006 год по Удмуртской Республике установлен в объеме 100 миллионов рублей, и соответственно в республиканский экологический фонд поступило 40 миллионов рублей. В настоящее время этот показатель является оптимальным, а в последующие годы он будет повышаться.
Соответственно темп роста платежей за негативное воздействие на окружающую среду в республиканский бюджет будет расти. В 2007 году индикатор ожидается на уровне 108,0% (против 106,5% по первоначальному прогнозу), к 2010 году он составит не менее 100,0 % к уровню предыдущего года.
Индикатор № 39
В бюджете Удмуртской Республики ежегодно предусматриваются расходы на охрану окружающей среды. До 2004 года доля расходов на эти цели в расходной части республиканского бюджета составляла около 0,1%. Начиная с 2005 года, на охрану окружающей среды направляются средства целевого бюджетного экологического фонда, и доля расходов на указанные цели в расходной части республиканского бюджета увеличилась в 2005 году в 2,4 раза.
Благодаря выполнению природоохранных мероприятий, профинансированных целевым образом из экологического фонда, в городах и районах не допущено ухудшение экологической обстановки.
Учитывая, что в последующие годы поступление средств в экологический фонд республики не будут уменьшаться, доля расходов на охрану окружающей среды в бюджете республики сохранится на достигнутом уровне (0,24%).
Индикатор № 40, показатель № 52
Одной из основных проблем водохозяйственного комплекса на территории Удмуртской Республики является состояние водных объектов, служащих источниками питьевого водоснабжения.
Вопросы обеспечения населения Удмуртской Республики качественной питьевой водой решаются в рамках программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Ежегодно выполняются работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В 2006 году на решение проблем водоснабжения и водоотведения в республике из всех источников направлено 514,7 млн.руб., в том числе 95,2 млн.руб. направлены на строительство новых и замену ветхих сетей водопровода. Кроме того, ежегодно в рамках подготовки систем водопровода и канализации к работе в зимних условиях производится замена ветхих сетей порядка 200 км в год.
Для дальнейшей работы по восстановлению, реконструкции систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также охраны и улучшения состояния водных объектов - источников хозяйственно - питьевого водоснабжения в 2007 году за счет средств консолидированного бюджета Удмуртской Республики предусмотрен лимит финансирования в сумме 484,7 млн.руб.
В рамках плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства в 2007 году из бюджета Российской Федерации определен лимит финансирования в сумме 340,0 млн.руб. Средства будут направлены на решение проблем по первоочередным мероприятиям объектов водоснабжения и водоотведения города Ижевска, очистки и укрепления берега Ижевского водохранилища как источника питьевого водоснабжения столицы Удмуртской Республики.
За счет средств федеральной целевой программы «Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» определен лимит финансирования в сумме 83,8 млн.руб. Средства будут направлены на окончание строительства очистных сооружений водопровода и строительство городских сетей водопровода и канализации в г. Камбарке.
По сравнению с 2002 годом выделение денежных средств на улучшение питьевого водоснабжения увеличилось в 8 раз (сумма выделенных средств консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2002 году составляла 58,2 млн.руб.).
На состояние водных объектов отрицательное влияние оказывают хозяйственная деятельность в водоохранных зонах и сбросы сточных вод ненормативного качества. В этих условиях выполнение мероприятий, направленных на очистку сточных вод становится требованием для каждого предприятия.
Эти и другие водоохранные мероприятия позволят в дальнейшем повышать качество очистки воды и прекратить сброс загрязненных стоков. Доля нормативно чистой и нормативно очищенной воды в общем объеме водоотведения в среднем по республике к 2010 году планируется на уровне 84,9% (индикатор № 40), доля городских поселений, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, - составит 99,8%, сельских населенных пунктов - 87,9% (показатель № 52).