Органами повседневного управления районных звеньев Удмуртской территориальной подсистемы РСЧС являются единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), созданные во всех городах и районах республики в целях обеспечения защиты населения и территорий Удмуртской Республики от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени.
В городах Ижевск, Воткинск, Сарапул, Завьяловском и Воткинском районах ЕДДС созданы за счет средств местного бюджета с выделением дополнительных штатных единиц диспетчеров, в остальных муниципальных районах ЕДДС созданы на базе пунктов связи пожарных частей путем возложения дополнительных обязанностей на личный состав пожарных частей, в том числе не имеющих штатного диспетчерского персонала.
По отчету за 2006 год на 100 % обеспечены ЕДДС города Ижевск и Воткинск, Завьяловский и Воткинский районы. По оценке на 2007 год этот список пополнится городами Глазов, Сарапул, Малопургинским районом. В целом по республике обеспеченность ЕДДС в 2007 году составит 23,3% от норматива, что выше значения 2006 года (13,3%), но ниже значения первоначального прогноза (56,6%).
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 14 апреля 2003 года № 244-р главам администраций городов и районов Удмуртской Республики рекомендовано оказывать содействие при создании и развитии ЕДДС муниципальных образований в соответствии с утвержденной программой совершенствования и развития ЕДДС при долевом финансировании из средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике и бюджета Удмуртской Республики.
В ходе комплексных проверок городов и районов Удмуртской Республики, а также в ходе командно-штабных учений отдельным вопросом проверяется деятельность местных администраций по созданию и развитию ЕДДС за счет средств муниципальных образований.
Дальнейшее развитие ЕДДС в городах и районах, где они содержатся за счет средств местного бюджета, предусматривает: совершенствование аппаратуры связи и управления, создание автоматизированной системы поддержки и принятия решений, обучение диспетчеров, изменение телефонного номера вызова службы спасения с «01» на «112» и не предусматривает увеличения количества ЕДДС. В остальных городах и районах предусматривается укомплектование ЕДДС дежурно-диспетчерским персоналом и содержание ЕДДС за счет средств муниципальных образований.
Индикатор № 61
Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения Удмуртской Республики, находящаяся в эксплуатации с 1970 года на базе аппаратуры 5ф88, морально и физически устарела. Обеспеченность средствами оповещения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время составила в 2006 году 64,0% от нормативной обеспеченности. Такое же значение индикатора запланировано на 2007 год и последующие годы. В разрезе муниципальных образований данный индикатор находится в диапазоне от 13,0% (Дебесский район) до 100,0% (Камбарский район).
Начиная с 2000 года, федеральным Правительством и Правительством Удмуртской Республики предпринимался ряд мер по реконструкции систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, в том числе территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Удмуртской Республики и локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
В июле 2005 года выполнен проект на реконструкцию системы централизованного оповещения муниципальных образований Удмуртской Республики. Для ввода системы оповещения республики в строй необходимо приобрести оборудование оповещения на базе аппаратуры нового поколения П-166 и произвести работы по монтажу системы. Стоимость работ составляет более 170 миллионов рублей.
В г. Камбарка в декабре 2005 года введена в строй локальная система оповещения на базе комплекса П-166. В п. Кизнер планируется создание локальной системы оповещения в зоне защитных мероприятий объекта по хранению химического оружия и расположенного в пределах этой зоны объекта по уничтожению химического оружия. Ввод в строй - конец 2008 года. При планомерном финансировании ожидается закупка необходимого оборудования, монтаж его на объектах и запуск системы оповещения к концу 2009 года - началу 2010 года. Министерством по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики разрабатывается целевая программа «Развитие системы информирования и оповещения органов управления и населения Удмуртской Республики в кризисных ситуациях на 2008 -2010 годы».
Индикатор № 62
В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в поселении, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны).
С учетом указанных требований пожарные депо должны располагаться в каждом населенном пункте. Но на сегодняшний день уровень обеспеченности пожарными депо не соответствует установленным нормам и оценивается как низкий - 33,5% от потребности в среднем по республике за 2006 год. Наилучшая обеспеченность пожарными депо сложилась в городе Можга (66,7%), наихудшая обеспеченность - 10% (Ярский район), 12,5% (Алнашский, Глазовский, Граховский, Киясовский, Юкаменский районы).
Поскольку в настоящее время на строительство пожарных депо в каждом населенном пункте единовременно изыскать финансовые средства фактически невозможно, предусматривается строительство пожарных депо, соответствующих требованиям норм пожарной безопасности, на территориях каждого муниципального образования (поселения) в зависимости от его площади и проживающего населения.
К 2010 году планируется довести уровень обеспеченности пожарными депо в республике до 41,4% от норматива.
Индикатор № 63
Обеспеченность противопожарным водоснабжением в соответствии со СНиП 2.04.02-84 составила в 2006 году 51,3% от нормативной обеспеченности в среднем по республике. Наивысшая обеспеченность достигнута в городе Ижевске (97,0%), наихудшая обеспеченность - в Сюмсинском районе (13,0%).
В 19 из 25 районов (76% населенных пунктов) и городе Воткинске обеспеченность сложилась ниже среднего уровня, это объясняется отсутствием целевого финансирования на ремонт (улучшение) систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов Удмуртской Республике, недостаточным развитием программно - целевого подхода в отрасли.
Проведенная проверка технического состояния систем наружного противопожарного водоснабжения в районах Удмуртской Республики в 2006 году обозначила ряд актуальных проблем в области организации пожарной безопасности населенных пунктов.
Так, в 25,0 % населенных пунктов Удмуртской Республики на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют не только проекты перспективного развития водопроводных сетей, но и схемы населенных пунктов с нанесенной трассировкой существующего водопровода, имеющиеся сети наружного водоснабжения не соответствуют требованиям СНиП 2.04.02-84, не проведена инвентаризация водопроводных сетей в населенных пунктах Малопургинского, Граховского, Алнашского, Ярского районах.
Из-за неудовлетворительного финансирования сельхозпредприятий в бюджеты районов не закладываются средства на строительство естественных водоемов, ремонт пожарных водоисточников и развитие систем водоснабжения. Строительство водонапорных башен и водопровода, монтаж на нем пожарных гидрантов значительно отстает от темпов развития населенных пунктов, водопроводные сети прокладываются без учета возрастающего водопотребления. Водопроводные сети в населенных пунктах находятся в ветхом состоянии, разобщены, определение собственника затрудненно (ликвидация сельхозпредприятий, банкротство предприятий ЖКХ), ремонт и обслуживание сетей не проводится.
Проводимая целенаправленная работа по улучшению противопожарного водоснабжения позволила сократить количество неисправных водоисточников за 2006 год в Удмуртской Республике с 13,7% до 11,4%.
По оценке в 2007 году индикатор достигнет значения 52,0% против первоначального прогноза - 51,0%.
К 2010 году планируется довести обеспеченность противопожарным водоснабжением до 57,0% от норматива. Для этого необходимо проведение районных и городских заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности по проблемным вопросам противопожарного водоснабжения; привлечение к административной ответственности балансодержателей неисправных источников противопожарного водоснабжения; информирование глав администраций муниципальных образований о состоянии систем противопожарного водоснабжения; проведение ревизии источников противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Удмуртской Республики, составление планшетов и справочников водоисточников; передача безхозных водопроводных сетей и коммуникаций на баланс многоотраслевых производственных предприятий ЖКХ.