Недействующий

Об утверждении индикативного плана социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2008 - 2010 годы

Управление в области образования
     Показатели №№ 23 - 33, 56, 71, 72, 77, индикаторы №№ 134, 135, 142, 124 - 128

Устойчивое и прогрессивное функционирование системы образования является стратегической государственной задачей, от решения которой зависят социальная стабильность и результативность проводимых реформ во всех отраслях экономики.

Сегодня Удмуртская Республика входит в первую десятку по следующим показателям в России:

- 4 место по качеству общего образования;

- 8 место по охвату детей дошкольным образованием и воспитанием (I место в ПФО);

- 9 место по соотношению учащихся, обучающихся в школах повышенного уровня к общему числу учащихся.

Приоритетный национальный проект «Образование» стал катализатором долгосрочных системных изменений в отрасли. Удмуртская Республика приняла участие в реализации 5 из 7 направлений национального проекта.

В 2006 году на реализацию проекта из средств федерального бюджета выделено свыше 219,1 млн.руб., из средств бюджета Удмуртской Республики - 148,6 млн.руб. В рамках проекта 35 школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получили гранты по 1 млн.руб., 118 лучших учителей республики получили гранты по 100 тысяч рублей. Государственная поддержка в рамках проекта была оказана и талантливой молодежи: 62 учащихся школ, учреждений профессионального образования Удмуртской Республики получили гранты по 60 и 30 тыс.руб. на общую сумму 2 млн. 280 тыс.руб.

В рамках реализации национального проекта «Образование» 80 школ республики получили современное учебное и учебно-наглядное оборудование. В дальнейшем планируется поступление в республику современных наглядных пособий и учебного оборудования за счет средств федерального бюджета на сумму 20,0 млн. руб., за счет бюджета республики - 30,0 млн.руб.

Только в 2006 году введено в эксплуатацию 17 объектов образования, в том числе 5 школ, 3 спортивных зала, выполнена реконструкция в 5 образовательных учреждениях с общим количеством 636 ученических мест, реконструировано 42 кровли.

В 2007 году предусмотрено введение в строй 22 объектов образования.

В рамках республиканской программы оптимизации бюджетных расходов в 2006-2007 учебном году ликвидированы 24 малокомплектных школы, произведен ремонт 66 дошкольных образовательных учреждений, 17 школ, 16 пришкольных интернатов, 4 учреждений дополнительного образования.

По состоянию на август 2007 года 623 образовательных учреждения (сто процентов плана) подключены к сети Интернет. В настоящее время проводятся подготовительные работы по подключению к сети Интернет учреждений начального и среднего профессионального образования.

Показатель № 23

С 2002 года в Удмуртской Республике проводится эксперимент по сдаче ЕГЭ. Поскольку предмет «математика» является единственным предметом, на основании которого можно производить сравнения по годам, удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, рассчитан по данному предмету. По итогам 2006 года он составил 84,6%, что объясняется экспериментальным характером самой процедуры ЕГЭ, а также высоким уровнем сложности и ежегодным обновлением тестовых материалов.

В то же время имеется резерв для совершенствования подготовки выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. В ближайшие годы основными путями повышения значения показателя будут: снижение числа сдавших ЕГЭ на «неудовлетворительно» и отработка экзаменационной технологии как с учащимися, так и с педагогами-предметниками.

Показатель № 24

Постепенно увеличивалось число учебных предметов, по которым государственная итоговая аттестация выпускников была организована в форме и по материалам ЕГЭ. Соответственно, удельный вес лиц, участвовавших в ЕГЭ, от общей численности выпускников повышался с 1,4% в 2002 году до 37,1% в 2006 году.

К 2010 году показатель запланирован на уровне 95,0%. Его достижение будет напрямую связано с переводом ЕГЭ из экспериментального режима в штатный режим государственной (итоговой) аттестации выпускников и от количества предметов, включенных в ЕГЭ в качестве обязательных.

Показатель № 25

По итогам 2006 года средняя начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений сложилась в размере 5382,5 руб., в том числе: учителей - 4869,0 руб., прочих работающих в общеобразовательных учреждениях - 4319,0 руб. Классные руководители получают доплату до 1000 руб. ежемесячно в зависимости от наполняемости классов. В 2006 году около 10 тысячам классных руководителей выплачено 135,2 млн.руб.

Отмечается, что рост заработной платы педагогов может превысить прогнозные показатели (8814,9 руб. в 2010 году) с введением отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на результат. Финансовым резервом может стать перераспределение средств, направляемых на оплату труда в образовательных учреждениях, в пользу педагогов за счет прочих работающих в общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также иных работников, не осуществляющих учебный процесс).

Мерами по сокращению численности учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала являются передача сельских школьных котельных на баланс муниципалитетов, создание в городах базовых школьных столовых.

Показатель № 26

В течение отчетного периода снижалась численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, в том числе на одного учителя, что связано, прежде всего, с демографическим спадом. В 2006 году она составила соответственно 4,9 ученика и 9,5 ученика.

В текущем году наметилась тенденция увеличения числа учащихся на одного учителя, а в связи с прогнозируемым повышением рождаемости, оптимизацией отрасли численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, в том числе на одного учителя, к 2010 году возрастет соответственно до 6,6 и 11,3.

Показатель № 27

Средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях республики в 2006 году сложилась ниже нормативного значения - 22,3 ученика против норматива не более 25,0 учеников в городе и 10,5 учеников против норматива не более 14,0 учеников на селе.

Сложившаяся ситуация обусловлена, в первую очередь, значительным снижением общего числа учащихся школ, наблюдающимся с 2001 года.

В общеобразовательных школах республики функционируют 364 класса компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов, в которых обучаются 3422 ученика. Наполняемость данных классов определена нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 6-12 человек. Кроме того, учитывая многонациональный характер Удмуртской Республики, в рамках реализации закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики» и Концепции национального образования в школах республики функционирует 2249 классов с изучением родных (нерусских) языков с охватом 22539 учащихся при наполняемости не более 12 человек.