За отчетный период дала положительные результаты и способствовала выполнению мероприятий Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы бюджетная политика, проводимая органами государственной власти и местного самоуправления.
Планируется рост уровня бюджетной обеспеченности на душу населения в Удмуртской Республике с 16,4 тыс. руб. в 2006 году до 25,3 тыс. руб. в 2010 году (индикатор № 31). Оценка индикатора за 2007 год (18,7 тыс.руб.) превосходит значение первоначального прогноза (16,3 тыс.руб.). В муниципальном секторе экономики аналогичный индикатор увеличится с 8,6 тыс. руб. в 2006 году до 11,6 тыс. руб. в 2010 году. Наилучшая бюджетная обеспеченность сложится в Вавожском, Воткинском, Граховском районах.
За счет развития экономики Удмуртской Республики обеспечивается ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики (показатель № 63, индикатор № 32). За период с 2000 года по 2006 год средний процент роста доходов консолидированного бюджета республики составляет 25%. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2006 году составили 21275,2 млн. руб., темп роста к уровню 2005 года - 118,0%, к уровню 2000 года - в 3,2 раза. Ожидаемое значение индикатора № 32 за 2007 год сложилось на более низком уровне (84,0%) от первоначального прогноза (89,7%).
Существенное влияние на динамику доходной базы консолидированного бюджета Удмуртии оказывает изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
За период с 2002 года по 2006 год произошли следующие изменения:
- ставка налога на прибыль организаций снижена с 35% до 24%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации с 19% до 17,5%;
- отменен Указ Президента Российской Федерации от 17.02.1992 года № 151 «О порядке использования нефти, газа и продуктов их переработки, поступающих в распоряжение органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований» (10% квота на нефть);
- отменен налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог с продаж, введен транспортный налог;
- норматив отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в бюджеты субъектов Российской Федерации снижен с 20% до 5%;
- водный налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет.
В результате указанных изменений выпадающие доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики за последние 5 лет составили 9096,8 млн.руб. На протяжении последних лет в республике наблюдается тенденция централизации налоговых доходов в федеральном бюджете.
За период с 2000 года по 2006 год с территории Удмуртии в 5,4 раза увеличилось поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
По доходам бюджета в расчете на душу населения по итогам исполнения бюджетов за 2006 год Удмуртия находится на 8 позиции среди субъектов Приволжского федерального округа.
За счет увеличения собираемости налогов и увеличения доходов от использования имущества, находящегося в собственности Удмуртской Республики, темп роста налоговых и неналоговых доходов прогнозируется соответственно до 114,8% и 123,7% в 2007 году и до 109,5% и 102,9% к 2009 году.
Дефицит республиканского бюджета в прогнозном периоде имеет тенденцию к снижению до 4,9% к доходам бюджета Удмуртской Республики (индикатор № 33).
Государственный долг республиканского бюджета в прогнозном периоде будет снижаться до уровня 20,7% к доходам бюджета Удмуртской Республики, муниципальный долг - до 9,6% к доходам консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов (индикатор № 34).
Процент дефицита бюджета и размер государственного долга Удмуртской Республики соответствуют требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
Основными факторами исполнения бюджета Удмуртской Республики по доходам в 2005 году (109,6%) стали: стабильное функционирование экономики республики, устойчивые темпы роста объемов промышленного производства, рост объемов добычи нефти и цен на нефть, а также привлечение доходов из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики (индикатор № 36).
В 2005 году на перевыполнение бюджета по доходам повлияло: рост эффективности работы организаций, дополнительные поступления от организаций по результатам годовых перерасчетов и авансовых платежей, а также (в связи с поступлением сумм налога на прибыль по результатам выездных и камеральных налоговых проверок) увеличение ставок налога на игорный бизнес для игровых столов с 2,0 тыс. рублей до 4,0 тыс. рублей, значительный рост средней цены нефти сорта «Юралс» до 50,58 долларов США за баррель, рост арендных платежей, в том числе получение доходов от арендной платы и поступлений от продажи права на заключение договоров аренды за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю.
Исполнение консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов по доходам и расходам по итогам 2006 года составило 98,1%.
Проведение органами государственной власти Российской Федерации административной реформы, реформы бюджетной системы и реформы местного самоуправления в период с 2000 года по 2007 год привело к изменению структуры органов государственной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике, увеличению их численности и расходов на их содержание (показатель № 64).
В целом численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике за период с 2000 года увеличилась на 971 штатную единицу, из них:
- 145 штатных единиц на обеспечение казначейского исполнения бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- 99 штатных единиц в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации;
- 166 штатных единиц на обеспечение деятельности мировых судей в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
- 561 штатная единица на реализацию Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в республике создано 341 муниципальное образование, из них 311 поселений).
Только в 2006 году для обеспечения выполнения переданных на уровень субъектов новых полномочий в республике численность работников органов государственной власти возросла на 134 штатные единицы, из них введены:
- 68 штатных единиц на реализацию полномочий по государственной поддержке занятости населения;
- 37 штатных единиц на реализацию полномочий по управлению лесами;