Самый низкий уровень благоустройства сельского жилищного фонда (индикатор № 118) в 2006 году наблюдался в Ярском районе (оборудованного водопроводом - 19,6%), Балезинском районе (оборудованного канализацией - 5,5%), Кизнерском районе (оборудованного центральным отоплением - 2,6%), Селтинском районе (оборудованного ваннами - 2,0%), Глазовском районе (оборудованного газом - 40,0%). В 6 районах республики жилищный фонд не оборудован системами горячего водоснабжения.
Наиболее высокий уровень благоустройства сельского жилищного фонда сложился в Сарапульском районе (оборудованного водопроводом - 88,9%, канализацией - 67,3%, ваннами - 46,2%), Можгинском районе (оборудованного центральным отоплением - 71,1%), Воткинском районе (оборудованного горячим водоснабжением - 53,2%), Шарканском районе (оборудованного газом - 99,7%).
Уровень благоустройства в городских поселениях выше, чем на селе в 3 - 5 раз (индикатор № 119). Самый низкий уровень благоустройства городского жилищного фонда наблюдался в Кезском районе (оборудованного водопроводом - 42,6%, центральным отоплением - 27,1%, ваннами - 11,9%), Кизнерском районе (оборудованного канализацией - 28,0%), Ярском районе (оборудованного горячим водоснабжением - 1,4%), Камбарском районе (оборудованного газом - 64,4%).
Наиболее высокий уровень благоустройства городского жилищного фонда сложился в Воткинском районе (оборудованного водопроводом, канализацией, центральным отоплением - 100,0%, горячим водоснабжением - 92,1%, газом - 98,1%), городе Глазове (оборудованного водопроводом - 91,4%, ваннами - 89,7%, горячим водоснабжением - 89,7%), городе Ижевске (оборудованного центральным отоплением - 90,5%), городе Воткинске (оборудованного газом - 90,3%).
По прогнозу до 2010 года уровень благоустройства в городских и сельских поселениях будет повышаться в основном за счет вновь вводимого жилья, оборудованного основными системами инженерного обеспечения.
В 2007 году в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22 января 2007 года № 25-р проведены дополнительные статистические обследования населения по качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (индикатор № 121). Результаты обследования представлены на основании формы регионального государственного статистического наблюдения № 1 опрос ЖКХ «Опросный лист обследования оценки населением объемов и качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг».
Опрос проводился в октябре 2007 года в 3074 семьях (в среднем около 100 человек опрошены в городах и районах республики, в том числе 150 человек в г. Ижевске).
Проведенный опрос населения показал, что качество предоставления жилищно-коммунальных услуг в республике не всегда соответствует необходимому уровню. В ходе опроса выявлена заинтересованность потребителей в получении услуг надлежащего качества и в полном объеме, что может быть достигнуто только путем внедрения договорных отношений между собственниками жилых помещений и организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги.
Показатель № 43
В связи с принятием распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 12 декабря 2005 года № 1213-р «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Удмуртской Республики с использованием банковских счетов (вкладов до востребования граждан)» произошел переход от принципа предоставления субсидий в виде уменьшения платежей к новому порядку - перечислению субсидий на банковские счета граждан.
Если в 2005 году только 8% муниципальных образований в Удмуртской Республике предоставляли субсидии в денежной форме, то в течение 2006 года этот показатель доведен до 100%.
Льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в настоящее время во всех муниципальных образованиях предоставляются в виде скидок в оплате. До конца 2008 года будет завершен переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате коммунальных услуг граждан (в том числе льгот) в денежной форме.
Показатель № 44
В целях реализации Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» и Жилищного кодекса Российской Федерации в республике активизировалась работа по установке приборов учета энергоресурсов на объектах бюджетной сферы и в жилищном фонде. Положительная тенденция прогнозируется и в дальнейшем. Собственники помещений, управляющие компании и товарищества собственников жилья заинтересованы производить оплату потребленных ресурсов не по нормативам, а за фактически потребленные по приборам учета энергоресурсы, холодную и горячую воду.
Увеличение количества устанавливаемых приборов учета топливно-энергетических ресурсов предусматривается и в принятых программах энергосбережения в каждом муниципальном образовании в Удмуртской Республике.
Показатель № 45
Жилищный кодекс Российской Федерации предоставил выбор способа управления многоквартирным домом собственникам помещений в этом доме. В настоящее время собственниками многоквартирных домов проводятся собрания по выбору способа управления. Доля многоквартирных домов по Удмуртской Республике, где уже осуществлен выбор способа управления, увеличилась с 17% в 2006 году до 20,9% в 2007 году. Для домов, не определившихся со способом управления, органами местного самоуправления составляются графики проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций. Начато проведение конкурсов.
Наиболее распространенный способ управления многоквартирными домами, выбираемый собственниками, - это управление управляющей организацией. Возрастает количество товариществ собственников жилья, которые также осуществляют управление многоквартирными домами. Намечается тенденция снижения в ближайшие годы доли многоквартирных домов, где в качестве управляющей организации выбраны государственные (муниципальные) учреждения и государственные (муниципальные) предприятия в связи с увеличением количества частных управляющих организаций.
Показатель № 46
В настоящее время государственное (муниципальное) имущество коммунального хозяйства (канализация, электрические и тепловые сети и так далее) передается организациям частной формы собственности в долгосрочную аренду. До 2003 года имущество коммунального хозяйства организациям частной формы собственности на обслуживание в аренду не передавалось, но проводились подрядные работы с привлечением организаций частной собственности.
Доля государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства (канализация, электрические и тепловые сети и так далее), переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, в настоящее время уточняется.
Показатель № 47
Определение собственниками жилых помещений способа управления своим домом через управляющую организацию (или непосредственное управление) позволит снизить долю убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства до 5,0% к 2010 году.
Показатель № 48
В соответствии с законодательством в 2005 - 2006 годах осуществлен переход на полную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг. Соответственно, финансирование из консолидированного бюджета Удмуртской Республики на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения и на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги, сокращается.
Индикатор № 120
Уровень газификации (удельный вес газифицированных сетевым газом жилых зданий, квартир) является одним из основных целевых показателей республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2005-2009 годы».
С 2005 года по 2006 год средний уровень газификации в республике увеличился на 1,9% и по оценке в 2007 году он возрастет еще на столько же, что составит 60,7% (по первоначальному прогнозу - 58,9% в 2007 году). С 2008 года по 2010 годы в соответствии с программой газификации республики планируется увеличение данного показателя до 66,8%.
Наиболее высокий уровень газификации жилья сложился в Алнашском (70,0 %), Малопургинском (59,3 %) и Увинском (72,5 %) районах. В ряде районов он составляет от 3,0% до 9,0%.