Стратегической целью развития потребительского рынка Удмуртской Республики является совершенствование условий взаимодействия между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг с целью удовлетворения взаимных потребностей путем дальнейшего насыщения рынка товарами и услугами, продвижения товаров местных товаропроизводителей, осуществления мер по упорядочению мелкорозничной сети и рыночной торговли, оказания государственной поддержки предприятиям отрасли.
Реализация Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы позволит создать условия для дальнейшего развития отрасли торговли, удовлетворения спроса населения в качественных и безопасных товарах и услугах.
Развитие потребительского рынка в республике осуществляется в соответствии с Концепцией развития торговли до 2009 года и Программой развития сетей торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения республики на 2005 - 2009 годы.
Индикаторы №№ 97 - 99 рассчитаны на основе показателей программы с учетом их ежегодных корректировок в рамках прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Особое внимание уделено реализации Федерального Закона от 30 декабря 2006 года № 1-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и соблюдению постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».
По оценке 2007 года объем оборота розничной торговли в расчете на душу населения составит 37,65 тыс. руб., что на 14,5% меньше уровня 2006 года и соответствует аналогичному показателю, заданному программой (100,02%).
К 2010 году отношение объема оборота розничной торговли на душу населения к объему, заданному программой, составит 100,0% (индикатор № 97).
Объем оборота общественного питания на душу населения в 2006 году составил 2,0 тыс. руб., превысив значение аналогичного показателя, заданного программой, в 1,4 раза (141,6%). По оценке 2007 года индикатор составит 104,5%, к 2010 году - не менее 100% (индикатор № 98).
Для достижения поставленных целей реализуются республиканская целевая программа «Детское и школьное питание» на 2006 - 2009 годы (проводятся мероприятия по обеспечению школьников сбалансированным питанием, совершенствованию системы организации питания в общеобразовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания), отраслевая программа «Воды Удмуртии».
Заключены соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, с Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике, с администрациями муниципальных образований.
В соответствии с отраслевой программой «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на 2005 - 2009 годы совместно с Роспотребнадзором проводятся смотры качества продукции, на предприятиях торговли разработаны и действуют нормы контроля за качеством продукции, создаются службы качества в крупных торговых сетях. Ежемесячно осуществляется учет производства и реализации мясной, молочной и кондитерской продукции по 30 крупным товаропроизводителям республики и 183 миницехам. Разрабатываются балансы ресурсного обеспечения по основным группам продовольственных товаров, проводится анализ ввоза и вывоза.
По оценке 2007 года отношение объема бытовых услуг на душу населения к объему, заданному программой, составит 105,7% (индикатор № 99). Развитие новых видов услуг, внедрение комплексных центров «мультисервис» на селе, ввод крупных предприятий нового формата (гипермаркетов, супермаркетов, многопрофильных торговых комплексов), оказание государственной поддержки предприятиям бытового обслуживания населения и другие мероприятия позволят к 2010 году достичь значения индикатора на уровне 100,0%.
Показатель № 7
Динамика роста среднедушевого оборота розничной торговли и объема платных услуг, отнесенных к прожиточному минимуму для трудоспособного населения, с 91,2% в 2001 году до 126,5% в 2006 году и в последующие годы свидетельствует о высоком уровне развития инфраструктуры потребительского рынка Удмуртии, насыщенности его товарами, росте денежных доходов населения и потребительских расходов.
В настоящее время торговая сеть республики насчитывает 6825 предприятий розничной торговли, 83 торговых центра, 41 рынок и свыше 1700 предприятий общественного питания.
В сфере потребительского рынка постоянно проводится работа по формированию крупных торговых сетей, универсализации продовольственной торговли, развитию специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки, упорядочению работы сети розничных рынков.
Совместная работа органов власти, товаропроизводителей и субъектов торговли на выставках, ярмарках и конкурсах, смотрах качества стимулирует выпуск отечественной продукции необходимого ассортимента и высокого качества, помогает расширению торгово - экономических взаимоотношений между заинтересованными сторонами.
В республике успешно развивается система потребительской кооперации, деятельность которой направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет обеспечения товарами первой необходимости, в том числе в отдаленных, малонаселенных пунктах республики, где торговля не приносит больших доходов.