Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2007 года № 136

Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы»



В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 18 октября 2006 года № 44-РЗ «О республиканских и ведомственных целевых программах» и в целях повышения качества оказания психиатрической помощи населению, повышения эффективности лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С. Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 27 августа 2007 года № 136

Ведомственная целевая программа
«Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы»


1. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008 - 2010 годы"

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа «Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки ведомственной целевой Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 4 июня 2007 года № 488-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие психиатрической помощи в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы»;

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280

Заказчик ведомственной целевой Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

Разработчики ведомственной целевой Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, государственное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Исполнители ведомственной целевой Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, государственное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Основные цели ведомственной целевой Программы

Сокращение числа госпитализаций в психиатрические стационары;

улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах;

снижение первичной инвалидности вследствие психических расстройств

Основные задачи ведомственной целевой Программы

Оптимизация сети и численности психиатрических коек;

укрепление материально-технической базы психиатрических учреждений;

оснащение современным медицинским и диагностическим оборудованием специализированных психиатрических лечебно-профилактических учреждений

Целевые индикаторы ведомственной целевой Программы

Доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов;

доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар;

снижение первичной инвалидности вследствие психических расстройств;

сокращение количества больных, находящихся в психиатрическом стационаре более года

Сроки реализации ведомственной целевой Программы

2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования ведомственной целевой Программы

Финансирование Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных  Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год. Общий объем финансирования 2008-2010 годах составит 16605,9 тыс. рублей:

2008 год - 5259,6 тыс. руб.

2009 год - 5535,7 тыс. руб.

2010 год - 5810,6 тыс. руб.

Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке             в соответствии с законом Удмуртской Республики   о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение качества оказания психиатрической  помощи за счет приближения помощи к населению и улучшения лечебно-диагностического процесса;

 снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 14,65% к 2010 году;

 снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 20% к 2010 году;

 снижение распространенности первичной инвалидности вследствие психических расстройств на 5,0% к 2010 году;

 сокращение количества больных, находящихся в психиатрическом стационаре более года до 20,0% к 2010 году

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Принятие Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" существенно изменило государственную политику в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.

По состоянию на конец 2006 года в Удмуртии зарегистрировано 65816 человек (4261 на 100 тыс. населения) с психическими расстройствами, что составляет 4% от населения, соответствует уровню прошлых лет, и выше аналогичного показателя Российской Федерации в 1,4 раза (2967,4 на 100 тыс. населения). Ежегодно в Удмуртии психическими расстройствами заболевает около 5 тысяч человек.

За последние 10 лет число лиц, имеющих группу инвалидности вследствие психических расстройств, в Удмуртской Республике увеличилось более чем на 50% и составляет 16 343 человека, из которых 96% составляют инвалиды I - II групп. Показатели общей и первичной инвалидности в 1,5 раза превышают распространенность инвалидизации в Российской Федерации.

Анализ использования коечного фонда в государственном учреждении здравоохранения «Первая республиканская психоневрологическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - ГУЗ «1 РПБ МЗ УР»), государственном учреждении здравоохранения «Вторая республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - ГУЗ «2 РПБ МЗ УР»), государственном учреждении здравоохранения «Третья республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - ГУЗ «3 РПБ МЗ УР») показывает, что койки в них имеют небольшой оборот, а средняя длительность лечения колеблется от 187 до 369 дней. Количество находящихся в стационаре более года составляет 26% от находящихся на конец года больных (в Российской Федерации  - 20%). В психоневрологических диспансерах городов высокий процент повторных поступлений (г. Воткинск, г. Сарапул), значительная доля коек используются для лечения алкоголизма и неврозов (г. Глазов).

Койки государственного учреждения здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - ГУЗ и СПЭ "РКПБ МЗ УР") работают со значительной перегрузкой, пролечивая более половины больных от всех выписанных из стационаров республики (7039 из 12055 на 560 койках).

     Показатель интенсивности госпитализации (количество госпитализированных в психиатрические стационары на 100 тыс. населения) по Удмуртской Республике составляет 782,8, в 1,7 раза превышая показатель Российской Федерации (466,8 на 100 тыс. населения).

Анализ обеспечения специализированных психиатрических лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики объектами недвижимости, амбулаторного и стационарного назначения свидетельствует об изношенности зданий и сооружений. Диагностическое оборудование в стационарах отсутствует, либо общий срок его эксплуатации закончился. Состояние материально-технической базы не соответствует предъявляемым требованиям.

Для повышения эффективности работы психиатрической службы необходимо сокращение коечной сети и перераспределение районов между обслуживающими их психиатрическими стационарами, обеспечение их лечебно-диагностическим оборудованием.

Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с психическими заболеваниями обусловлена рядом следующих объективных причин:

- цели и задачи Программы не могут быть реализованы в течение одного финансового года и требуют бюджетных расходов на плановой долгосрочной основе, а также координации усилий органов государственной власти;

- оптимизация психиатрической помощи носит комплексный характер и решение этой проблемы окажет значительный эффект на повышение качества лечебно-диагностического процесса, условий нахождения больных в стационарах и обеспечит гарантируемый государством современный уровень качества психиатрической помощи.

3. Основные цели и задачи Программы


Основные цели Программы:

- сокращение числа госпитализаций в психиатрические стационары;

- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах;

- снижение первичной инвалидности вследствие психических расстройств.

Основные задачи Программы:

- оптимизация сети и численности психиатрических коек;

- укрепление материально-технической базы психиатрических учреждений;

- оснащение современным медицинским и диагностическим оборудованием специализированных психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается достичь поставленные цели за трехлетний период с 2008 года по 2010 год. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий по оптимизации коечной сети, оснащению медицинским оборудованием и укреплению материально-технической базы специализированных психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

Специализированные психиатрические лечебно-профилактические учреждения должны обеспечивать последовательный процесс оздоровления и быть территориально приближены к населению. Это позволит уменьшить долю пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, и повторные госпитализации, сократить количество больных, находящихся в стационаре более года, снизить первичную инвалидность.

Для успешного оказания специализированной психиатрической помощи население городов и районов Удмуртии должно быть оптимально распределено между психиатрическими лечебно-профилактическими учреждениями с учетом следующих показателей:

1. Доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов - 15,75%.

2. Средняя продолжительность лечения больного на койке - 64 дня.

3. Количество дней работы койки в году - 340 дней.

Контингент больных с психическими расстройствами составляет в Удмуртской Республике 64 572 человека.

Расчет необходимого количества коек производится по следующим формулам:

1. Определение числа пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе контингента производится следующим образом:

64 572 * 15,75/100=  10170 человек.

2. Определение числа коек производится следующим образом:

10170 человек * 64/340 = 1914 коек (64 дня - средняя продолжительность лечения больного на койке, 340 - количество дней работы психиатрической койки в году).

При таком расчете число нуждающихся в госпитализациях составит 10170 человек, а количество коек для них 1914.

Проведенный анализ использования коечного фонда показывает, что с целью его оптимизации необходимо провести следующие мероприятия, которые не повлияют на доступность стационарной помощи и  приведут к повышению эффективности использования психиатрических коек:

1. Поэтапное сокращение 130 коек в ГУЗ  «2 РПБ МЗ УР» (60 коек с 01.07.2008 года, 70 коек с 01.01. 2009 года), так как часть больных могут получать помощь в муниципальном учреждении здравоохранения «Глазовский психоневрологический диспансер» (далее - МУЗ «Глазовский ПНД»), где коечный фонд достаточен и больными с психотическими расстройствами не перегружен.

2. Поэтапное сокращение 100 коек в ГУЗ «3 РПБ МЗ УР» (50 коек с 01.07.2009 года, 50 коек с 01.07.2010 года), что приведет к более рациональному использованию коечного фонда, сократив средний койко-день и увеличив оборот койки.

3. Два наиболее крупных района Игринский и Якшур-Бодьинский закрепить за ГУЗ и СПЭ "РКПБ МЗ УР", в котором реально разместить дополнительно одно отделение на 60 коек с 01.07.2008 года.

4. Контингент больных Селтинского и Сюмсинского районов закрепить за ГУЗ «1 РПБ МЗ УР» в 2009 году, что обеспечит большую доступность помощи.

В общей сложности сократится 170 психиатрических коек, что является оптимальным.

Распределение городов и районов республики по учреждениям, оказывающим психиатрическую помощь.

Для приближения психиатрической помощи и обеспечения населения всеми видами психиатрической помощи и в соответствии с контингентом больных, нуждающихся в стационарной помощи, предлагается распределение административных территорий с созданием секторов обслуживания:

1. Северный сектор:

Зона обслуживания: г. Глазов и Глазовский район, Балезинский, Кезский, Красногорский, Ярский, Юкаменский, Дебесский, Шарканский районы. Мощность коечного фонда северного сектора складывается из коек МУЗ «Глазовский ПНД» (145 коек) и ГУЗ «2 РПБ МЗ УР» (110 коек).

2. Южный сектор:

Зона обслуживания: г. Можга и Можгинский район, Алнашский, Вавожский, Кизнерский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский, Малопургинский, Увинский, Граховский районы. Мощность коечного фонда южного сектора равна 510 коек ГУЗ «1 РПБ МЗ УР», из которых 200 профилированы для лечения психобольных с туберкулезом, которые госпитализируются из всех районов республики.

3. Центральный сектор:

Зона обслуживания: Завьяловский, Игринский, Якшур-Бодьинский районы и г. Ижевск. Мощность коечного фонда центрального сектора должна складываться из коек ГУЗ и СПЭ "РКПБ МЗ УР" (620 коек) и ГУЗ «3 РПБ МЗ УР» (410 коек). Общее количество коек центрального сектора составит 1030, из которых в ГУЗ и СПЭ «РКПБ МЗ УР»  85 коек профилированы для лечения детей  и подростков с психическими расстройствами, 100 коек для проведения различных видов экспертиз (военная, судебная, трудовая и др.) из всех районов республики. В ГУЗ 3 РПБ МЗ УР» 60 коек профилировано в отделение специализированного типа для принудительного лечения больных из всей республики.

В г. Сарапуле и в г. Воткинске коечную мощность составляют 65 и 55 коек соответственно, что достаточно для обслуживания контингента этих городов с районами. Больные с хроническими тяжелыми психическими расстройствами из этих городов и районов могут госпитализироваться в ГУЗ «1 РПБ МЗ УР» и ГУЗ «3 РПБ МЗ УР».

Общая коечная мощность учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, составит 1915 коек, сократившись на 170 коек.

4. Целевые индикаторы по годам реализации Программы

Единица
измерения

Базовые значения
  (2006 год)

2008 год

2009 год

2010 год

Доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов

процентов

16

15,75

15,2

14,65

Доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар

процентов

26

24,0

22,0

20,0

Снижение первичной инвалидности вследствие психических расстройств

распространенность на 100 тыс. населения

59,4

58,4

57,4

56,4

Сокращение количества больных, находящихся в психиатрическом стационаре более года

процентов

26

24

22

20

5. План мероприятий Программы

     План мероприятий Программы приведен в Приложении.

6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется в пределах текущих расходов, предусмотренных  Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год.

Объем финансирования Программы на 2008-2010 годы составляет 16605,9 тыс. руб., в том числе:

     2008 год - 5259,6 тыс. руб.
     2009 год - 5535,7 тыс. руб.
     2010 год - 5810,6 тыс. руб.

Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.

Ресурсное обеспечение Программы в 2008-2010 годах предусматривает выполнение задач по повышению эффективности лечебно-диагностического процесса, снижению первичной инвалидности, сокращению числа повторных поступлений и количества больных, находящихся в стационаре более года.

7. Механизм реализации Программы

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий и в пределах текущих расходов, предусмотренных заказчику Программы, отражаемых отдельной строкой в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, а также в соответствии с заключенными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками реализации ведомственной программы.

Каждый из исполнителей заключает договоры для реализации мероприятий Программы в соответствии с законодательством, принимает и оплачивает произведенную и доставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, необходимые для реализации Программы, в соответствии с условиями соответствующих договоров. Договоры (контракты) с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Организация управления Программой


Общее управление Программой осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики на основании программных мероприятий согласно установленным срокам и объемам финансирования.

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики руководит реализацией программных мероприятий в соответствии с законодательством, приказами, нормативно-инструктивными и методическими материалами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»