ПРЕЗИДЕНТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УКАЗ
от 20 апреля 2007 года № 62
О Программе противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2007-2008 годы
________________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с указом Президента УР от 30 декабря 2008 года № 211
________________________________________________________________________
В целях создания системы противодействия коррупции в Удмуртской Республике, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, обеспечения эффективности деятельности государственных органов Удмуртской Республики, лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2007-2008 годы.
2. Определить уполномоченным органом по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике, Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.Волков
Утверждена
Указом Президента
Удмуртской Республики
от 20 апреля 2007 года № 62
Программа противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2007-2008 годы
1. Введение
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Одним из направлений административной реформы является оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости. Коррупция подрывает доверие населения к власти, существенно затрудняет экономическое развитие.
Для противодействия указанным угрозам необходимо предпринять решительные меры по противодействию коррупции в республике. Необходимость создания эффективного механизма противодействия коррупции в Удмуртской Республике предусмотрена Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, а также распоряжением Президента Удмуртской Республики от 5 марта 2007 года № 41-РП «О реализации административной реформы в Удмуртской Республике».
В этой связи необходимо принятие мер, направленных на ощутимое ограничение коррупции. Основные усилия антикоррупционной политики органов государственной власти Удмуртской Республики должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию и, тем самым, на повышение эффективности государственного и муниципального управления. Важной частью антикоррупционной политики Удмуртской Республики является настоящая Программа противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2007 - 2008 годы (далее - Программа). Основные мероприятия Программы направлены на борьбу с коррупцией в области создания и применения законодательства антикоррупционной направленности.
В связи с необходимостью сделать антикоррупционную политику постоянным направлением государственной деятельности Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики определена уполномоченным органом по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике. Определение такого органа не только необходимо с точки зрения эффективности реализации антикоррупционной политики, но и является одним из требований Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. На уровне Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года» межведомственной рабочей группе также поручено до 1 августа 2007 года представить свои предложения о создании специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией в Российской Федерации.
Ключевой функцией уполномоченного органа по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике, должна стать координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением. Это предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на устранение условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, во всех органах государственной власти и местного самоуправления.
Программа разработана с учетом:
Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»;
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и общества в сфере государственного управления.
Указанная цель достигается с помощью решения следующих задач:
- противодействие условиям, порождающим коррупцию;
- повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
- получение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;
- формирование нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям.
2. Снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем решения следующих задач:
- предупреждение коррупционных правонарушений;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
- возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
- мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирование антикоррупционного общественного сознания;
- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
3. Направления реализации Программы
Программа основывается на реализации мероприятий по следующим семи направлениям:
3.1. Организационные меры по формированию механизмов противодействия коррупции в Удмуртской Республике
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, определенная уполномоченным органом по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике, будет осуществлять следующие организационные меры по формированию механизмов противодействия коррупции:
- анализ заявлений и обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики;
- публикация ежегодных отчетов о деятельности государственных органов Удмуртской Республики по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике;
- проведение мониторинга эффективности мер по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, его общественное обсуждение;
- разработка проекта административного регламента проведения обязательного анализа нормативных правовых актов Удмуртской Республики и их проектов на коррупциогенность.
3.2. Совершенствование организации деятельности Удмуртской Республики по размещению государственных заказов
В Удмуртской Республике должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд Удмуртской Республики. С целью повышения эффективности государственных закупок будут проводиться:
- мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня на закупаемую продукцию;
- работа по предотвращению случаев участия на стороне поставщиков продукции, товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок;
- создание в сети «Интернет» Портала государственных закупок Удмуртской Республики.
Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» будет осуществляться Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики. Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна выноситься на обсуждение Правительства Удмуртской Республики и размещаться на сайте «Официальное представительство Удмуртской Республики в сети «Интернет».
3.3. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики в Удмуртской Республике
В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе Удмуртской Республики в целях противодействия коррупции будут развиваться:
- исключающие коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации должностных лиц;
- механизмы урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе Удмуртской Республики;
- процедуры предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных гражданских служащих Удмуртской Республики.
В отношении лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики должна быть создана и внедрена комплексная система контроля за представлением указанными лицами сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об экономических и хозяйственных интересах и о конфликте интересов.
3.4. Организация анализа нормативных правовых актов Удмуртской Республики и их проектов на коррупциогенность
Противодействие коррупции должно включать в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных действий.
Необходимо нормативно ограничить возможность принятия управленческих решений по усмотрению лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики. Одновременно необходимо исключить возможность появления в нормативном правовом акте норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
В связи с этим Программа предусматривает проведение анализа на коррупциогенность нормативных правовых актов Удмуртской Республики и их проектов, вносимых на рассмотрение Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, а также ведомственных нормативных правовых актов и их проектов. Наиболее актуальным представляется антикоррупционный анализ на коррупциогенность в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий. Для проведения анализа нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность предусматривается разработка проекта Указа Президента Удмуртской Республики «О порядке анализа нормативных правовых актов Удмуртской Республики и их проектов на коррупциогенность».
3.5. Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции и/или программ противодействия коррупции в основных коррупционно опасных сферах регулирования
В Удмуртской Республике необходимо разработать ведомственные программы противодействия коррупции. В рамках ведомственных программ противодействия коррупции будут приниматься меры по реализации настоящей Программы применительно к сфере проведения государственной политики ведомства. Ведомственные программы противодействия коррупции призваны оценить коррупционные риски в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики, подведомственных им организациях и учреждениях, оказывающих государственные услуги.
В отношении основных коррупционно опасных сфер регулирования (например: здравоохранение, образование, социальная защита населения) ведомственная программа противодействия коррупции утверждается Правительством Удмуртской Республики.
3.6. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
В Удмуртской Республике должна быть создана и внедрена программа этического образования государственных гражданских служащих. Ее основная задача - разъяснение государственным гражданским служащим Удмуртской Республики основных положений международного, федерального и республиканского законодательства по противодействию коррупции, корпоративных ценностей исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, вопросов юридической ответственности за коррупцию, разъяснение ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.
В исполнительном органе государственной власти Удмуртской Республики организуется постоянно действующий семинар по вопросам этики государственной гражданской службы, который включает в себя элементы правового образования. Указанные мероприятия должны проводиться для сотрудников Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, сотрудников исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и их территориальных органов, для сотрудников подведомственных им организаций и учреждений.
Необходима также разработка программ этического воспитания для высших учебных заведений Удмуртской Республики, готовящих будущие кадры для государственной гражданской службы Удмуртской Республики, а также реализация указанных программ.
Следует также перейти к систематической публикации информационных материалов о том, что такое коррупция, как она влияет на социально-экономическое развитие страны и Удмуртской Республики, в чём заключается ущерб, наносимый стране, обществу и каждому отдельному гражданину коррупцией, какие действия по противодействию коррупции предусматриваются федеральным и республиканским законодательством, как эти меры могут повлиять на конкретную ситуацию с коррупцией в республике.
Целесообразно проведение публичных информационных мероприятий для различных целевых групп: работников бюджетной сферы, учащихся и молодежи, предпринимателей, других групп граждан.
Содержание и ежегодный план реализации антикоррупционной информационной программы определяются Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики и публикуются в средствах массовой информации Удмуртской Республики.
3.7. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики
Одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти по изменению отношения граждан к коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
Программа предусматривает оформление информационных стендов и размещение на сайте «Официальное представительство Удмуртской Республики в сети «Интернет» разделов для посетителей, где должны быть отражены сведения о структуре исполнительного органа государственной власти, его функциональном назначении, а также размещены административные регламенты наиболее коррупциогенных государственных функций, время приема руководством граждан, порядок обжалования действий должностных лиц. Кроме того, предусматривается создание в сети «Интернет» портала «Государственные услуги». Также планируется обеспечить соблюдение правил приема граждан руководителями исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. В средствах массовой информации планируется отражать факты привлечения к ответственности должностных лиц за правонарушения, связанные с использованием служебного положения, а также информацию по итогам рассмотрения обращений граждан.
Необходимо также наличие механизма обратной связи между гражданином и органом государственной власти. Для этого в Удмуртской Республике будет создана действующая на постоянной основе «горячая линия» для принятия сообщений граждан о фактах коррупции. Процедура функционирования «горячей линии» и процедура принятия решений по фактам, сообщаемым абонентами «горячей линии», определяется Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики.
4. Организация управления Программой и контроль ее исполнения, механизм реализации Программы
Исполнители мероприятий в установленные сроки представляют в Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики отчеты о реализации предусмотренных Программой мероприятий.
Исполнители мероприятий несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение в соответствии с законодательством.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы