ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 июля 2004 года N 711-р

О рекомендациях по устройству искусственных дорожных неровностей в населенных пунктах Удмуртской Республики



В целях обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, упорядочения размещения искусственных дорожных неровностей на улично-дорожной сети населенных пунктов Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по устройству искусственных дорожных неровностей в населенных пунктах Удмуртской Республики.

2. Предложить органам местного самоуправления в Удмуртской Республике при организации работы по применению искусственных дорожных неровностей на проезжей части улично-дорожной сети населенных пунктов руководствоваться указанными в пункте 1 настоящего распоряжения Рекомендациями по устройству искусственных дорожных неровностей в населенных пунктах Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич


Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 19 июля 2004 г. N 711-р

Рекомендации
по устройству искусственных дорожных неровностей в населенных пунктах Удмуртской Республики

1. Общие положения


1.1. Настоящие Рекомендации по устройству искусственных дорожных неровностей (далее - Рекомендации) действуют до принятия соответствующего федерального нормативного правового акта.

1.2. Рекомендации содержат общие технические требования к искусственным дорожным неровностям (далее - ИДН), устраиваемым на проезжей части улично-дорожной сети населенных пунктов в сочетании с техническими средствами регулирования дорожным движением для ограничения скорости движения транспортных средств и повышения безопасности движения.

1.3. ИДН сооружаются по решению районных и городских комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения на основании распоряжений глав муниципальных образований в Удмуртской Республике по согласованию с отделениями ГИБДД МВД Удмуртской Республики в соответствии с настоящими Рекомендациями по проектам, утвержденным в установленном порядке.

2. Термины, определения и нормативные ссылки


2.1. В Рекомендациях применены следующие термины и определения:

- искусственная дорожная неровность (ИДН) - искусственно созданное возвышение в виде полосы на проезжей части дороги, предназначенное для снижения скорости движения транспортного средства (ТС);

- максимально допустимая скорость движения - скорость движения, предписанная Правилами дорожного движения или дорожными знаками 3.24 "Ограничение скорости".

2.2. Использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия".

ГОСТ Р 51256-99 "Разметка дорожная".

ГОСТ Р 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения".

ГОСТ Р 50970-96 "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения".

СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

ГОСТ 9128-97 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".

3. Правила применения


3.1. ИДН рекомендуется применять на участках улично-дорожной сети населенных пунктов Удмуртской Республики для принудительного снижения скорости движения в случаях, перечисленных в пункте 3.2 настоящих Рекомендаций, когда дорожные условия создают возможность превышения максимально допустимых скоростей, регламентируемых дорожными знаками.

3.2. Устройство ИДН допускается:

- перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, крупными магазинами и торговыми точками, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения;

- в жилых кварталах, обозначенных дорожными знаками 5.38, 5.39 "Жилая зона", "Конец жилой зоны" и внутридворовых территориях;

- перед воротами гаражей, внеуличных стояночных площадок, выездами с территорий автозаправочных комплексов, на дорогах и проездах парковых зон.

3.3. Не допускается устройство ИДН:

- на участках улиц, имеющих продольный уклон более 50%, на остановочных площадках общественного транспорта или около них, на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под путепроводами;

- на магистральных дорогах и улицах общегородского значения;

- на автомобильных дорогах и улицах, имеющих более трех полос для движения в одном направлении;

- на дорогах с установленным маршрутным движением троллейбусов;

- на подъездных дорогах к больницам, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, станциям скорой медицинской помощи и площадкам для стоянки аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств.

3.4. Допускается совмещение ИДН трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке искусственной неровности шириной не менее 4 м при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью кустарников или ограждений, размещаемых на уширенных частях тротуаров.

3.5. Сооружаемая ИДН должна располагаться перпендикулярно оси проезжей части дороги, исключать возможность ее объезда и обеспечивать поверхностный водоотвод.

3.6. При наличии обочин ИДН удлиняется до бровки земляного полотна с устройством основания из прочных каменных материалов.

3.7. ИДН рекомендуется располагать на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог по возможности с максимальным приближением к имеющимся мачтам освещения.

3.8. ИДН следует размещать:

- за 20 - 30 метров перед нерегулируемыми перекрестками, у которых установлен дорожный знак 2.5 "Движение без остановки запрещено";

- за 50 - 75 метров перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек;

- через 50 - 75 метров после въезда на улицу, ведущую на территорию, обозначенную знаком 5.38 "Жилая зона".

3.9. При необходимости принудительного ограничения скорости движения на участках дорог и улиц большой протяженности (у объектов массового притяжения, торговых центров и т.п.) на проезжей части целесообразно устраивать несколько ИДН с размещением их примерно на равных расстояниях от нерегулируемых наземных пешеходных переходов и изменением расстояний между осями неровностей в пределах от 60 до 100 метров в зависимости от дорожных условий и максимально допустимой скорости.

4. Оборудование техническими средствами организации дорожного движения


4.1. Непосредственно перед первой ИДН по отношению к приближающемуся транспортному средству устанавливается информационно-указательный дорожный знак "Искусственная неровность", а заблаговременное предупреждение водителей о наличии ИДН обеспечивается установкой предупреждающего дорожного знака 1.16 "Неровная дорога".

4.2. Перед ИДН на дорогах, улицах и проездах внутри жилых кварталов следует применять знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости", величина которой принимается равной максимально допустимой скорости проезда через данную неровность.

4.3. После окончания участка дороги с несколькими последовательно расположенными ИДН или единичной ИДН при необходимости устанавливается дорожный знак 3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости".

4.4. Если средняя скорость движения одиночных легковых автомобилей на участке дороги, на котором предполагается установить ИДН, превышает на 30 км/час и более максимально допустимую скорость движения, для которой назначены размеры искусственной дорожной неровности, рекомендуется применять ступенчатое регулирование скорости движения на подходе к зоне ограничения скорости с шагом не более 20 км/час путем установки дорожных знаков.

4.5. ИДН в течение всего периода эксплуатации в обязательном порядке должны иметь разметку, видимую как днем, так и ночью.

4.6. Разметку ИДН можно производить краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами. Допускается применение катафотов.

4.7. ИДН, рассчитанную на максимальную скорость движения 10 км/ч, следует окрашивать по продольной ее оси одной полосой линии разметки 1.25 "Обозначение искусственных неровностей" в соответствии с ГОСТ Р 51256-99. На ИДН, рассчитанных на скорость движения 20 - 40 км/ч, следует наносить три полосы разметки в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 (одна в середине и две по границам ИДН на наклонных плоскостях).

4.8. При устройстве возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИДН, целесообразно наносить вдоль границ ИДН на наклонных плоскостях по одной полосе линии разметки 1.25 "Обозначение искусственных неровностей".

4.9. На дорогах и улицах, не имеющих стационарного освещения, для обозначения ИДН следует применять световозвращатели типа КДЗ-1 (ГОСТ Р 50971-96 "Световозвращатели дорожные"), устанавливаемые на всей ширине проезжей части с каждой стороны дороги перед искусственной неровностью на расстоянии 50 - 75 см параллельно ее подошве с шагом 50 см.

4.10. ИДН, выполненные из готовых секционных элементов (полимерно-резиновых или других материалов), должны иметь чередующуюся черно-желтую (черно-белую) окраску.

5. Технические требования


5.1. ИДН могут быть выполнены как в асфальтобетонном исполнении, так и из резинотехнического материала, стыкующиеся с проезжей частью монтажными гвоздями.

Второй вариант позволяет в случае необходимости производить демонтаж искусственных неровностей.

В крупных городах и населенных пунктах применяются съемные ИДН.

5.2. ИДН целесообразно устраивать из плотного мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, свойства которого должны соответствовать требованиям (ГОСТ 9128-97), он должен обеспечивать коэффициент сцепления поверхности искусственной дорожной неровности не ниже, чем у покрытия проезжей части, на которой сооружается ИДН, или же из высокопрочных полимерно-резиновых материалов.

Материалы, применяемые для сооружения ИДН, должны обладать водостойкостью, а также стойкостью к воздействию химических веществ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на дорогах.

5.3. Конструкция ИДН должна обеспечивать:

- замедление движения транспортных средств до установленной скорости движения;

- стабильное сохранение формы ИДН на весь период эксплуатации;

- надлежащий водоотвод с проезжей части;

- удобство содержания дороги;

- соответствие размеров элементов ИДН максимально допустимой скорости движения, установленной на участках улиц и проездов.

6. Основные параметры и размеры


6.1. По типу поперечного профиля ИДН подразделяются на два вида: циркулярные и трапециевидные полосы.

6.2. Размеры элементов ИДН принимаются по разделу "Легковой автомобиль" таблицы в зависимости от максимально допустимой скорости.

6.3. На улицах с наличием движения общественного пассажирского транспорта размеры ИДН принимаются по разделу "Автобус" таблицы в зависимости от максимально допустимой скорости движения.

Таблица

Максимально допустимая скорость движения

Размеры элементов искусственных неровностей

волнистого профиля

трапециевидного профиля

длина хорды (L), м

наибольшая высота (H), м

радиус криволи- нейной поверхности (R), м

длина, м

Высота (H), м

горизон- тальной площадки (Lr)

наклонного участка (Lh)

Легковой автомо- биль

До 10

0,4 - 0,5

0,07 - 0,075

0,3 - 0,5

0,1 - 0,2

0,2 - 0,25

0,07 - 0,075

20

3,0 - 3,5

0,1

11 - 15

2,0 - 2,5

1,0 - 1,15

0,1

30

4,0 - 4,5

0,1

20 - 25

3,0 - 5,0

1,0 - 1,15

0,1

40

6,25 - 6,75

0,1

48 - 57

3,0 - 5,0

1,75 - 2,25

0,1

Автобус

20

5,0 - 5,5

0,1

31 - 38

2,0 - 2,5

1,5 - 2,0

0,1

30

8,0 - 8,5

0,1

80 - 90

3,0 - 5,0

2,0 - 2,5

0,1

40

12 - 12,5

0,1

180 - 195

3,0 - 5,0

4,0 - 4,5

0,1

7. Условия эксплуатации


7.1. Уборка проезжей части с установленными ИДН производится в соответствии с "Техническими правилами ремонта и содержания городских дорог", утвержденными приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству N 65 от 24 декабря 1993 года. В зимний период дополнительно производится ручная зачистка в зоне одного метра по обе стороны от ИДН.

7.2. Ремонт или замена поврежденных конструкций производится балансодержателем дороги в течение 3 суток.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»