Основным компонентом для будущего развития водоснабжения и водоотведения является преобразование нынешних водоканалов в хорошо управляемые, эффективно эксплуатируемые и ориентированные на потребителя коммунальные предприятия по водоснабжению и канализации. Для достижения этих целей необходимо осуществить следующее:
1. Превратить нынешние водоканалы в предприятия, несущие ответственность за все аспекты управления по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, за все аспекты эксплуатации муниципальных систем водоснабжения и канализации, включая планирование, финансирование и реализацию инвестиций.
2. Нынешние контракты, заключаемые между руководителями водоканалов и муниципальными органами власти, слишком формальные, недостаточно конкретные и односторонние, должны быть заменены на долгосрочные договоры о производственной деятельности. Договоры должны отражать перечень взаимных обязательств и задач производственной деятельности с конкретными контролируемыми целями (охват населения услугами, качество услуг, финансовые результаты, инвестиционные задачи, уровни тарифов, показатели производственной эффективности и т.д.) Каждая из таких целей должна подкрепляться планом действий, который показывает, как будут достигнуты цели. Решения по тарифам являются ключевым компонентом для будущего планирования и должны четко оговариваться в договоре о производственной деятельности.
3. Внедрить среду, ориентированную на потребителя. Ключевым моментом для нового управления и, фактически, условием для финансового выживания водоканалов являются новые взаимоотношения между муниципальными органами власти, водоканалом и потребителями. Потребители должны стать партнерами в регулирующем процессе, их мнения, пожелания должны быть услышаны и получить соответствующую реакцию. Необходимы будут обследования для того, чтобы провести оценку желаний потребителей и их готовности и способности оплачивать соответствующие затраты. Муниципальные органы власти и водоканалы должны быть откровенными с потребителями и завоевать их доверие, если они хотят, чтобы потребители оплачивали услуги, которые они получают.
Перечень
основных мероприятий по совершенствованию систем управления водоканалов
N пп | Содержание и направление работ | Сроки исполнения | Исполнители |
1. | Разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации | 2001 г. | Администрации городов и районов |
2. | Осуществление мероприятий по переходу на договорные взаимоотношения между производителем и заказчиком услуг | 2001 г. | -"- |
3. | Предприятиям водопроводно- канализационного хозяйства организовать конкурсный отбор подрядчиков ремонтных работ | Постоянно | Предприятия городов и районов |