С разрушением существовавшей ранее системы инвестиций и наступлением тяжелого кризиса бюджетного финансирования водоканалы стали испытывать серьезные финансовые трудности. Основными причинами плохого финансового состояния является недостаточный уровень тарифов и плохая собираемость оплаты от потребителей, не полное возмещение дотаций на покрытие разницы в тарифах.
За последние 5 лет Правительство Российской Федерации внесло ряд существенных корректив в политику, касающуюся финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Эта политика, провозглашенная постановлением Правительства Российской Федерации N 707 от 18 июня 1996 года "О системе оплаты за жилищно-коммунальные услуги", устанавливает, что к 2003 году тарифы для населения должны находится на уровне, обеспечивающем полное покрытие стоимости ремонтно-восстановительных и эксплуатационных затрат водоканалов. Это постановление не устанавливает верхних пределов тарифа для населения и не запрещает переход на полную самоокупаемость предприятий водоснабжения и канализации, однако в нем содержатся требования о том, чтобы при повышении тарифов принимались во внимание темпы роста реальных доходов населения.
Без значительного улучшения финансового состояния водоканалов, они не могут поддерживать существующие системы в рабочем состоянии.
Введение Концепции экономически обоснованной стоимости услуг водоканалов будет обязывать и местные органы власти обосновывать уровень тарифов, необходимый для достижения окупаемости ремонтно-восстановительных расходов, в соответствии с приказом N 56 Комитета Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству от ноября 1993 года "Об утверждении методики расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства". При расчете этих тарифов водоканалы должны учитывать мероприятия по рационализации затрат путем совершенствования эффективности управления и эксплуатации для того, чтобы до минимума снизить необходимость повышения тарифов. С 1993 года право принимать решения по установлению тарифов принадлежит местным органам власти.
Ниже приведены следующие конкретные рекомендации по улучшению экономики водоканалов:
по тарифам:
а) возмещать дотации на покрытие разницы в тарифах непосредственно потребителю услуг;
б) в дальнейшем привести тарифы всех категорий потребителей до уровня покрытия затрат;
по собираемости оплаты:
а) возложить на водоканалы непосредственную ответственность за выставление счетов и взимание платы;
б) обеспечить оплату органами власти по счетам бюджетных организаций;
в) рассматривать отключение потребителей от систем водоснабжения как экстремальную, но исключительно важную часть любой эффективности коммерческой политики;
г) внедрить выставление счетов на основе реального потребления, чтобы иметь возможность управлять спросом;
д) внедрить учет потребления с помощью счетчиков, установленных на вводе в дом;
по улучшению использования ограниченных инвестиционных ресурсов:
а) лучше использовать существующие системы - уменьшение потребления воды с помощью управления спросом, сокращения утечек, повышения гидравлического КПД сетей подачи и распределения воды, улучшения качества работы и эффективности очистных сооружений и насосных станций водоснабжения и канализации, улучшение технического обслуживания с целью продления срока службы технических сооружений;
б) при определении необходимости расширенной мощности использовать анализ наименьших затрат и технико-экономические обоснования;
в) обязать промышленные предприятия обеспечивать качественную предочистку вредных промстоков, сбрасываемых в коммунальные канализационные системы, путем усиления мониторинга и полномочий водоканалов;
г) органам местного самоуправления закрепить договором за водоканалами ответственность за весь инвестиционный цикл: техническое обслуживание; восстановление; эксплуатация и расширение мощностей, являющихся частью единого процесса; ответственность за весь цикл проекта - подготовка исследований и проектной документации, финансирование; заключение подрядных контрактов и их реализация. Но при этом водоканал должен отчитываться перед органами местного самоуправления по условиям договора о производственной деятельности;
д) способствовать участию частного сектора в управлении водоканалами и их эксплуатации.
Перечень
основных мероприятий по оздоровлению финансового состояния водоканалов
N пп | Содержание и направление работ | Срок исполнения | Исполнители |
1. | Проведение аудита на предприятиях водопроводно- канализационного хозяйства с целью проверки правильности применения экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и канализации | 2001 г. | Администрации городов, предприятия ВКХ городов |
2. | Разработать Программы по энергосбережению в водопроводно-канализационных предприятиях | 2001 г. | Администрации городов, предприятия ВКХ республики |
3. | Повысить собираемость оплаты по выставленным счетам за услуги водоснабжения и водоотведения | 2001 г. | Администрации городов и районов, предприятия ВКХ |
4. | Внедрить международные стандарты по бухучету, формы финансовой отчетности | 2001 г. | Минфин УР, Минэкономики УР, предприятия ВКХ республики |
5. | Внедрить учет потребления воды с помощью счетчиков и выставление счетов на основе реального потребления | 2001 - 2003 гг. | Администрации городов и районов, предприятия |
6. | Передать ответственность за все фазы инвестиционного цикла | 2002 - 2003 гг. | Администрации городов и районов |
7. | Повысить затратную эффективность и координацию инвестиций, касающихся защиты окружающей среды | 2001 г. | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР |