Недействующий

О Республиканской целевой программе "Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой"

4.8. Экономика, хозяйственно-финансовое и ценовое регулирование работы предприятий водопроводно канализационного хозяйства. Тарифы и тарифная политика. Инвестиции


С разрушением существовавшей ранее системы инвестиций и наступлением тяжелого кризиса бюджетного финансирования водоканалы стали испытывать серьезные финансовые трудности. Основными причинами плохого финансового состояния является недостаточный уровень тарифов и плохая собираемость оплаты от потребителей, не полное возмещение дотаций на покрытие разницы в тарифах.

За последние 5 лет Правительство Российской Федерации внесло ряд существенных корректив в политику, касающуюся финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Эта политика, провозглашенная постановлением Правительства Российской Федерации N 707 от 18 июня 1996 года "О системе оплаты за жилищно-коммунальные услуги", устанавливает, что к 2003 году тарифы для населения должны находится на уровне, обеспечивающем полное покрытие стоимости ремонтно-восстановительных и эксплуатационных затрат водоканалов. Это постановление не устанавливает верхних пределов тарифа для населения и не запрещает переход на полную самоокупаемость предприятий водоснабжения и канализации, однако в нем содержатся требования о том, чтобы при повышении тарифов принимались во внимание темпы роста реальных доходов населения.

Без значительного улучшения финансового состояния водоканалов, они не могут поддерживать существующие системы в рабочем состоянии.

Введение Концепции экономически обоснованной стоимости услуг водоканалов будет обязывать и местные органы власти обосновывать уровень тарифов, необходимый для достижения окупаемости ремонтно-восстановительных расходов, в соответствии с приказом N 56 Комитета Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству от ноября 1993 года "Об утверждении методики расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства". При расчете этих тарифов водоканалы должны учитывать мероприятия по рационализации затрат путем совершенствования эффективности управления и эксплуатации для того, чтобы до минимума снизить необходимость повышения тарифов. С 1993 года право принимать решения по установлению тарифов принадлежит местным органам власти.

Ниже приведены следующие конкретные рекомендации по улучшению экономики водоканалов:

по тарифам:

а) возмещать дотации на покрытие разницы в тарифах непосредственно потребителю услуг;

б) в дальнейшем привести тарифы всех категорий потребителей до уровня покрытия затрат;

по собираемости оплаты:

а) возложить на водоканалы непосредственную ответственность за выставление счетов и взимание платы;

б) обеспечить оплату органами власти по счетам бюджетных организаций;

в) рассматривать отключение потребителей от систем водоснабжения как экстремальную, но исключительно важную часть любой эффективности коммерческой политики;

г) внедрить выставление счетов на основе реального потребления, чтобы иметь возможность управлять спросом;

д) внедрить учет потребления с помощью счетчиков, установленных на вводе в дом;

по улучшению использования ограниченных инвестиционных ресурсов:

а) лучше использовать существующие системы - уменьшение потребления воды с помощью управления спросом, сокращения утечек, повышения гидравлического КПД сетей подачи и распределения воды, улучшения качества работы и эффективности очистных сооружений и насосных станций водоснабжения и канализации, улучшение технического обслуживания с целью продления срока службы технических сооружений;

б) при определении необходимости расширенной мощности использовать анализ наименьших затрат и технико-экономические обоснования;

в) обязать промышленные предприятия обеспечивать качественную предочистку вредных промстоков, сбрасываемых в коммунальные канализационные системы, путем усиления мониторинга и полномочий водоканалов;

г) органам местного самоуправления закрепить договором за водоканалами ответственность за весь инвестиционный цикл: техническое обслуживание; восстановление; эксплуатация и расширение мощностей, являющихся частью единого процесса; ответственность за весь цикл проекта - подготовка исследований и проектной документации, финансирование; заключение подрядных контрактов и их реализация. Но при этом водоканал должен отчитываться перед органами местного самоуправления по условиям договора о производственной деятельности;

д) способствовать участию частного сектора в управлении водоканалами и их эксплуатации.


Перечень
основных мероприятий по оздоровлению финансового состояния водоканалов

N пп

Содержание и направление работ

Срок исполнения

Исполнители

1.

Проведение аудита на предприятиях водопроводно- канализационного хозяйства с целью проверки правильности применения экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и канализации

2001 г.

Администрации городов, предприятия ВКХ городов

2.

Разработать Программы по энергосбережению в водопроводно-канализационных предприятиях

2001 г.

Администрации городов, предприятия ВКХ республики

3.

Повысить собираемость оплаты по выставленным счетам за услуги водоснабжения и водоотведения

2001 г.

Администрации городов и районов, предприятия ВКХ

4.

Внедрить международные стандарты по бухучету, формы финансовой отчетности

2001 г.

Минфин УР, Минэкономики УР, предприятия ВКХ республики

5.

Внедрить учет потребления воды с помощью счетчиков и выставление счетов на основе реального потребления

2001 - 2003 гг.

Администрации городов и районов, предприятия

6.

Передать ответственность за все фазы инвестиционного цикла
- подготовка исследований и проектной документации, финансирование и мобилизации ресурсов, заключение подрядных контрактов и реализации - водоканалам

2002 - 2003 гг.

Администрации городов и районов

7.

Повысить затратную эффективность и координацию инвестиций, касающихся защиты окружающей среды

2001 г.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР