Программа будет реализовываться в соответствии с принципами и методами макроэкономической, структурной и научно-технической политики Правительства Российской Федерации в условиях реформирования предприятий, регулирования естественных монополий, улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности предприятий, реформирования социальной сферы, развития финансово-экономических возможностей всех субъектов экономики.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы, особенно на первом этапе (2001 - 2003 годы), ориентировано преимущественно на использование финансовых и инвестиционных возможностей республиканского и местных бюджетов и субъектов экономики. В связи с ограниченными возможностями федерального бюджета централизованное выделение средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" предусматривается из федерального бюджета только на реализацию первоочередных отдельных мероприятий и проектов Программы в размере не более 9 процентов.
В сложившейся ситуации, для реализации Программы, неизбежным является пересмотр цен и тарифов в направлении повышения эффективности использования производственных мощностей по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения, рационализации их потребления и создания на этой основе экономических условий реализации Программы.
Основными направлениями ценового и тарифного регулирования услуг водоснабжения и водоотведения являются:
- прямое государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения естественных монополий;
- пересмотр структуры регулирования цены на услуги по водоснабжению и водоотведению с включением в цену затрат на замену с амортизированных основных производственных фондов, их техническое перевооружение, реконструкцию в размере 4 - 5 процентов, что обеспечивает повышение эффективности использования их;
- в соответствии с проводимой реформой жилищно-коммунального хозяйства довести к 2005 году оплату услуг по водоснабжению и водоотведению в объеме 100 процентов экономически обоснованных тарифов за счет потребителей, при одновременном введении адресной поддержки малоимущих слоев населения;
- включение в структуру затрат стоимости услуг сумм платежей по процентам за кредиты, взятые предприятиями для реализации инвестиционных проектов Программы.
Ценовое регулирование должно осуществляться в тесной увязке с совершенствованием действующей налоговой системы, денежно-кредитной политики, вопросами стимулирования энергосбережения и т.д.
Для ресурсного обеспечения Программы в Удмуртской Республике необходимо:
- разработать и принять механизм привлечения коммерческих банков к финансированию Программы по умеренным процентным ставкам по объектам окупаемости 3 - 5 лет;
- использовать средства от платы за недропользование на выполнение подпрограмм: мониторинг, охрана и рациональное использование водных ресурсов; поиск, разведка и утверждение запасов подземных вод;
- выпуск и размещение векселей или целевых облигационных займов под товарный кредит, без участия различных посредников;
- привлечение заемных средств международных банков и других инвесторов для реконструкции и расширения объектов водоснабжения и водоотведения под гарантии Правительства Удмуртской Республики и администраций городов и районов;
- установление льготных процентных ставок для кредитов на создание производственных мощностей; по выпуску техники, материалов, приборов учета и другого оборудования, используемого в области водоснабжения и водоотведения;
- создание стимулов к водоснабжению, направление 80 процентов сэкономленных средств на дальнейшее внедрение водосберегающих мероприятий, разрешить использовать 20 процентов на поощрение эксплуатационного персонала;
- при оснащении организаций бюджетной сферы приборами учета потребляемой воды установить гарантии Министерства финансов Удмуртской Республики по расчетам с отечественными и зарубежными инвесторами при финансировании ими работ по приборному обеспечению этих организаций;
- в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" отнести земли, занятые под действующими и строящимися объектами водоснабжения и водоотведения, к землям общего пользования с вытекающими из этого льготами.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы уточняются исходя из реальных финансовых возможностей федерального, республиканского и местных бюджетов.