Современное экологическое состояние водоисточников республики является неудовлетворительным, а продолжающееся их загрязнение вызывает тревогу. По данным наблюдений Удмуртского центра по гидрометеорологии, Комитета по водному хозяйству Удмуртской Республики в 1994 - 1998 гг. реки: Кама, Иж, Чепца, Сива, Адамка относятся к классу загрязненных и умеренно загрязненных. В поверхностных и подземных источниках имеют место повышенные концентрации нефтепродуктов, ионов тяжелых металлов, хлорорганических веществ, нитратов, сульфатов и др. Наблюдения, проводимые за загрязнением водоисточников, не обеспечивают объективной оценки качества воды в водоисточниках. Из 1345 наименований вредных веществ, на которые установлены предельно допустимые концентрации в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования СанПиНом 4630-88, фактически контролируется не более 30. Оснащение лабораторий, контролирующих качество природных, питьевых и сточных вод, не соответствует современному уровню науки и техники.
Увеличивается количество локальных участков загрязнения подземных вод питьевого назначения. Так, на 01.01.1998 было зарегистрировано 16 очагов загрязнений (для сравнения, на 01.01.1994 количество очагов составляло 13), находящихся преимущественно в местах складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, а также на территории нефтяных месторождений.
Качество питьевой воды в большей степени зависит от качества воды в источнике водоснабжения.
На берегах поверхностных источников водоснабжения в пределах второго, третьего поясов санитарной охраны расположен ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые не обеспечивают санитарного режима в водоохранных зонах.
Проблема еще больше обостряется с вводом в действие нового СанПиНа 2.1.4.559-96, где регламентируются предельные уровни содержания в питьевой воде более 750 показателей загрязнений против 28 по действующему ГОСТу "Вода питьевая".
Другой не менее важной проблемой, требующей первоочередного решения, является проблема водоотведения. Существующие очистные сооружения работают с перегрузкой, а такие города как Можга и Камбарка, и почти все районные центры их вообще не имеют.
Основные пути решения проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов сводятся к следующему:
- соблюдение санитарного режима в зонах санитарной охраны источников водоснабжения;
- экономия при хозяйственном использовании питьевой воды, что обеспечивается строгим контролем обоснованных лимитов водопотребления и водоотведения;
- локальная очистка промышленных сточных вод, замкнутое оборотное водоснабжение;
- изменение технологии очистки стоков и обеззараживания осадков;
- проведение расширенных исследований качества природных и питьевых вод, а также сточных вод;
- экономия питьевой воды населением, что обеспечивается установкой водосчетчиков и водосберегающих приборов у потребителей.
Перечень необходимых для выполнения мероприятий по охране водных ресурсов составлен с учетом их приоритетности. Первоочередность мероприятий определялась на основе существующей экологической ситуации в городах и районах. В перечень вошли водоохранные мероприятия, вошедшие в состав Федеральных целевых программ: "Возрождение Волги", "Социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 - 2000 годы" и Региональной целевой программы "Экология УР - 2000".
Расчетная стоимость реализации этих мер составляет 1349,5 млн. рублей, из них учтено другими программами - 928,7 млн. рублей.
По данному направлению стоимость реализации мероприятий составляет 420,8 млн. рублей.
Перечень
основных мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов
NN пп | Перечень мероприятий | Сроки реализации | Ожидаемые результаты | Заказчики мероприятий | Источник финансирования |
1. | Продолжить работы по расширению и реконструкции второй очереди канализации в г. Ижевске (мощностью 100 тыс. куб. м/сутки), г. Сарапуле - 65 тыс. куб. м/сутки и 3 очереди в г. Глазове | 2001- 2005 гг.
| Обеспечение нормативного качества стоков | Администрации городов Ижевска, Глазова, Сарапула, Управление капитального строительства Правительства УР (далее - УКС), АО "Чепецкий механический завод" | Федеральный бюджет, Бюджет Удмуртской Республики, бюджеты городов: Ижевска, Сарапула, Глазова |
2. | Закончить проектирование и приступить к строительству очистных сооружений канализации (далее ОСК) в г. Можге, с. Селты. Завершить строительство ОСК в п. Ува | 2001- 2005 гг. | -"- | Администрация г. Можги, Селтинского района, Увинского района | Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджеты г. Можги, Увинского и Селтинского районов |
3. | Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в п. Яр, р.п. Кез | 2003 - 2006 гг. | -"- | Минстрой УР, Администрация Ярского и Кезского районов | Бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства |
4. | Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК мощностью 10 тыс. куб. м/сутки в п. Балезино | 2003- 2006 гг. | -"- | Минстрой УР, Администрация Балезинского района | Бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства |
5. | Проектирование и строительство канализации в п. Кизнер | 2001- 2005 гг. | Обеспечение водоотведением объектов социальных, культурно-бытовых и жилых поселков | Министерство обороны РФ | Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства |
6. | Проектирование и строительство канализации в г. Камбарка | 2001- 2005 гг. | -"- | Министерство обороны РФ | Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства |
7. | Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в с. Як.-Бодья | 2005- 2008 гг. | -"- | Минстрой УР, Администрация Як.- Бодьинского района | Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Як.- Бодьинского района |
8. | Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в с. Алнаши | 2004-2006 гг. | Улучшение системы канализации | Минстрой УР, Администрация Алнашского района | Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Алнашского района |
9. | Запроектировать и построить ОСК в с. Киясово | 2004-2006 гг. | -"- | Минстрой УР, Администрация Киясовского района | Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Киясовского района |
10. | Закончить проектирование и построить 3 очередь ОСК в г. Воткинске | 2001- 2005 гг. | Улучшение системы канализации | Администрация г. Воткинска | Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджет г. Воткинска |
11. | Мониторинг поверхностных и подземных вод | 2001 г. | Охрана источников водоснабжения. Получение реальных сведений о качестве воды | Минприроды УР, Комитет по недрам УР | Бюджет Удмуртской Республики, Экологический фонд Удмуртской Республики |
12. | Паспортизация водных источников | 2001-2003 гг. | Получение реальных сведений о состоянии источников водоснабжения | -"- | Бюджет Удмуртской Республики, Экологический фонд Удмуртской Республики |
13. | Обследование зон санитарной охраны источников водоснабжения и обустройство санитарно-защитных зон вокруг водозаборов | 2001- 2003 гг. | Получение реальных сведений о санитарно - гигиеническом состоянии источников водоснабжения | Администрация городов и районов, органы санэпиднадзора, предприятия водопроводно- канализационного хозяйства (далее ВКХ) | Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджеты городов и районов, средства предприятий водопользователей |
14. | Вынос из водоохранных зон источников водоснабжения складов ГСМ и удобрений, бытовых и промышленных свалок и шламонакопителей, ферм и скотомогильников и других источников загрязнения воды | 2001- 2005 гг. | Охрана источников водоснабжения | Администрация городов и районов, предприятия- загрязнители | Средства предприятий- загрязнителей, федеральный бюджет |
15. | Создание республиканского аналитического центра исследования природной, питьевой и сточной воды | 2001 г. | Обеспечение качества питьевой воды. Получение реальных сведений о качестве промстоков | Минстрой УР, Минприроды УР, Удмуртский республиканский центр санэпиднадзора | Бюджет Удмуртской Республики |