Недействующий

О Республиканской целевой программе "Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой"

4.1. Мониторинг, охрана и рациональное использование водных ресурсов


Современное экологическое состояние водоисточников республики является неудовлетворительным, а продолжающееся их загрязнение вызывает тревогу. По данным наблюдений Удмуртского центра по гидрометеорологии, Комитета по водному хозяйству Удмуртской Республики в 1994 - 1998 гг. реки: Кама, Иж, Чепца, Сива, Адамка относятся к классу загрязненных и умеренно загрязненных. В поверхностных и подземных источниках имеют место повышенные концентрации нефтепродуктов, ионов тяжелых металлов, хлорорганических веществ, нитратов, сульфатов и др. Наблюдения, проводимые за загрязнением водоисточников, не обеспечивают объективной оценки качества воды в водоисточниках. Из 1345 наименований вредных веществ, на которые установлены предельно допустимые концентрации в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования СанПиНом 4630-88, фактически контролируется не более 30. Оснащение лабораторий, контролирующих качество природных, питьевых и сточных вод, не соответствует современному уровню науки и техники.

Увеличивается количество локальных участков загрязнения подземных вод питьевого назначения. Так, на 01.01.1998 было зарегистрировано 16 очагов загрязнений (для сравнения, на 01.01.1994 количество очагов составляло 13), находящихся преимущественно в местах складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, а также на территории нефтяных месторождений.

Качество питьевой воды в большей степени зависит от качества воды в источнике водоснабжения.

На берегах поверхностных источников водоснабжения в пределах второго, третьего поясов санитарной охраны расположен ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые не обеспечивают санитарного режима в водоохранных зонах.

Проблема еще больше обостряется с вводом в действие нового СанПиНа 2.1.4.559-96, где регламентируются предельные уровни содержания в питьевой воде более 750 показателей загрязнений против 28 по действующему ГОСТу "Вода питьевая".

Другой не менее важной проблемой, требующей первоочередного решения, является проблема водоотведения. Существующие очистные сооружения работают с перегрузкой, а такие города как Можга и Камбарка, и почти все районные центры их вообще не имеют.

Основные пути решения проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов сводятся к следующему:

- соблюдение санитарного режима в зонах санитарной охраны источников водоснабжения;

- экономия при хозяйственном использовании питьевой воды, что обеспечивается строгим контролем обоснованных лимитов водопотребления и водоотведения;

- локальная очистка промышленных сточных вод, замкнутое оборотное водоснабжение;

- изменение технологии очистки стоков и обеззараживания осадков;

- проведение расширенных исследований качества природных и питьевых вод, а также сточных вод;

- экономия питьевой воды населением, что обеспечивается установкой водосчетчиков и водосберегающих приборов у потребителей.

Перечень необходимых для выполнения мероприятий по охране водных ресурсов составлен с учетом их приоритетности. Первоочередность мероприятий определялась на основе существующей экологической ситуации в городах и районах. В перечень вошли водоохранные мероприятия, вошедшие в состав Федеральных целевых программ: "Возрождение Волги", "Социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997 - 2000 годы" и Региональной целевой программы "Экология УР - 2000".

Расчетная стоимость реализации этих мер составляет 1349,5 млн. рублей, из них учтено другими программами - 928,7 млн. рублей.

По данному направлению стоимость реализации мероприятий составляет 420,8 млн. рублей.

Перечень
основных мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов

NN пп

Перечень мероприятий

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Заказчики мероприятий

Источник финансирования

1.

Продолжить работы по расширению и реконструкции второй очереди канализации в г. Ижевске (мощностью 100 тыс. куб. м/сутки),

г. Сарапуле - 65 тыс. куб. м/сутки и 3 очереди в г. Глазове

2001- 2005 гг.



2001- 2005 гг.

Обеспечение нормативного качества стоков

Администрации городов Ижевска, Глазова, Сарапула, Управление капитального строительства Правительства УР (далее - УКС), АО "Чепецкий механический завод"

Федеральный бюджет, Бюджет Удмуртской Республики, бюджеты городов: Ижевска, Сарапула, Глазова

2.

Закончить проектирование и приступить к строительству очистных сооружений канализации (далее ОСК) в г. Можге, с. Селты.

Завершить строительство ОСК в п. Ува

2001- 2005 гг.


2001 г.

-"-

Администрация г. Можги, Селтинского района, Увинского района

Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджеты г. Можги, Увинского и Селтинского районов

3.

Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в п. Яр, р.п. Кез

2003 - 2006 гг.

-"-

Минстрой УР, Администрация Ярского и Кезского районов

Бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства

4.

Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК мощностью 10 тыс. куб. м/сутки в п. Балезино

2003- 2006 гг.

-"-

Минстрой УР, Администрация Балезинского района

Бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства

5.

Проектирование и строительство канализации в п. Кизнер

2001- 2005 гг.

Обеспечение водоотведением объектов социальных, культурно-бытовых и жилых поселков

Министерство обороны РФ

Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства

6.

Проектирование и строительство канализации в г. Камбарка

2001- 2005 гг.

-"-

Министерство обороны РФ

Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики и др. привлеченные средства

7.

Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в с. Як.-Бодья

2005- 2008 гг.

-"-

Минстрой УР, Администрация Як.- Бодьинского района

Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Як.- Бодьинского района

8.

Закончить проектирование и приступить к строительству ОСК в с. Алнаши

2004-2006 гг.

Улучшение системы канализации

Минстрой УР, Администрация Алнашского района

Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Алнашского района

9.

Запроектировать и построить ОСК в с. Киясово

2004-2006 гг.

-"-

Минстрой УР, Администрация Киясовского района

Бюджет Удмуртской Республики, бюджет Киясовского района

10.

Закончить проектирование и построить 3 очередь ОСК в г. Воткинске

2001- 2005 гг.

Улучшение системы канализации

Администрация г. Воткинска

Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджет г. Воткинска

11.

Мониторинг поверхностных и подземных вод

2001 г.

Охрана источников водоснабжения.

Получение реальных сведений о качестве воды

Минприроды УР, Комитет по недрам УР

Бюджет Удмуртской Республики, Экологический фонд Удмуртской Республики

12.

Паспортизация водных источников

2001-2003 гг.

Получение реальных сведений о состоянии источников водоснабжения

-"-

Бюджет Удмуртской Республики, Экологический фонд Удмуртской Республики

13.

Обследование зон санитарной охраны источников водоснабжения и обустройство санитарно-защитных зон вокруг водозаборов

2001- 2003 гг.

Получение реальных сведений о санитарно - гигиеническом состоянии источников водоснабжения

Администрация городов и районов, органы санэпиднадзора, предприятия водопроводно- канализационного хозяйства (далее ВКХ)

Федеральный бюджет, бюджет Удмуртской Республики, бюджеты городов и районов, средства предприятий водопользователей

14.

Вынос из водоохранных зон источников водоснабжения складов ГСМ и удобрений, бытовых и промышленных свалок и шламонакопителей, ферм и скотомогильников и других источников загрязнения воды

2001- 2005 гг.

Охрана источников водоснабжения

Администрация городов и районов, предприятия- загрязнители

Средства предприятий- загрязнителей, федеральный бюджет

15.

Создание республиканского аналитического центра исследования природной, питьевой и сточной воды

2001 г.

Обеспечение качества питьевой воды. Получение реальных сведений о качестве промстоков

Минстрой УР, Минприроды УР, Удмуртский республиканский центр санэпиднадзора

Бюджет Удмуртской Республики