Основными участниками процесса в водоснабжении и канализации являются Правительство Российской Федерации, Правительство Удмуртской Республики, муниципальные органы власти, предприятия водоснабжения и канализации, потребители услуг. Объекты водоснабжения, как жизнеобеспечивающие, отнесены к муниципальной собственности.
Правительство Российской Федерации и его органы устанавливают базовые правила, создают нормативно-правовую базу для ответственности, полномочий и взаимодействий участников процесса, регулируют вопросы отношений управления водными ресурсами, охраны окружающей среды, стандартов питьевой воды, определяют стратегию развития, защиту прав потребителя.
Правительство Удмуртской Республики адаптирует политику и нормативные документы Федерального Правительства к местным условиям и обеспечивает их соблюдение и выполнение, обеспечивает защиту потребителя.
В соответствии с законом муниципальные органы власти владеют основными производственными фондами, поэтому качественное обеспечение услугами водоснабжения и канализации входит в их компетенцию.
В Удмуртской Республике эксплуатируется 1562 системы водоснабжения и 168 систем канализации. Управление этим сложным хозяйством в республике осуществляется разными формами. В городах Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Глазове и п. Балезино управление фондами и их эксплуатация осуществляется специализированными муниципальными предприятиями по водоснабжению и канализации (называемыми водоканалами), в гг. Можге, Камбарке, райсельцентрах и ряде сельских населенных пунктов - коммунальными предприятиями. В небольших поселках и сельской местности до сих пор управление фондами и эксплуатация их осуществляется местными товариществами и сельхозпредприятиями.
Основной схемой управления водоснабжением и канализацией в городах, райсельцентрах - это взаимодействие муниципальных органов власти и водоканалов. Поэтому с институционной точки зрения основной вопрос - это насколько качественно органы местного самоуправления и водоканалы выполняют свои обязательства и несут ответственность. Правовая неопределенность взаимоотношений подрядчика и заказчика усугубляется отсутствием договоров на производственную деятельность, а там, где они есть, к процедуре заключения подошли чисто формально. Нынешние договоры между водоканалами и муниципальными органами власти недостаточно конкретны и односторонни. Их необходимо заменить долгосрочными договорами о производственной деятельности, которые смогли бы служить в качестве рабочего плана для определения действий водоканала и органов местного самоуправления по преодолению текущего кризиса. Такие договоры должны содержать определенные обязательства и задачи производственной деятельности с конкретными контролируемыми целями, например, охват населения услугами, качество услуг, финансовые результаты, инвестиционные задачи, уровни тарифов, цели по собираемости средств по счетам и показатели производственной эффективности. Такие долгосрочные договора позволили бы водоканалам планировать свои действия заранее для достижения поставленных целей.
Как правило, местные органы власти придерживаются очень плавного повышения тарифов, полагаясь, в основном, на сокращение издержек самого водоканала. Выделение бюджетных субсидий администрациями городов и районов на покрытие разницы в тарифах недостаточно. Такой подход со стороны администрации к ценообразованию вызывает сомнение в правильности базовых или экономически обоснованных тарифов, достаточных для покрытия ремонтных и эксплуатационных расходов.
Сдерживание уровня тарифов подводит водоканалы к физическому кризису. Уже в течение нескольких лет ремонтно-восстановительные работы проводятся в сильно урезанном объеме из-за нехватки средств. Надежды на то, что водоканалы смогут существенно повысить свою эффективность в будущем, не учитывают тот факт, что эффективность не повысится, если предварительно не будет профинансирован значительный объем ремонтных и восстановительных работ. И, наконец, реалии таковы, что ни республиканские, ни городские (районные) власти в течение ближайших лет не будут иметь финансовых возможностей для оказания помощи водоканалам.
Анализируя состояние с капиталовложениями в развитие водопроводно-канализационного хозяйства республики (таблица N 8), видно, что они снижены в несколько раз.
Таблица N 8
Объемы капиталовложений в развитие водоснабжения и водоотведения по годам
(тыс. руб.)
Годы | Объемы капвложений | |
Канализация, цены 1984 года | Водопровод, цены 1984 года | |
1992 | 5150 | 2427 |
1993 | 3582 | 2081 |
1994 | 4040 | 1796 |
1995 | 2457 | 1013 |
1996 | 1686 | 622 |
1997 | 591 | 334 |
1998 | 254 | 522 |
Все вышеизложенное указывает на неэффективную систему хозяйствования и финансирование отрасли. В связи с чем продолжается снижение надежности работы систем водоснабжения и канализации и качества услуг, что грозит серьезными последствиями для здоровья и уровня жизни населения.
Решение проблем водоснабжения населения Удмуртской Республики качественной питьевой водой должно строиться на основе создания законодательной базы, совершенствования экономического механизма, системы управления, комплексного подхода к решению конкретных технических задач в неразрывной цепи: водоисточник, водоподготовка, транспортировка воды, потребитель.