Недействующий

О Республиканской целевой программе "Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой"

2.7. Текущая институционная ситуация, основные участки процесса водоснабжения и канализации


Основными участниками процесса в водоснабжении и канализации являются Правительство Российской Федерации, Правительство Удмуртской Республики, муниципальные органы власти, предприятия водоснабжения и канализации, потребители услуг. Объекты водоснабжения, как жизнеобеспечивающие, отнесены к муниципальной собственности.

Правительство Российской Федерации и его органы устанавливают базовые правила, создают нормативно-правовую базу для ответственности, полномочий и взаимодействий участников процесса, регулируют вопросы отношений управления водными ресурсами, охраны окружающей среды, стандартов питьевой воды, определяют стратегию развития, защиту прав потребителя.

Правительство Удмуртской Республики адаптирует политику и нормативные документы Федерального Правительства к местным условиям и обеспечивает их соблюдение и выполнение, обеспечивает защиту потребителя.

В соответствии с законом муниципальные органы власти владеют основными производственными фондами, поэтому качественное обеспечение услугами водоснабжения и канализации входит в их компетенцию.

В Удмуртской Республике эксплуатируется 1562 системы водоснабжения и 168 систем канализации. Управление этим сложным хозяйством в республике осуществляется разными формами. В городах Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Глазове и п. Балезино управление фондами и их эксплуатация осуществляется специализированными муниципальными предприятиями по водоснабжению и канализации (называемыми водоканалами), в гг. Можге, Камбарке, райсельцентрах и ряде сельских населенных пунктов - коммунальными предприятиями. В небольших поселках и сельской местности до сих пор управление фондами и эксплуатация их осуществляется местными товариществами и сельхозпредприятиями.

Основной схемой управления водоснабжением и канализацией в городах, райсельцентрах - это взаимодействие муниципальных органов власти и водоканалов. Поэтому с институционной точки зрения основной вопрос - это насколько качественно органы местного самоуправления и водоканалы выполняют свои обязательства и несут ответственность. Правовая неопределенность взаимоотношений подрядчика и заказчика усугубляется отсутствием договоров на производственную деятельность, а там, где они есть, к процедуре заключения подошли чисто формально. Нынешние договоры между водоканалами и муниципальными органами власти недостаточно конкретны и односторонни. Их необходимо заменить долгосрочными договорами о производственной деятельности, которые смогли бы служить в качестве рабочего плана для определения действий водоканала и органов местного самоуправления по преодолению текущего кризиса. Такие договоры должны содержать определенные обязательства и задачи производственной деятельности с конкретными контролируемыми целями, например, охват населения услугами, качество услуг, финансовые результаты, инвестиционные задачи, уровни тарифов, цели по собираемости средств по счетам и показатели производственной эффективности. Такие долгосрочные договора позволили бы водоканалам планировать свои действия заранее для достижения поставленных целей.

Как правило, местные органы власти придерживаются очень плавного повышения тарифов, полагаясь, в основном, на сокращение издержек самого водоканала. Выделение бюджетных субсидий администрациями городов и районов на покрытие разницы в тарифах недостаточно. Такой подход со стороны администрации к ценообразованию вызывает сомнение в правильности базовых или экономически обоснованных тарифов, достаточных для покрытия ремонтных и эксплуатационных расходов.

Сдерживание уровня тарифов подводит водоканалы к физическому кризису. Уже в течение нескольких лет ремонтно-восстановительные работы проводятся в сильно урезанном объеме из-за нехватки средств. Надежды на то, что водоканалы смогут существенно повысить свою эффективность в будущем, не учитывают тот факт, что эффективность не повысится, если предварительно не будет профинансирован значительный объем ремонтных и восстановительных работ. И, наконец, реалии таковы, что ни республиканские, ни городские (районные) власти в течение ближайших лет не будут иметь финансовых возможностей для оказания помощи водоканалам.

Анализируя состояние с капиталовложениями в развитие водопроводно-канализационного хозяйства республики (таблица N 8), видно, что они снижены в несколько раз.

Таблица N 8

Объемы капиталовложений в развитие водоснабжения и водоотведения по годам

(тыс. руб.)

Годы

Объемы капвложений

Канализация, цены 1984 года

Водопровод, цены 1984 года

1992

5150

2427

1993

3582

2081

1994

4040

1796

1995

2457

1013

1996

1686

622

1997

591

334

1998

254

522


Все вышеизложенное указывает на неэффективную систему хозяйствования и финансирование отрасли. В связи с чем продолжается снижение надежности работы систем водоснабжения и канализации и качества услуг, что грозит серьезными последствиями для здоровья и уровня жизни населения.

Решение проблем водоснабжения населения Удмуртской Республики качественной питьевой водой должно строиться на основе создания законодательной базы, совершенствования экономического механизма, системы управления, комплексного подхода к решению конкретных технических задач в неразрывной цепи: водоисточник, водоподготовка, транспортировка воды, потребитель.