Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 октября 2003 года № 930-р

О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Удмуртской Республике

_____________________________________________________________________________________________________________

признать утратившим силу в соответствии с  постановлением Правительства УР от 10.10.2005 № 140

_____________________________________________________________________________________________________________


В целях обеспечения эффективности государственной политики в области профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и в соответствии с рекомендациями Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних (протокол № 4 от 29 августа 2003 года):

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Удмуртской Республике на IV квартал 2003 года - 2004 год (далее - План).

2. Министерству внутренних дел Удмуртской Республики в течение реализации Плана:

- взаимодействовать с учебными заведениями в вопросах организации профилактической работы среди учащихся;

- осуществить комплекс оперативных мероприятий по выявлению групп несовершеннолетних, совершивших правонарушения, их лидеров и организаторов, взрослых, вовлекающих детей и подростков в противоправную деятельность.

3. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики в течение реализации Плана:

- принять меры по введению должностей и укомплектованию врачебными кадрами наркологической службы Удмуртской Республики для оказания помощи несовершеннолетним;

- ускорить открытие учреждений, кабинетов, отделений, центров медико-социальной реабилитации для несовершеннолетних и отделения для оказания стационарной наркологической помощи несовершеннолетним лицам женского пола на базе государственного учреждения здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике в течение реализации Плана:

- подготовить и провести мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе принять экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- провести анализ деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и принять меры по приведению количества таких учреждений в соответствие с потребностями района (в том числе района в городе), города;

- создать дополнительные места в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях для оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним;

- обеспечить восстановление и функционирование сети детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, в том числе клубов по месту жительства;

- при проведении информационно-просветительской работы с населением активно сотрудничать с общественными объединениями, религиозными организациями и средствами массовой информации для освещения проблем несовершеннолетних.

5. Финансирование реализации Плана осуществлять из бюджета Удмуртской Республики в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год на текущее финансирование органов и учреждений, являющихся исполнителями Плана.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А. Харину.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич


Утвержден
распоряжением
Правительства УР
от 20 октября 2003 г. № 930-р

ПЛАН
мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Удмуртской Республике на IV квартал 2003 года - 2004 год


Характеристика проблемы


Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних стали следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России в целом и в Удмуртской Республике в частности. Данная ситуация характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в их числе от детей с трудной судьбой, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Сложившееся положение порождает следующие опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

- рост социальной дезадаптации детей, подростков и молодежи, выражающийся в широком спектре девиантного поведения (ранняя алкоголизация и наркомания, аморальное поведение, противоправные действия);

- угрожающее обострение проблем социального сиротства;

- увеличение количества детей, ставших жертвами преступного посягательства, эксплуатации и сексуального насилия;

- возрождение детской беспризорности как социального явления.

Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, предоставлены сами себе, связь с семьей утрачена, нет нормального жилья, возможности получить образование, медицинскую помощь. Трудовая сфера жизнедеятельности для них закрыта да и не вызывает у таких подростков особого интереса. Они чаще всего ориентированы на удовлетворение краткосрочных потребностей даже путем совершения преступных деяний.


Количественные показатели


Оперативное установление точного количества детей, контроль за поведением которых отсутствует, и детей без постоянного места жительства либо пребывания оставалось и продолжает оставаться сложной задачей. Выполняя разные направления работы, органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предоставляют разные цифры. За 2002 год сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 2897 безнадзорных. Органы социальной защиты населения называют цифру 2186 детей - столько в 2002 году побывало по разным причинам в социальных приютах, в их числе дети, самовольно оставившие образовательные учреждения либо семью (263 ребенка), заблудившиеся (18), оказавшиеся в сложном социальном положении (860) и другие. Анализируя ситуацию за первое полугодие 2003 года, следует отметить, что уровень безнадзорности несовершеннолетних остается по-прежнему высоким. За шесть месяцев т.г. на территории Удмуртской Республики выявлено, по данным Министерства внутренних дел Удмуртской Республики, 1019 безнадзорных подростков, из которых: 87 помещены в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Министерстве внутренних дел Удмуртской Республики, 94 направлены в государственные учреждения (интернаты, детские дома), 135 - в лечебные учреждения, 165 - в приюты, 538 переданы родителям.

С одной стороны, в летний период число желающих стать свободными от родительской опеки становится значительно больше, с другой, преодолеть быстро негативные последствия прошлых темпов роста безнадзорности невозможно. И если эту тенденцию роста не остановить, то количество выявленных безнадзорных и беспризорных, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения, за текущий год вырастет как минимум на 25%, т.е. на четверть по сравнению с 2002 годом.

Органами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Удмуртской Республики предпринимались меры, направленные на преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав, оказание всесторонней помощи социально дезадаптированным детям, организацию их летнего отдыха, досуга и трудоустройства. Как свидетельствует анализ официальных данных, характеризующих состояние правонарушений несовершеннолетних, в первом полугодии 2003 года произошел ряд позитивных изменений. За шесть месяцев т.г. количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, снизилось на 18,4% (с 910 до 743 фактов, зарегистрированных за полугодие 2002 года). Сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления, - 737 подростков в первом полугодии 2003 года, 814 - в первом полугодии 2002 года.

Вместе с тем, несмотря на снижение подростковой преступности, по-прежнему сохраняется сложная оперативная обстановка. Удельный вес преступлений несовершеннолетних от общего числа преступных деяний составляет 10,4%, что превышает среднероссийский показатель на 1,3%. Отмечен существенный рост преступности среди несовершеннолетних в 11 районах Удмуртской Республики. Тревогу вызывает тот факт, что в общей численности преступлений за 6 месяцев 2003 года произошло увеличение количества разбойных нападений на 32,6% (с 43 до 57), убийств на 25,0% (с 8 до 10), фактов нанесения тяжкого вреда здоровью на 23,1% (с 13 до 16), грабежей на 2,7% (со 113 до 116). Каждое второе преступление среди несовершеннолетних совершено учащимися учебных заведений (удельный вес - 54%).

К сожалению, продолжает оставаться на высоком уровне число родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию своих детей. Мерам административного воздействия за неисполнение своих обязанностей в первом полугодии 2003 года были подвергнуты 1586 человек, в суды направлено 304 материала для решения вопроса о лишении родительских прав. Число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей в отношении детей, за шесть месяцев 2003 года составило 16 человек.


Основные направления деятельности


Учитывая сложившуюся ситуацию, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в течение четвертого квартала 2003 года и на 2004 год планируется:

- создать условия для правового и информационного обеспечения профилактической работы для повышения уровня эффективности взаимодействия органов системы профилактики, ответственности за результаты работы;

- продолжить работу по выявлению и устройству несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации, оказанию помощи детям и семьям с детьми "группы риска" в поиске и реализации собственных возможностей по преодолению сложной жизненной ситуации, в улучшении психологического климата в семьях;

- предоставление в соответствии с законодательством детям и семьям, имеющим детей, услуг материального, медико-психологического, педагогического и юридического характера;

- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, прививающих навыки проведения активного творческого досуга, максимально содействующих культурному и нравственному воспитанию детей и подростков;

- создание условий для более полного обеспечения несовершеннолетним условий творческой самореализации, физического и духовного развития. Усиление пропаганды здорового образа жизни, формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и алкоголю, сохранение и развитие любительских объединений, подростковых кружков и секций;

- создание условий для успешной интеграции на рынок труда несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет, особо нуждающихся в трудоустройстве, в том числе склонных к совершению правонарушений;

- объединение в соответствии с законодательством усилий органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании среди несовершеннолетних.


Система мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Удмуртской Республике на IV квартал 2003 года - 2004 год


п/п

Мероприятия

Сроки
исполнения

Исполнители

I

Правовое и информационное обеспечение мероприятий

1.1

Подготовка, согласование и утверждение Положения о Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики и Типового

положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - Положения)

IV квартал
2003 года

МКДН <*>

1.2

Разработка и утверждение единой документации для работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - КДН) в соответствии

с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

I квартал
2004 года

МКДН, МВД

1.3

Организация и проведение межведомственного семинара с участием специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений

по теме "Механизмы реализации федерального и республиканского законодательства о профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

I квартал
2004 года

МКДН

1.4

Обоснование и создание проекта правил ведения республиканского информационного банка данных

о детях, нуждающихся в государственной защите и

поддержке, осуществления контроля за его формированием и использованием (далее - Правила), а также составление компьютерной программы по внесению сведений, сопровождению и выявлению наиболее незащищенной категории детей и семей группы социального риска для обеспечения их адресной государственной поддержкой

В течение
всего
периода

УДСДОПД, МСЗ,
МНО, ГКМ, МВД,
Минздрав,
ДФГСЗ (по
согласованию)

1.5

Организация и проведение обучающего семинара для специалистов, обеспечивающих деятельность КДН, в части применения Положений, заполнения

образцов единой документации и ознакомления с Правилами

II квартал
2004 года

МКДН

1.6

Подготовка и выпуск номеров Информационного бюллетеня Межведомственной комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики

Ежеквартально
в течение
2004 года

МКДН

II

Защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних

2.1

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, на основании данных паспортизации семей с детьми до 18-летнего возраста и оказание им помощи в обучении и воспитании детей

В течение
всего
периода

МСЗ, МНО,
Минздрав,
УДСДОПД

2.2

Организация круглосуточного приема и содержания выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах или специальных приютах для несовершеннолетних

В течение
всего
периода

МСЗ, ОМСУ (по
согласованию)

2.3

Координация деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних в части защиты и восстановления их личных и имущественных прав

В течение
всего
периода

МКДН

2.4

Создание республиканского банка данных о детях школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным

причинам занятия в образовательных учреждениях Удмуртской Республики, и ежеквартальное информирование МКДН о количестве указанных детей и произошедших изменениях за истекший квартальный период

В течение
всего
периода

МНО

2.5

Организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В течение
всего
периода

МКДН, КДН (по
согласованию)

2.6

Размещение в образовательных учреждениях, в доступных для детей местах, списков органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием

способов связи с ними) по месту нахождения образовательных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка

IV квартал
2003 года

МНО, КДН (по
согласованию)

2.7

Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, принятие к ним мер в пределах компетенции

В течение
всего
периода

МВД,
общественные
объединения
(по
согласованию)

III

Социальная адаптация в обществе воспитанников и выпускников интернатных учреждений

3.1

Осуществление контроля за созданием и развитием подсобных хозяйств, учебных мастерских в детских домах

В течение
всего
периода

МНО, МКДН

3.2

Организация в учреждениях интернатного типа лекций и бесед "Детские права", "Моя будущая профессия", "Подросток и наркотики" и по другим темам обучения, в том числе правового характера

В течение
всего
периода

МНО, УДСДОПД,
общественные
объединения
(по
согласованию)

3.3

Контроль за жизнеустройством выпускников учреждений интернатного типа и ежеквартальное

информирование МКДН о результатах устройства каждого выпускника

В течение
всего
периода

МНО, ОМСУ (по
согласованию)

3.4

Контроль за жизнеустройством освободившихся воспитанников Ижевской воспитательной колонии

и ежеквартальное информирование МКДН о количестве освободившихся и результатах их бытового и трудового устройства

В течение
всего
периода

УИН (по
согласованию),
ОМСУ (по
согласованию)

3.5

Оказание содействия в подготовке проекта программы, направленной на развитие системы

профессиональной ориентации учащихся и выпускников детских домов и школ-интернатов по основам выбора профессии, эффективного поиска работы, адаптивного поведения на рынке труда

В течение
всего
периода

МНО, ДФГСЗ (по
согласованию)

IV

Социальная реабилитация несовершеннолетних и их семей

4.1

Оказание социально-педагогической,  социально-психологической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении либо проблемы в обучении

В течение
всего
периода

МНО, МСЗ

4.2

Организация повышения квалификации, подготовки

и переподготовки специалистов, работающих в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

В течение
всего
периода

МСЗ совместно
с УдГУ (по
согласованию)

4.3

Оказание психолого-педагогической помощи родителям в оптимизации межличностных взаимоотношений в семье

IV квартал
2003 года,
I квартал
2004 года

МНО, УДСДОПД,
УдГУ (по
согласованию)

4.4

Открытие отделений социального приюта при Центре социального обслуживания в Завьяловском, Кизнерском и Юкаменском районах

I квартал
2004 года

МСЗ

4.5

Создание Социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних со статусом юридического лица в п. Ува на базе отделения-приюта при Центре

социального обслуживания и рекомендация Администрациям Селтинского, Сюмсинского и Вавожского районов заключить договоры с указанным центром для направления детей, нуждающихся в социальной реабилитации

IV квартал
2003 года
- I
квартал
2004 года

МСЗ

V

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

5.1

Продолжение практики превентивного правового обучения учащихся в общеобразовательных школах Удмуртской Республики

IV квартал
2003 года,
I и II
кварталы
2004 года

МНО, УДСДОПД

5.2

Проведение правовых, экономических и других игр, бесед  с воспитанниками Ижевской воспитательной колонии

Июнь
2004 года

МКДН, УИН
совместно
с УдГУ (по
согласованию)

5.3

Проведение конституционно-правовой олимпиады среди учащихся старших классов образовательных учреждений города Ижевска, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации

IV квартал
2003 года

УДСДОПД
совместно
с УдГУ,
общественными
объединениями
(по
согласованию)

5.4

Проведение антиникотиновой пропаганды, профилактика распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних

В течение
всего
периода

МНО,
Минкультуры,
ГКМ
в соответствии
с республикан-
скими целевыми
программами

5.5

Усиление работы по профессиональной ориентации

и по трудоустройству несовершеннолетних, не занятых

учебой и трудом

В течение
всего
периода

ДФГСЗ
совместно
с ГКМ, МВД

5.6

Строительство и реконструкция спортсооружений в целях создания условий для массовых, активных занятий детей и подростков физической культурой и спортом

В течение
всего
периода

Госкомспорт,
ОМСУ (по
согласованию)

5.7

Проведение соревнований среди детей и подростков по различным видам спорта согласно календарному

плану спортивных массовых мероприятий, организация записи вновь обратившихся детей в спортивные секции и клубы

В течение
всего
периода

Госкомспорт

5.8

Организация и проведение ярмарки детских и молодежных республиканских и местных общественных объединений для ознакомления любого обратившегося подростка с их целями и задачами и его включения в общественно значимую жизнь

II квартал
2004 года

ГКМ, Миннац,
УДСДОПД


--------------------------------

<*> Использованные сокращения: ДФГСЗ (Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике), УИН (Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике), МКДН (Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики), МСЗ (Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики), МВД (Министерство внутренних дел Удмуртской Республики), МНО (Министерство народного образования Удмуртской Республики), Минздрав (Министерство здравоохранения Удмуртской Республики), Минкультуры (Министерство культуры Удмуртской Республики), Миннац (Министерство национальной политики Удмуртской Республики), УДСДОПД (Управление по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики), ГКМ (Государственный комитет по делам молодежи Удмуртской Республики), Госкомспорт (Государственный комитет по физической культуре и спорту Удмуртской Республики), ОМСУ (органы местного самоуправления в Удмуртской Республике), УдГУ (Удмуртский государственный университет), УИГМС (Удмуртский институт государственной и муниципальной службы).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»