ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 сентября 2004 года № 911-р
(с изменениями на 22 октября 2007 года)
____________________________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с распоряжением Правительства УР от 14 февраля 2011 года № 88-р
_____________________________________________________________________________________
с изменениями, внесенными распоряжением Правительства УР от 22 октября 2007 года № 963-р
_____________________________________________________________________________________
В целях устойчивого развития экономики Удмуртской Республики, обеспечения удвоения валового регионального продукта к 2010 году путем увеличения темпов роста отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность Удмуртской Республики, выпуск конечной продукции с наибольшей добавленной стоимостью:
1. Утвердить прилагаемые концептуальные подходы при определении приоритетных отраслей промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года.
2. Признать базовыми отраслями для определения приоритетов развития промышленности отрасли: машиностроение и металлообработка, черная металлургия, энергетика, промышленность строительных материалов.
3. Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики учитывать приоритеты развития промышленности Удмуртской Республики при разработке соответствующих разделов стратегий и программ социально-экономического развития Удмуртской Республики, республиканских целевых программ.
4. Министерству промышленности и транспорта Удмуртской Республики подготовить обоснование по научно-исследовательским работам на разработку Республиканской целевой программы "Развитие отрасли машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы" и включение ее в перечень научно-исследовательских работ, проводимых по заказу Правительства Удмуртской Республики и финансируемых из бюджета Удмуртской Республики в 2005 году.
5. Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики подготовить обоснование по научно-исследовательским работам на разработку Республиканской целевой программы "Развитие производства строительных материалов в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы" и включение ее в перечень научно-исследовательских работ, проводимых по заказу Правительства Удмуртской Республики и финансируемых из бюджета Удмуртской Республики в 2005 году.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике учесть концептуальные подходы при определении приоритетных отраслей промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики В.А. Савельева.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
В.А.Савельев
Приложение
к распоряжению
Правительства УР
от 6 сентября 2004 г. № 911-р
Концептуальные подходы
при определении приоритетных отраслей промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года
Приоритеты развития промышленности определяются исходя из значимости отраслей промышленности для социально-экономического развития Удмуртии, перспектив развития отраслей промышленности, а также возможностей влияния органов государственной власти Удмуртской Республики на их развитие.
Под приоритетными отраслями промышленности понимаются отрасли, наиболее важные для социально-экономического развития Удмуртской Республики, развитию которых должно уделяться пристальное внимание и поддержка со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики.
Концептуальные подходы при определении приоритетных отраслей промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года (далее - концептуальные подходы) включают в себя:
- изучение ситуации в промышленности, исследование проблем промышленных предприятий, анализ тенденций развития промышленного комплекса Удмуртской Республики;
- группировку отраслей промышленности в зависимости от их роли в социально-экономическом развитии республики, возможностей и целесообразности влияния органов государственной власти Удмуртской Республики на их развитие;
- определение форм и методов государственной поддержки отраслей промышленности в зависимости от их приоритетности;
- определение целей, задач и этапов развития промышленности Удмуртии на период до 2015 года;
- определение направлений развития промышленности Удмуртской Республики.
Развитие приоритетных отраслей промышленности позволит обеспечить стабильные темпы роста объемов промышленного производства, соответствующие удвоению промышленного производства республики, оптимизацию структуры промышленного производства в сторону увеличения производства продукции высокой добавленной стоимости с внедрением новейших технологий, производительную занятость, т.е. развитие приоритетных отраслей промышленности направлено на обеспечение экономической безопасности республики.
Целесообразность деятельности по определению приоритетов развития промышленности обусловлена следующими факторами.
1. Необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти Удмуртской Республики на приоритетных отраслях развития промышленности как на точках роста экономики Удмуртской Республики. Инвестиции следует направлять на развитие конкретных и строго ограниченных приоритетных отраслей и объектов.
2. Вопрос о приоритетах развития промышленности приобретает особую актуальность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление России в ВТО предполагает открытие отечественного рынка для иностранных компаний и ужесточение конкуренции. В связи с этим остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы избежать потерь для отечественных предприятий и отраслей при открытии рынка. Необходимо уже сейчас определить, какие отрасли являются наиболее важными для социально-экономического развития республики, и оказать им государственную поддержку, с тем чтобы в условиях членства в ВТО они смогли не только выжить, но и успешно развиваться.
3. Приоритеты развития промышленности необходимы в условиях недостаточной устойчивости экономического роста. Академик А.Г. Гранберг отмечает, что для обеспечения устойчивого роста большинства регионов темп ВВП и промышленного производства не должен опускаться ниже отметки 4%. В 2000 году индекс физического объема промышленного производства составил 119%, в 2001 году - 99%, в 2002 году - 106,4%, в 2003 году - 106,5%. В 2004 году удается сохранить наметившуюся тенденцию роста физических объемов промышленного производства: индекс физического объема промышленного производства за январь - май 2004 года составил 106,1% к соответствующему периоду предыдущего года. Необходимо закрепить позитивные тенденции. Для этого необходимо целенаправленно воздействовать на точки экономического роста.
4. Важность деятельности по определению приоритетов развития промышленности подтверждается широтой использования данного подхода в практике управления субъектами федерации и городами. В условиях возрастающей конкуренции между субъектами Российской Федерации за инвестиции, кадровые и другие ресурсы необходимо осуществлять меры, направленные на содействие развитию приоритетных отраслей промышленности. В большинстве регионов мероприятия по активизации экономической деятельности увязываются в рамках среднесрочных и долгосрочных стратегий или программ. В Москве принят Закон "О промышленной деятельности в г. Москве", действует Комплексная программа промышленной деятельности, создан внебюджетный фонд финансовой поддержки промышленности. В Санкт-Петербурге разработана программа по восстановлению и развитию машиностроительного комплекса, создан Фонд поддержки промышленности. В Ярославской области принят Закон "Об основах промышленной политики" и разработана Концепция промышленной политики на 2003 - 2007 годы.
Принципы разработки и реализации промышленной политики:
1. Ориентация на устойчивое развитие промышленности, что подразумевает устойчивый рост объемов промышленного производства, оптимизацию структуры объемов промышленного производства в сторону увеличения объемов обрабатывающих отраслей промышленности, производство конкурентоспособной продукции, обеспечение производительной занятости, экологизацию промышленного производства.
2. Нацеленность на государственное содействие развитию промышленности.
В последнее время все более актуальной становится проблема выбора экономических приоритетов и осмысленной промышленной политики. При этом, как правило, сталкиваются два подхода. Первый - радикально-либеральный - заключается в том, что никакой промышленной политики быть не должно, все вопросы решаются процедурами саморегулирования рынка. Второй подход - это тяготение к традициям огосударствления экономики и ведомственного администрирования. В республике необходимо придерживаться более взвешенной позиции, заключающейся в том, что промышленная политика - это система законодательных, финансово-экономических и административных мер, согласованных с субъектами экономической деятельности, позволяющих обеспечить развитие промышленности в соответствии с поставленными целями такого развития.
3. Приоритеты промышленной политики должны основываться как на приоритетах развития Российской Федерации, так и на основе планов развития крупных промышленных предприятий на долгосрочную перспективу.
Приоритеты развития промышленности Удмуртии определяются в соответствии с приоритетами промышленного развития Российской Федерации. В Российской Федерации разработаны следующие отраслевые концепции: распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года № 978-р одобрена Концепция развития автомобильной промышленности России; распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 года № 1228-р одобрен Комплекс мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года; распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 1540-р одобрены основные направления развития лесной промышленности. В стратегическом видении приоритетов развития Поволжского макрорегиона выделены следующие направления развития Удмуртии: поддержка совместных кооперационных проектов ОАО "ИжАвто" и АвтоВАЗа; создание высокоточного стрелкового оружия нового поколения; поддержка экспорта ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол"; опережающее развитие химико-механической переработки древесины.
4. Принцип партнерства при определении приоритетов развития промышленности и их реализации.
К определению приоритетов и их реализации необходимо привлечь предприятия, научно-исследовательские организации, вузы, финансово-кредитные учреждения, профессиональные организации и ассоциации. Важной задачей является установление партнерства между промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Научные институты и вузы обладают необходимыми возможностями для проведения исследований и разработки новых технологий. Партнерство заключается в сотрудничестве субъектов экономической деятельности по всей производственной цепочке: фундаментальные исследования - поисковые НИР - прикладные НИОКР - технологии, конструкции - производство - рыночная реализация. Такое сотрудничество вносит важный вклад в технический прогресс и способствует экономическому росту.
Предложенные подходы являются базовыми при определении приоритетов развития промышленности. Определение приоритетов позволит сконцентрировать усилия бизнеса и власти на направлениях развития, в наибольшей степени способствующих выполнению задач социально-экономического развития, и позволит осуществить позитивные структурные сдвиги в промышленности, связанные с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства. Кроме того, развитие промышленности окажет синергетическое воздействие на развитие других отраслей экономики республики и социальной сферы.
За последние 10 - 15 лет в промышленном комплексе Удмуртии произошли значительные структурные сдвиги. Однако изменения в структуре промышленного производства произошли не в результате быстрого роста некоторых отраслей промышленности (как при нормальном экономическом развитии), а за счет отраслей, в которых спад производства был изначально ниже среднего по промышленности. Изменение удельного веса отраслей в общем объеме промышленного производства приведено в табл. 1.
Табл. 1
Структура промышленного производства в Удмуртии с 1985 по 2003 годы, в %
Наименование отрасли | 1985 год | 1990 год | 1995 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год <*> |
Промышленность - всего, в т.ч.: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Электроэнергетика | 1,8 | 1,5 | 13,0 | 6,1 | 7,7 | 8,7 | 9,0 |
Топливная промышленность | 4,7 | 3,8 | 17,8 | 21,9 | 24,5 | 27,9 | 26,9 |
Черная металлургия | 10,3 | 9,2 | 8,2 | 5,1 | 5,5 | 4,2 | 5,0 |
Химическая и нефтехимическая | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Машиностроение и металлообработка | 61,5 | 62,2 | 28,1 | 44,2 | 39,2 | 40,1 | 41,1 |
Лесная и деревообрабатывающая | 4,6 | 4,6 | 3,8 | 2,5 | 3,0 | 2,6 | 2,7 |
Промышленность стройматериалов | 1,4 | 1,4 | 3,0 | 2,1 | 2,9 | 2,3 | 1,9 |
Стекольная и фарфоро-фаянсовая | 0,4 | 0,4 | 1,3 | 1,0 | 1,2 | 1,1 | 0,9 |
Легкая промышленность | 4,3 | 4,1 | 1,2 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,5 |
Пищевая | 6,6 | 6,9 | 10,8 | 8,1 | 9,8 | 8,9 | 8,8 |
Мукомольно-крупяная и комбикормовая | 2,7 | 3,8 | 3,7 | 1,3 | 1,6 | 1,3 | 1,0 |
Медицинская | 0,4 | 0,4 | 0,3 | ||||
Полиграфическая | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
_____
* Оперативные данные.
Согласно приведенным данным, последние годы характеризуются значительным увеличением доли топливно-энергетического комплекса в промышленной структуре (с 6,5% в 1985 году до 35,9% в 2003 году). Помимо этого в течение анализируемого периода времени удельный вес в промышленном производстве увеличился у ряда отраслей: пищевая промышленность (в 1,3 раза), промышленность стройматериалов (в 1,4 раза), стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (в 2,3 раза). Наибольшее увеличение доли отрасли в общем объеме промышленной продукции произошло в топливной промышленности (в 5,7 раза), электроэнергетике (в 5 раз) и полиграфической промышленности (в 5 раз).
Наибольшее снижение удельного веса отрасли в структуре промышленного производства наблюдается в легкой промышленности - в 8,6 раз, в отрасли черной металлургии - в 2,1 раза, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - в 2,7 раза, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - в 1,7 раза, машиностроении и металлообработке - в 1,5 раза.
Таким образом, за последнее десятилетие в Удмуртии сформировалась структура экономики, характеризующаяся значительной долей ресурсных добывающих отраслей промышленности. Произошедшие структурные сдвиги не были результатом целенаправленной политики, но явились объективным следствием структурно-технологических дисбалансов, унаследованных от прошлого. По существу были реализованы текущие экономические конкурентные преимущества. Эффективность первичных ресурсов закрепляет устойчивость структурных сдвигов, поскольку в условиях отсутствия механизмов перелива капитала именно конкурентоспособные отрасли получают большие возможности для повышения своей конкурентоспособности. Вместе с тем, объективный и естественный характер структурных сдвигов не означает, что они являются желательными и оптимальными с точки зрения долгосрочных интересов республики, поскольку:
- развитие и функционирование отраслей промышленности происходит на далекой от современного уровня развитых стран технологической базе, что делает конкурентные преимущества ненадежными и временными;
- неизбежное исчерпание ресурсных месторождений может привести к сокращению производства, росту затрат и снижению его конкурентоспособности;
- существующая структура экспорта республики делает экономику и, как следствие, республиканский бюджет зависимыми от колебаний конъюнктуры на мировых товарных рынках.
Вместе с тем, в экономике Удмуртии есть отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих отраслей (наличие незагруженных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся условия в этих отраслях, неблагоприятные для модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Основу промышленного комплекса Удмуртии составляют более 360 крупных и средних предприятий, на которых производится около 90% промышленной продукции республики. Общее количество организаций с промышленным видом деятельности в республике составляет 3956 единиц.
В 2002 году более половины объема промышленной продукции Удмуртии производилось на предприятиях смешанной формы собственности, на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности - 17%, на частных предприятиях - 27%. Все более существенную роль играет частный сектор промышленности, где сосредоточено более 1/3 промышленно-производственного персонала. Предприятия государственной, муниципальной и частной форм собственности значительно отстают от предприятий смешанной формы собственности по показателям выработки на одного работника и фондовооруженности. В то же время показатели фондоотдачи на предприятиях смешанной формы собственности значительно ниже, что может свидетельствовать о нерациональной структуре промышленно-производственных фондов. Более эффективно используются промышленно-производственные фонды на предприятиях частной формы собственности.
Табл. 2
Институциональная структура промышленности Удмуртии в 2002 году
Государственная и муниципальная собственность | Частная собственность | Смешанная собственность | |
Удельный вес предприятий, в % от общего количества | 5,3 | 81,5 | 10,6 |
Удельный вес продукции, в % от общего объема продукции | 17,1 | 26,9 | 53,0 |
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, в % к общей численности | 24,6 | 36,3 | 34,8 |
Удельный вес промышленно-производственных фондов, в % от общего объема | 12,6 | 9,6 | 76 |