Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2004 года N 284-III

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ

(в редакции постановления Государственного Совета УР от 27.09.2005 N 511-III)

Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Природно-очаговые инфекции" на 2005 - 2009 годы (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Природно-очаговые инфекции" на 2005 - 2009 годы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы предусмотреть финансирование Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить Программу "Природно-очаговые инфекции" на 2005 - 2009 годы.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ

     




Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2004 года N 284-III



 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ

     
(в ред. постановления Государственного Совета УР от 27.09.2005 N 511-III)

      I. Паспорт Республиканской целевой программы "Природно-очаговые инфекции" на 2005 - 2009 годы

┌══┬═══════════════┬═════════════════════════════════════════════‰
│ 1│Наименование   │Республиканская целевая программа            │
│  │Программы      │"Природно-очаговые инфекции" на 2005 - 2009  │
│  │               │годы (далее - Программа)                     │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 2│Основание для  │- Федеральный закон от 30 марта 1999 года    │
│  │разработки     │N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом      │
│  │Программы      │благополучии населения";                     │
│  │               │- Федеральный закон от 17 сентября 1998 года │
│  │               │N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных │
│  │               │болезней";                                   │
│  │               │- Основы законодательства Российской         │
│  │               │Федерации об охране здоровья граждан от      │
│  │               │22 июля 1993 года N 5487-1;                  │     

│  │               │- распоряжение Правительства Удмуртской      │
│  │               │Республики от 24 мая 2004 года N 495 "О      │
│  │               │разработке проекта Республиканской целевой   │
│  │               │программы "Природно-очаговые инфекции"       │
│  │               │на 2005 - 2009 годы"                         │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 3│Цель Программы │Усиление системы профилактических мероприятий│
│  │               │для снижения активности природного очага в   │
│  │               │Удмуртии, уменьшения заболеваемости клещевым │
│  │               │энцефалитом, иксодовым клещевым боррелиозом, │
│  │               │геморрагической лихорадкой с почечным        │
│  │               │синдромом и совершенствование лечебных       │
│  │               │и реабилитационных мероприятий для снижения  │
│  │               │летальности, остаточных явлений              │
│  │               │и инвалидности после перенесенных            │
│  │               │природно-очаговых инфекций                   │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 4│Сроки          │2005 - 2009 годы                             │
│  │реализации     │                                             │
│  │Программы      │                                             │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 5│Республиканский│- Министерство здравоохранения Удмуртской    │
│  │заказчик       │Республики                                   │
│  │Программы      │                                             │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 6│Разработчики   │- Государственное учреждение здравоохранения │
│  │проекта        │"Республиканская клиническая инфекционная    │
│  │Программы      │больница Министерства здравоохранения        │
│  │               │Удмуртской Республики";                      │
│  │               │- Ижевская государственная медицинская       │
│  │               │академия;                                    │
│  │               │- Центр госсанэпиднадзора в Удмуртской       │
│  │               │Республике                                   │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 7│Исполнители    │- Министерство здравоохранения Удмуртской    │
│  │Программы      │Республики;                                  │
│  │               │- Государственное учреждение здравоохранения │
│  │               │"Республиканская клиническая инфекционная    │
│  │               │больница Министерства здравоохранения        │
│  │               │Удмуртской Республики";                      │
│  │               │- Ижевская государственная медицинская       │
│  │               │академия;                                    │
│  │               │- Центр госсанэпиднадзора в Удмуртской       │
│  │               │Республике                                   │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 8│Ресурсное      │(в млн. рублей)                              │
│  │обеспечение    │На 2005 год - всего 39,08                    │
│  │Программы      │На 2006 год - всего 45,63                    │
│  │               │На 2007 год - всего 44,37                    │
│  │               │На 2008 год - всего 40,74                    │
│  │               │На 2009 год - всего 38,39                    │
│  │               │            Итого: 208,21                    │
│  │               │Объемы финансирования, предусмотренные       │
│  │               │настоящей Программой, носят ориентировочный  │
│  │               │характер и подлежат ежегодной корректировке в│
│  │               │соответствии с законом Удмуртской Республики │
│  │               │о бюджете Удмуртской Республики              │
│  │               │на соответствующий год                       │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│ 9│Механизм       │В ходе реализации Программы Министерство     │
│  │реализации     │здравоохранения Удмуртской Республики        │
│  │Программы      │обеспечивает координацию деятельности        │
│  │               │основных исполнителей, контроль за ходом     │
│  │               │реализации мероприятий и эффективным         │
│  │               │использованием средств.                      │
│  │               │Министерство здравоохранения Удмуртской      │
│  │               │Республики ежегодно уточняет с учетом        │
│  │               │выделяемых на Программу финансовых средств,  │
│  │               │целевые показатели и затраты по программным  │
│  │               │мероприятиям, механизм реализации Программы  │
│  │               │и состав ее исполнителей                     │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│10│Перечень       │- Совершенствование эпидемиологического      │
│  │основных       │надзора за распространением                  │
│  │мероприятий    │природно-очаговых инфекций, осуществление    │
│  │Программы      │противоэпизоотических и противоэпидемических │
│  │               │профилактических мероприятий;                │
│  │               │- совершенствование диагностики, лечения и   │
│  │               │реабилитации больных природно-очаговыми      │
│  │               │инфекциями;                                  │
│  │               │- проведение научных исследований;           │
│  │               │- укрепление материально-технической базы    │
│  │               │государственного учреждения здравоохранения  │
│  │               │"Республиканская клиническая инфекционная    │
│  │               │больница Министерства здравоохранения        │
│  │               │Удмуртской Республики";                      │
│  │               │- подготовка кадров в области диагностики,   │
│  │               │лечения, эпидемиологии и профилактики        │
│  │               │природно-очаговых инфекций;                  │
│  │               │- развитие в Удмуртской Республике системы   │
│  │               │информирования населения о мерах профилактики│
│  │               │природно-очаговых инфекций                   │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│11│Контроль за    │Министерство здравоохранения Удмуртской      │
│  │реализацией    │Республики и другие органы исполнительной    │
│  │Программы      │власти Удмуртской Республики осуществляют    │
│  │               │контроль за реализацией Программы в          │
│  │               │соответствии с порядком, утвержденным        │
│  │               │постановлением Правительства Удмуртской      │
│  │               │Республики от 23 декабря 2002 года N 1094    │
│  │               │"Об утверждении Положения о разработке и     │
│  │               │реализации республиканских целевых программ" │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│12│Ожидаемые      │- Снижение уровня заболеваемости клещевым    │
│  │результаты     │энцефалитом в Удмуртской Республике к концу  │
│  │реализации     │реализации Программы до среднероссийских     │
│  │Программы      │показателей - 5,0 - 6,0 на 100 тыс. населения│
│  │               │при условии охвата ежегодной вакцинацией     │
│  │               │до 20% населения;                            │
│  │               │- предупреждение вспышечной заболеваемости   │
│  │               │геморрагической лихорадкой с почечным        │
│  │               │синдромом;                                   │
│  │               │- повышение этиологической расшифровки       │
│  │               │иксодового клещевого боррелиоза до 70%;      │
│  │               │- снижение тяжелых форм геморрагической      │
│  │               │лихорадки с почечным синдромом до 30%,       │
│  │               │клещевого энцефалита - до 15%;               │
│  │               │- снижение летальности в инфекционных        │
│  │               │стационарах Министерства здравоохранения     │
│  │               │Удмуртской Республики от природно-очаговых   │
│  │               │инфекций до 0,5%;                            │
│  │               │- снижение инвалидизации больных             │
│  │               │с природно-очаговыми инфекциями до 0,05      │
│  │               │на 10000 населения;                          │
│  │               │- проведение научных и клинических           │
│  │               │исследований в области предупреждения        │
│  │               │распространения природно-очаговых инфекций.  │
│  │               │Разработка и внедрение новых методов         │
│  │               │в диагностике и лечении природно-очаговых    │
│  │               │инфекций;                                    │
│  │               │- укрепление материально-технической базы    │
│  │               │государственного учреждения здравоохранения  │
│  │               │"Республиканская клиническая инфекционная    │
│  │               │больница Министерства здравоохранения        │
│  │               │Удмуртской Республики"                       │
├══┼═══════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│13│Оценка         │Экономическая эффективность Программы        │
│  │эффективности  │заключается в оптимизации расходов Удмуртской│
│  │Программы      │Республики на профилактику, диагностику,     │
│  │               │лечение (в том числе дорогостоящее           │
│  │               │стационарное) природно-очаговых инфекций,    │
│  │               │а также выплату единовременных пособий       │
│  │               │по временной нетрудоспособности, пенсий      │
│  │               │по инвалидности                              │
└══┴═══════════════┴═════════════════════════════════════════════…

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Проблема эпидемического неблагополучия по природно-очаговым инфекциям в Удмуртской Республике продолжает оставаться самой актуальной. По уровню заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом среди административных территорий Российской Федерации Удмуртия занимает одно из первых мест, 10 - 17% от всей заболеваемости клещевым энцефалитом, регистрируемой на территории Российской Федерации, приходится на долю Удмуртии, заболеваемость иксодовым клещевым боррелиозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом почти в 5 раз превышает среднероссийский показатель (таблица N 1).

Таблица N 1


      Сравнительная характеристика показателей заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, клещевым энцефалитом, иксодовым клещевым боррелиозом в Удмуртской Республике и Российской Федерации (на 100 тысяч населения)

Геморрагическая

 лихорадка

 с почечным

 синдромом   

 Клещевой

 энцефалит   

 Иксодовый

 клещевой

 боррелиоз   

 2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Удмуртская

Республика       

114,2

26,7

18,4

26,3

18,3

13,6

26,3

24,4

26,1

Российская

Федерация        

 5,7

 3,2

 4,4

 4,4

 3,57

 3,3

 5,4

 5,0

 6,1

Кратность

по сравнению

с показат. РФ    

+20,0

 раза

+8,3

раза

+4,2

раза

+5,9

раза

+5,1

раза

+4,1

раза

+4,9

раза

+4,9

раза

+4,3

раза


Удмуртия - одна из самых неблагополучных территорий по клещевому энцефалиту и иксодовому клещевому боррелиозу в Приволжском федеральном округе. По заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом занимает 2 - 3 место после Республики Башкортостан и Оренбургской области.

Несмотря на то что эффективность дератизационных и акарицидных мероприятий достаточно высока и составляет 80 - 100%, для проведения грызуноистребительных и противоклещевых обработок в природных эпидемических очагах геморрагической лихорадки с почечным синдромом, клещевого энцефалита и иксодового клещевого боррелиоза ежегодно фактически выделялось бюджетом не более 40% от средств, предусмотренных Республиканской целевой программой "Природно-очаговые инфекции" на 2001 - 2004 годы. Из-за дефицита средств обработки детских оздоровительных лагерей в 2003 году проводились однократно только перед заездом первой смены детей, а не перед каждой сменой, как этого требует напряженность эпидемической обстановки. Необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий продиктована высокой зараженностью клещей вирусом клещевого энцефалита (12 - 14,8%) и боррелиями (45,5%). Для диагностики заболеваний природно-очаговыми инфекциями и определения заразности единичных клещей от пострадавшего населения выделялось не более 25% от необходимой суммы.

Важными причинами эпидемиологического неблагополучия являются ослабление внимания к вакцинации угрожаемых контингентов и сокращение экстренной специфической профилактики среди взрослых в связи с высокой стоимостью противоклещевого иммуноглобулина.

Показатели заболеваемости природно-очаговыми инфекциями в Удмуртской Республике превышают среднефедеративные в 4 - 5 раз. Все инфекции относятся к числу наиболее тяжелых природно-очаговых заболеваний и их значимость объясняется следующими показателями:

- тяжестью клинического течения (у больных геморрагической лихорадкой с почечным синдромом среднетяжелое и тяжелое течение в среднем наблюдается в 80 - 90% случаев, при клещевом энцефалите - в 65 - 75%);

- высокой стоимостью лечения (таблица N 2);

Таблица N 2


      Стоимость лечения больных природно-очаговыми инфекциями по степеням тяжести в ценах 2004 года (в рублях)

 Нозологии          

 Легкая

 степень  

 Средняя

 степень  

 Тяжелая

 степень  

Геморрагическая лихорадка

с почечным синдромом        

 6812    

 12908   

 23235   

Клещевой энцефалит          

 9538    

 11354   

 18072   

Иксодовый клещевой боррелиоз

 6813    

 11354   

 15490   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»