Государство в лице уполномоченных на то органов осуществляет непосредственное регулирование торговой деятельности, выполняя стимулирующие, контрольно-запретительные и информационно-аналитические функции.
Основными формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
стимулирование торговой деятельности с помощью государственных закупок, контрактов, субсидирования, предоставления лицензий, льготного налогообложения, содействия в подготовке и повышении квалификации кадров;
административный контроль и наложение санкций, контроль за ассортиментом, качеством товаров и услуг, установление правил торговли, протекционистских мер;
информационно-аналитическое обеспечение и ориентация всей системы торгового обслуживания на основе проводимого анализа и оценки состояния потребительского рынка, выявления тенденций развития торговли, сбора, обработки предоставления информации о прогнозируемой потребности населения и организаций в товарах народного потребления на текущий и перспективный периоды.