В последние десятилетия в промышленно развитых странах экономический рост достигается за счет интенсификации инновационной деятельности. Коммерциализация научно-технических исследований и разработок становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Особую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса, которые в развитых странах обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.
В России формирование национальной доктрины инновационного развития экономики ведется с конца 90-х годов прошлого века. В 1998 году были приняты «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» и «Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы». В рамках МПАИД к 2001 году в 25 регионах России, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, были созданы инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, в которых разместились сотни малых технологических предприятий, осуществляющих свою деятельность более чем в 20 секторах экономики. К этому же времени был образован Союз ИТЦ России, введена в эксплуатацию первая очередь системы информационного обеспечения инновационной деятельности, началось функционирование многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности. На следующем этапе реализации МПАИД (2001-2003 годы) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2000 г. № ИК-П8-30435 было принято решение продолжить работу по развитию инновационной инфраструктуры, совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, объединению организационных и финансовых ресурсов участников инновационной деятельности, увеличению совместно реализуемых проектов, в том числе проблемно-ориентированных, комплексных, региональных и международных. Особое внимание в МПАИД (2001-2003 годы) уделено региональному сотрудничеству.
Государственная политика в области инноваций сформулирована в документах, одобренных на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям и изложенных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года в письме «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (Пр-576), в утвержденных им «Приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации» (Пр-577), «Перечне критических технологий Российской Федерации» (Пр-578). Согласно данным документам, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. К числу важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий отнесено формирование национальной инновационной системы. Основными задачами при формировании национальной инновационной системы являются:
- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие процессы;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.д.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
На том же заседании было принято решение, что полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществить меры по формированию в федеральных округах и субъектах Российской Федерации инновационных центров. Во многих регионах ПФО центры, призванные координировать инновационную деятельность, уже созданы (в Пермской области - 2, в Кировской области - 1, в Нижегородской области - 5, в Самарской области - 2, в Саратовской области - 2, в Ульяновской области - 1, в Республике Башкортостан - 1, в Республике Татарстан - 8, в Республике Мордовия - 1, в Чувашской Республике - 1, в Республике Марий Эл - 1).
В октябре 2002 года подписано соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в ПФО, председателем Совета ректоров вузов ПФО, Фондом содействия развитию инновационной деятельности в ПФО. В рамках реализации этого соглашения в Нижнем Новгороде создан Межрегиональный фонд содействия инновациям (МФСИ), участниками которого стали 43 научные организации, вузы, промышленные предприятия из 14 субъектов ПФО. От Удмуртской Республики учредителями фонда стали 12 организаций. Правительством Удмуртской Республики проведена работа по сбору инновационных проектов. В настоящий момент отобрано 80 наиболее инвестиционно привлекательных проектов, более 50 проектов находятся на экспертизе.
В феврале 2004 года в Ижевске было проведено совместное заседание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большой Урал» и аппарата Совета безопасности Российской Федерации по теме: «О политике РФ в области развития национальной инновационной системы». Проведенная работа обусловила высокую активность Удмуртской Республики - быстрое и качественное реагирование на изменения политико-экономического климата в отношении инноваций. Докладывать вопрос инновационного строительства в России на выездном заседании Госсовета Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге было поручено Президенту Удмуртской Республики А.А. Волкову, что свидетельствует о приоритете Удмуртской Республики не только в Приволжском федеральном округе.
Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами ПФО обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, институты УдНЦ УрО РАН, отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (средства связи, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.).
Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования интеллектуальных ресурсов Удмуртской Республики.
Эффективное развитие инновационного потенциала Удмуртской Республики в дальнейшем должно соответствовать тенденциям развития национальной инновационной системы, поэтому целесообразно провести интеграцию всех субъектов инновационной деятельности с целью создания единой республиканской инфраструктуры. Помимо создания горизонтальных связей между элементами инновационной инфраструктуры такой шаг позволит осуществлять прямую централизованную республиканскую поддержку инновационной деятельности.