ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2004 года № 250-III
О Республиканской целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы»
(с изменениями на 24 июня 2008 года)
______________________________________________________________________
с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 года № 780-III
с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 года № 43-IV
с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета УР от 24 июня 2008 года № 116-IV
______________________________________________________________________
Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы» (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы» Министерство экономики Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики при формировании проектов бюджетов Удмуртской Республики на 2005-2009 годы предусмотреть финансирование Программы.
Председатель
Государственного Совета УР
И.Н.Семенов
утверждено
постановлением
Государственного Совета УР
от 22 июня 2004 г. № 250-III
Республиканская целевая программа
«Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы»
Наименование Программы | Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы |
Основание для разработки Программы | Протокол № 15 совещания Президента Удмуртской Республики А.А.Волкова с руководителями органов исполнительной власти Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, территориальных органов федеральных органов государственной власти в Удмуртской Республике от 6 августа 2003 г. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 2003 г. № 836-р «О создании рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы» |
Цель Программы | Активизация инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики |
Основные задачи Программы | 1. Создание республиканской инновационной инфраструктуры, интегрирующей ресурсы субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, осуществляющей информационную, нормативно- правовую, организационную, координационную, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей. 2. Эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности, процесса создания новых инновационных предприятий в научно-технической сфере и всесторонняя поддержка перспективных инновационных проектов. 3. Обеспечение интеграции науки, образования, промышленности, бизнеса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку и производство конкурентоспособной продукции, на реализацию эффективных инновационных проектов, а в итоге на повышение конкурентоспособности экономики. 4. Формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики. 5. Формирование условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере и развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса. 6. Реализация экономически эффективных инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики. 7. Подготовка квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности и формирование инновационной культуры |
Сроки и этапы реализации Программы | 2005-2009 годы: Первый этап - 2005 год. Начало реализации программных мероприятий. Подготовка кадров. Анализ состояния и проблем развития научно-технической, инновационной сферы организаций республики с целью выявления инновационно активных центров в разных отраслях и направлениях деятельности. Создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий, стимулирующих инновационную деятельность в Удмуртской Республике. Создание и организация деятельности Республиканского инновационно-технологического центра (далее - ИТЦ УР). Содействие реализации инновационных проектов. Взаимодействие с российскими инновационно-инвестиционными фондами. Второй этап - 2006-2009 годы. Продолжение реализации программных мероприятий. Формирование инновационной инфраструктуры. Поддержка и развитие благоприятной среды для инновационной деятельности в Удмуртской Республике. Развитие ИТЦ УР. Содействие реализации инновационных проектов. Создание системы привлечения внебюджетных инвестиций в инновационное развитие Удмуртской Республики. Взаимодействие с российскими и международными инновационно-инвестиционными фондами |
Республиканский заказчик Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Основные разработчики Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, другие заинтересованные министерства и ведомства, вузы, предприятия и организации Удмуртской Республики (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы, млн.руб. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 24 июня 2008 года № 116-IV) | Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке. Объемы финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики: субвенции: 2005 год - 2,5 млн.руб., 2006 год - 2,7 млн.руб., 2007 год - 2,9 млн.руб., 2008 год - 3,1 млн.руб., 2009 год - 3,3 млн.руб.; на возвратной основе: 2005 год -10 млн. руб., 2006 год - 20 млн.руб., 2007 год -10 млн.руб. субсидии: 2009 год - 10 млн. руб. |
Механизм реализации Программы | Республиканский заказчик Программы обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 года № 780-III) |
Перечень основных мероприятий Программы | - Разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы. - Формирование инновационной инфраструктуры. - Формирование системы информационного и патентно-правового обеспечения инновационной технологической деятельности. - Подготовка кадров и формирование инновационной культуры. - Реализация мероприятий по интегрированию Удмуртской Республики в российский и международный рынок инноваций. Привлечение дополнительных инвестиций. - Реализация инновационных проектов |
Контроль реализации Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Оценка эффективности Программы (в ред. постановления Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 года № 43-IV) | Устойчивое функционирование инновационной инфраструктуры республики. Рост экономических показателей повышения конкурентоспособности продукции: - увеличение доли инновационной конкурентоспособной продукции (изделий и технологий), - повышение рентабельности работы организаций увеличение объёма выпуска инновационной продукции предприятий Удмуртской Республики, увеличение количества инновационно-активных предприятий в Удмуртской Республике |
Ожидаемые результаты реализации Программы (в ред. постановления Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 года № 43-IV) | Создание централизованной республиканской инновационной инфраструктуры. Увеличение объёма выпуска инновационной продукции предприятий Удмуртской Республики в 2005 году до 3235 млн.руб., в 2006 году до 3534 млн.руб., в 2007 году до 3830 млн.руб., в 2008 году до 3837 млн.руб., в 2009 году до 3853 млн.руб. При этом предполагается увеличение количества инновационно-активных предприятий в Удмуртской Республике в 2005 году до 34 ед., в 2006 году до 55 ед., в 2007 году до 63 ед., в 2008 году до 74 ед., в 2009 году до 82 ед. |
Инновации - качественно новые объекты, полученные в результате инновационной деятельности.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов.
Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур (инновационно-внедренческие предприятия, технопарки и т.д.), обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
Инновационная культура - состояние высокой восприимчивости общества новых идей, готовности и способности к поддержке и реализации новшеств.
Инновационный проект (ИП) - это совокупность документов, содержащих обоснование экономической целесообразности, объёмы и сроки финансирования разработки и (или) внедрения инновационного продукта, осуществляемого до этапа организации крупносерийного или массового производства инновационного продукта. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 года № 43-IV)
Инновационно-инвестиционный цикл - последовательность действий по реализации инновационного проекта, содержащая: обеспечение инвестиций для реализации ИП, маркетинг ИП, научное обеспечение ИП, правовое обеспечение ИП, проектирование и производство изделий технического обеспечения ИП, подготовку тиражирования инноваций, тиражирование и реализацию инноваций, реализацию реинвестиций.
Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих технологию решения проблемы.
Региональная инновационная система - элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона на основе выбранных приоритетов развития и создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции.
Республиканская инновационная политика - составная часть социально-экономической политики Удмуртской Республики, направленная на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста республики.
Субъект инновационной деятельности - участник деятельности (предприятия и организации), направленной на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов.
Инновационный продукт - это впервые представленный на рынке продукт (изделие, устройство, вещество и т.д.) или технология либо существенное улучшение существующего продукта или технологии, позволяющее повысить их качественные и (или) количественные характеристики. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 года № 43-IV)
ИП - инновационный проект.
ИТЦ УР - Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики.
МПАИД - Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России.
НПО - начальное профессиональное образование.
ПФО - Приволжский федеральный округ.
ссузы - средние специальные учебные заведения.
УдНЦ УрО РАН - Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской академии наук.
ЦНТИ УР - Центр научно-технической информации Удмуртской Республики.
В последние десятилетия в промышленно развитых странах экономический рост достигается за счет интенсификации инновационной деятельности. Коммерциализация научно-технических исследований и разработок становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Особую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса, которые в развитых странах обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.
В России формирование национальной доктрины инновационного развития экономики ведется с конца 90-х годов прошлого века. В 1998 году были приняты «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» и «Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы». В рамках МПАИД к 2001 году в 25 регионах России, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, были созданы инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, в которых разместились сотни малых технологических предприятий, осуществляющих свою деятельность более чем в 20 секторах экономики. К этому же времени был образован Союз ИТЦ России, введена в эксплуатацию первая очередь системы информационного обеспечения инновационной деятельности, началось функционирование многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности. На следующем этапе реализации МПАИД (2001-2003 годы) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2000 г. № ИК-П8-30435 было принято решение продолжить работу по развитию инновационной инфраструктуры, совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, объединению организационных и финансовых ресурсов участников инновационной деятельности, увеличению совместно реализуемых проектов, в том числе проблемно-ориентированных, комплексных, региональных и международных. Особое внимание в МПАИД (2001-2003 годы) уделено региональному сотрудничеству.
Государственная политика в области инноваций сформулирована в документах, одобренных на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям и изложенных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года в письме «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (Пр-576), в утвержденных им «Приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации» (Пр-577), «Перечне критических технологий Российской Федерации» (Пр-578). Согласно данным документам, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. К числу важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий отнесено формирование национальной инновационной системы. Основными задачами при формировании национальной инновационной системы являются:
- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие процессы;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.д.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
На том же заседании было принято решение, что полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществить меры по формированию в федеральных округах и субъектах Российской Федерации инновационных центров. Во многих регионах ПФО центры, призванные координировать инновационную деятельность, уже созданы (в Пермской области - 2, в Кировской области - 1, в Нижегородской области - 5, в Самарской области - 2, в Саратовской области - 2, в Ульяновской области - 1, в Республике Башкортостан - 1, в Республике Татарстан - 8, в Республике Мордовия - 1, в Чувашской Республике - 1, в Республике Марий Эл - 1).
В октябре 2002 года подписано соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в ПФО, председателем Совета ректоров вузов ПФО, Фондом содействия развитию инновационной деятельности в ПФО. В рамках реализации этого соглашения в Нижнем Новгороде создан Межрегиональный фонд содействия инновациям (МФСИ), участниками которого стали 43 научные организации, вузы, промышленные предприятия из 14 субъектов ПФО. От Удмуртской Республики учредителями фонда стали 12 организаций. Правительством Удмуртской Республики проведена работа по сбору инновационных проектов. В настоящий момент отобрано 80 наиболее инвестиционно привлекательных проектов, более 50 проектов находятся на экспертизе.
В феврале 2004 года в Ижевске было проведено совместное заседание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большой Урал» и аппарата Совета безопасности Российской Федерации по теме: «О политике РФ в области развития национальной инновационной системы». Проведенная работа обусловила высокую активность Удмуртской Республики - быстрое и качественное реагирование на изменения политико-экономического климата в отношении инноваций. Докладывать вопрос инновационного строительства в России на выездном заседании Госсовета Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге было поручено Президенту Удмуртской Республики А.А. Волкову, что свидетельствует о приоритете Удмуртской Республики не только в Приволжском федеральном округе.
Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами ПФО обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, институты УдНЦ УрО РАН, отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (средства связи, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.).
Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования интеллектуальных ресурсов Удмуртской Республики.
Эффективное развитие инновационного потенциала Удмуртской Республики в дальнейшем должно соответствовать тенденциям развития национальной инновационной системы, поэтому целесообразно провести интеграцию всех субъектов инновационной деятельности с целью создания единой республиканской инфраструктуры. Помимо создания горизонтальных связей между элементами инновационной инфраструктуры такой шаг позволит осуществлять прямую централизованную республиканскую поддержку инновационной деятельности.
Наличие благоприятной среды для инновационной деятельности в Удмуртской Республике прямо и косвенно будет оказывать позитивное воздействие на уровень жизни населения Удмуртской Республики:
1) создание новых рабочих мест будет способствовать увеличению уровня занятости населения в Удмуртской Республике;
2) коммерциализация накопленных и освоенных достижений непосредственно повлияет на рост уровня доходной части бюджета Удмуртской Республики, что позволит увеличить финансирование республиканских социальных программ;
3) применение новых наукоемких разработок и технологий в области жилищно-коммунального хозяйства, медицины и средств жизнеобеспечения, строительства и т.д. будет способствовать повышению качества жизни населения Удмуртской Республики;
4) активное внедрение новых разработок позволит стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки на территории Удмуртской Республики.
Экономическая значимость Программы обусловлена созданием республиканской инновационной инфраструктуры, которая по окончании действия Программы станет автономной от бюджета Удмуртской Республики, самоокупаемой, ежегодно обеспечивающей дополнительный прирост объема инновационной продукции.
Мероприятия Программы направлены на достижение следующей цели - активизация инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) создание республиканской инновационной инфраструктуры, интегрирующей ресурсы субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, осуществляющей информационную, нормативно-правовую, организационную, координационную, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей;
2) эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности, процесса создания новых инновационных предприятий в научно-технической сфере и всесторонняя поддержка перспективных инновационных проектов;
3) обеспечение интеграции науки, образования, промышленности, бизнеса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку и производство конкурентоспособной продукции, на реализацию эффективных инновационных проектов, а в итоге на повышение конкурентоспособности экономики;