В настоящее время в Удмуртской Республике зарегистрировано свыше 1,4 тысяч негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО). Заметно возросли профессионализм и виды услуг оказываемых НКО. Большинство общественных объединений развивают деятельность в области социального обеспечения, образования, здравоохранения, культур, науки, защиты малоимущих слоев населения, а также материнства и детства, создания здоровой среды обитания, содействия охране общественного порядка и т.д.
Анализ деятельности общественных объединений позволяет рассматривать их как дополнительный фактор развития экономики, социальной сферы, некоммерческого предпринимательства, диверсификации социальных услуг населению, эффективного функционирования гражданского общества, без которого не мыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.
Стратегическими целями государственной политики в области взаимодействия с общественными объединениями являются:
- активное включение общественности республики в выполнение программы социально-экономического развития Удмуртии;
- привлечение интеллектуального потенциала гражданского сектора к выработке конкретных программ и управленческих решений;
- повышение эффективности государственной социальной политики;
- создание условия для возникновения атмосферы доверия между властью и обществом, снижение социальной напряженности;
- упорядочение системы государственных финансов через повышение бюджетной прозрачности;
- эффективное использование бюджетных ресурсов за счет передачи части социальных функций государства некоммерческим организациям;
- экономия государственных средств в результате проведения конкурсов на получение бюджетного финансирования для исполнения социальных программ организациями различных форм собственности;
- создание новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики,
- повышение мобильности и адаптивности рынка труда;
- реформирование социальной сферы за счет адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся групп населения, внедрения прогрессивных социальных технологий и инновационных подходов в социальном обслуживании;
- развитие рынка качественных и доступных населению платных социальных услуг, в том числе за счет конкуренции государства, бизнеса и некоммерческих общественных объединений.
Деятельность общественных объединений регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, базовыми Федеральными законами: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О ветеранах», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и рядом других нормативных актов.
В 2004 г. вступил в силу Закон УР «О взаимодействии органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями».
Однако на новом этапе развития некоммерческого сектора действующее законодательство не в полной мере согласуется с происходящими в обществе социально-экономическими преобразованиями.
Несовершенство законодательной базы, обеспечивающей работу неправительственных организаций и их взаимодействие с муниципальными органами и органами государственной власти, является фактором, серьезно тормозящим проведение реформ, направленных на рост благосостояния общества.
Для достижения стратегических целей государственная политика будет направлена на реализацию следующих задач:
- создание нормативно правовой базы способствующей активизации деятельности НКО и их равноправного партнерства с государственными институтами;
- обеспечение необходимых условий для участия всех заинтересованных групп и организаций в процессе совершенствования и развития законодательства.