На территории Удмуртской Республики определен правовой статус органов Записей актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с федеральным законом «Об актах гражданского состояния», Законом Удмуртской Республики от 16 октября 2003 года № 34-РЗ полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, исполнение которых контролируется органами государственной власти Удмуртской Республики.
В каждом городе и районе Удмуртии действуют органы ЗАГС (всего их 32), которые непосредственно осуществляют полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния. По итогам 2003 года органами ЗАГС зарегистрировано свыше 66 тысяч актов гражданского состояния, что на 20 процентов больше, чем в 2000 году. Фонд актовых записей в органах ЗАГС за период с 2000 по 2003 годы увеличился почти на полмиллиона и составил более 10,5 млн. первых и вторых экземпляров актовых записей.
В целях обеспечения законности и бесспорности хранящихся в органах ЗАГС документов, внесены изменения в 98 тысяч актовых записей. Ежегодно число вносимых изменений возрастает более чем на 25 процентов, а количество исполняемых запросов социально - правового характера (выдача повторных и иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния) - на 8 процентов.
В связи с увеличением срока хранения актовых записей в органах ЗАГС с 75 до 100 лет, в целях обеспечения безопасности фонда, частично переформирован архивный фонд с 1925 по 1995 годы и создается информационно - поисковая система. Составлен поисковый материал на 70 процентов фонда книг актовых записей на бумажных носителях, 7 процентов - на электронных носителях. Законодательно расширен более чем в 4 раза круг организаций, которым органы ЗАГС представляют в ежедневном режиме сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Увеличение общего объема работы в органах ЗАГС, а также четырехкратное сокращение к 1999 году числа лиц, регистрирующих акты гражданского состояния на территории республики в связи с принятием федерального закона «Об актах гражданского состояния», вызвало острую необходимость в компьютеризации органов ЗАГС
В результате принятых мер удалось за последние 3 года поднять уровень компьютеризации рабочих мест с 28 процентов до 78 процентов, тем не менее, существующая информационная база не создает условий для одновременной регистрации актов гражданского состояния всеми сотрудниками, что затрудняет работу специалистов, снижает качество выдаваемых документов, препятствует оперативной интеграции сведений по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Сохраняется проблема обеспечения органов ЗАГС помещениями, отвечающими соответствующим требованиям и нормам, для 100 - летнего хранения документов, приема граждан, создания торжественной обстановки при государственной регистрации заключения брака и имянаречения. Особо остро эта проблема стоит в г.Ижевске: 5 районов города обслуживаются тремя отделами ЗАГС, каждый из которых сегодня нуждается в ремонте, существующие 2 зала торжественных церемоний в помещениях отделов ЗАГС администраций Ленинского и Устиновского районов, не могут обеспечить в полном объеме регистрацию заключения брака в торжественной обстановке. В результате этого администрация г. Ижевска вынуждена дополнительно арендовать зал, не приспособленный для этих целей.