Потребительский рынок - крупный сектор экономики, выполняющий роль экономического регулятора между производителем и потребителем, обеспечивающий население товарами и услугами, производителя - рынками сбыта.
За последние годы изменился потребительский спрос, повысились требования к культуре обслуживания, качеству товаров и, соответственно, увеличился приток покупателей в организованную торговую сеть, обеспечивающую необходимые гарантии населению. Здесь сложилась высокая конкурентная среда, продолжается структурная перестройка товародвижения: формирование торговых сетей; универсализация продовольственной торговли; развитие специализированных непродовольственных и фирменных магазинов. К настоящему времени сформировались крупные торговые сети, такие как «Эльдорадо», «Ваш дом», «Хозяюшка», «Хозяин», и интеграционные кластеры, использующие все конкурентные преимущества подобных формирований - ОАО «Продторг», ООО «Атлантида», ТГ «Ижтрейдинг», ОАО ЛВЗ «Глазовский», ЧП «Малых» и АО «Пищевик».
Развитие торговли носит поступательный и сбалансированный характер. Разветвленная торговая сеть имеет современный эстетический и технический уровень, оптимальный объем товарных запасов, высокую степень товарной насыщенности. Все это, а также рост денежных доходов населения и легализация товарооборота за счет введения единого налога на вмененный доход, расширение возможностей применения контрольно-кассовой техники, обусловили прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах за 2001-2003 гг. по сравнению с предшествующими 3 годами на 30,3 процентов. Положительные тенденции сохранились и в 2004 году, по итогам I полугодия темп роста объема продаж составил 110,9 процентов.
Розничный товарооборот
Показатель | Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Розничный товарооборот | млн.руб. | 20218 | 24185 | 27887 | 31600 | |||
Темп роста в сопоставимых ценах | % | 104,2 | 106 | 104,6 | 104 | |||
Уд. вес розничного товарооборота УПС в розничном товарообороте по УР | % | 6,8 | 6,8 | 6,7 | 6,8 |
Развитие потребительского рынка Удмуртии за 2001-2004 годы носило социальную направленность. Продолжалось расширение сети предприятий сниженных цен (дискаунтов) и «Ветеран». Торговая надбавка в этих магазинах от 3 до 10 процентов.
Правительством республики проводилась целенаправленная работа по защите прав потребителей, обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, взаимодействию с общественными организациями потребителей. Для республиканских товаропроизводителей организовывались конференции, смотры качества, дегустации, конкурсы. Качество завозимой продукции контролируется специализированными организациями.
Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обеспечивается защита прав потребителей, развивается добровольная система сертификации продукции и услуг.
Подготовкой квалифицированных кадров для отрасли торговли и сферы услуг занимаются более 20 образовательных учреждений республики. Ежегодно проводится более 30 республиканских мероприятий - семинары, кулинарные советы, конкурсы, которые также способствуют повышению квалификации персонала в сфере потребительского рынка и услуг.
За прошедшие годы отрасль общественного питания трансформировалась в современную индустрию сервиса, сочетающую предоставление услуг питания с отдыхом и развлечениями. В этой отрасли трудятся высококвалифицированные специалисты, продолжается перепрофилирование и реконструкция действующих и открытие новых предприятий современных типов - спортивные, летние кафе и бары, кофейни, пиццерии, кафе-мороженое, кафе «фаст-фуд» и др.
Приоритетом в области социального питания был вопрос улучшения организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. За последние 3 года охват школьников горячим питанием увеличился с 59 процентов до 71,8 процента. Для обеспечения питанием учащихся из малообеспеченных семей было выделено 37,5 млн. рублей.
Рынок услуг представлен широким спектром видов платных услуг. Динамика объемов и структура их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество. В структуре денежных расходов населения доля расходов на оплату услуг увеличилась за 2001-2003 гг. с 14,3 процентов до 17,1 процентов.
Объем платных и бытовых услуг населению с учетом объемов неформальной экономики
Показатель | Ед.изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка |
Объем платных услуг | млн.руб. | 5456 | 7487,9 | 9925,1 | 11920 |
Объем платных услуг на душу населения | руб. | 3366 | 4645 | 6345,2 | 7660 |
Индексы объема платных услуг, в сопоставимых ценах | % | 103 | 98 | 102,1 | 105 |
Объем бытовых услуг | млн.руб. | 820 | 994,1 | 955,5 | 1040 |
Объем бытовых услуг на душу населения | руб. | 503 | 612,4 | 610,9 | 668,3 |
Индексы объема бытовых услуг, в сопоставимых ценах | % | 104 | 98 | 100,1 | 100,1 |
Как и прежде, преобладающую долю в общем объеме платных услуг занимают жилищно-коммунальные и бытовые, услуги транспорта и связи.
Среди бытовых услуг наиболее высокий темп роста наблюдался в сфере ремонта и строительства жилья, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств и услуг фотоателье.
По величине оказания бытовых услуг на душу населения Удмуртия значительно отстает от соседних регионов. Для улучшения ситуации в этой сфере за 2001-2003 годы была проведена большая работа. Открыты новые ателье, мастерские и пункты по оказанию бытовых услуг населению, в т.ч. в сельской местности. Администрациями городов и районов предоставлено в аренду для организации бытовых услуг более 29 тыс.кв. метров муниципальных площадей. Было размещено на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на предприятиях службы быта республики на сумму более 3,9 млн. рублей, в т.ч. в 2003 году - на 660 тыс. рублей. Активная работа проведена Удмуртпотребсоюзом: открыто более 500 участков и пунктов приема заказов при сельских магазинах, в т. ч. 180 - в 2003 году.
В течение последних 2-х лет ежегодно из бюджета Удмуртской Республики выделялись льготные кредиты на развитие предприятий бытового обслуживания, ориентированных на оказание социально значимых видов услуг малообеспеченным категориям граждан.
В республике сохраняется тенденция снижения уровня индекса потребительских цен на все товары и платные услуги. В целом, динамика инфляции соответствует общероссийским показателям.
Поступление налогов от ликероводочной промышленности - одна из основных бюджетообразующих составляющих. Государственное регулирование производства и реализации спирта и алкогольной продукции с помощью правовых, экономических, административных мер обеспечили стабилизацию республиканского рынка алкоголя. В 2001-2004 гг. произведено 8781,2 тыс. дал. алкогольной продукции, уплачено акцизов в сумме 3,4 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет Удмуртской Республики - 2,1 млрд. рублей.
Большая часть алкогольной продукции реализуется на территории Удмуртской Республики, вывоз составляет до 10 процентов , ввоз - не более 2 процентов. Наблюдается тенденция снижения реализации крепких алкогольных напитков, которая обусловлена комплексом взаимосвязанных причин: увеличением акцизных ставок, смещением потребительских предпочтений в сторону виноградных вин и пива, присутствием на рынке дешевой спиртосодержащей и нелегальной алкогольной продукции.
Большое внимание уделяется развитию потребительской кооперации, как основной системы потребительского рынка в сельской «глубинке». Удмуртпотребсоюз от стратегии выживания и стабилизации перешел к сбалансированному развитию и устойчивому экономическому росту, чему в большой степени способствовала государственная поддержка в виде бюджетных кредитов и компенсация части расходов по доставке продовольственных товаров в отдаленные районы.
На долю потребкооперации приходится 6,8 процентов товарооборота республики, это в 4 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. С каждым годом совершенствуется механизм экономических взаимоотношений потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельских жителей, а также тесное взаимодействие с предприятиями бытового обслуживания по организации комплексных приемных пунктов, мастерских, ателье.