Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.17 Потребительский рынок


Потребительский рынок - крупный сектор экономики, выполняющий роль экономического регулятора между производителем и потребителем, обеспечивающий население товарами и услугами, производителя - рынками сбыта.

За последние годы изменился потребительский спрос, повысились требования к культуре обслуживания, качеству товаров и, соответственно, увеличился приток покупателей в организованную торговую сеть, обеспечивающую необходимые гарантии населению. Здесь сложилась высокая конкурентная среда, продолжается структурная перестройка товародвижения: формирование торговых сетей; универсализация продовольственной торговли; развитие специализированных непродовольственных и фирменных магазинов. К настоящему времени сформировались крупные торговые сети, такие как «Эльдорадо», «Ваш дом», «Хозяюшка», «Хозяин», и интеграционные кластеры, использующие все конкурентные преимущества подобных формирований - ОАО «Продторг», ООО «Атлантида», ТГ «Ижтрейдинг», ОАО ЛВЗ «Глазовский», ЧП «Малых» и АО «Пищевик».

Развитие торговли носит поступательный и сбалансированный характер. Разветвленная торговая сеть имеет современный эстетический и технический уровень, оптимальный объем товарных запасов, высокую степень товарной насыщенности. Все это, а также рост денежных доходов населения и легализация товарооборота за счет введения единого налога на вмененный доход, расширение возможностей применения контрольно-кассовой техники, обусловили прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах за 2001-2003 гг. по сравнению с предшествующими 3 годами на 30,3 процентов. Положительные тенденции сохранились и в 2004 году, по итогам I полугодия темп роста объема продаж составил 110,9 процентов.

Розничный товарооборот

Показатель  

Ед. изм.  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г.
оценка  

Розничный товарооборот

млн.руб.

20218

24185

27887

31600

Темп роста в сопоставимых ценах

%

104,2

106

104,6

104

Уд. вес розничного товарооборота УПС в розничном товарообороте по УР

%

6,8

6,8

6,7

6,8


Развитие потребительского рынка Удмуртии за 2001-2004 годы носило социальную направленность. Продолжалось расширение сети предприятий сниженных цен (дискаунтов) и «Ветеран». Торговая надбавка в этих магазинах от 3 до 10 процентов.

Правительством республики проводилась целенаправленная работа по защите прав потребителей, обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, взаимодействию с общественными организациями потребителей. Для республиканских товаропроизводителей организовывались конференции, смотры качества, дегустации, конкурсы. Качество завозимой продукции контролируется специализированными организациями.

Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обеспечивается защита прав потребителей, развивается добровольная система сертификации продукции и услуг.

Подготовкой квалифицированных кадров для отрасли торговли и сферы услуг занимаются более 20 образовательных учреждений республики. Ежегодно проводится более 30 республиканских мероприятий - семинары, кулинарные советы, конкурсы, которые также способствуют повышению квалификации персонала в сфере потребительского рынка и услуг.

За прошедшие годы отрасль общественного питания трансформировалась в современную индустрию сервиса, сочетающую предоставление услуг питания с отдыхом и развлечениями. В этой отрасли трудятся высококвалифицированные специалисты, продолжается перепрофилирование и реконструкция действующих и открытие новых предприятий современных типов - спортивные, летние кафе и бары, кофейни, пиццерии, кафе-мороженое, кафе «фаст-фуд» и др.

Приоритетом в области социального питания был вопрос улучшения организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. За последние 3 года охват школьников горячим питанием увеличился с 59 процентов до 71,8 процента. Для обеспечения питанием учащихся из малообеспеченных семей было выделено 37,5 млн. рублей.

Рынок услуг представлен широким спектром видов платных услуг. Динамика объемов и структура их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество. В структуре денежных расходов населения доля расходов на оплату услуг увеличилась за 2001-2003 гг. с 14,3 процентов до 17,1 процентов.

Объем платных и бытовых услуг населению с учетом объемов неформальной экономики

 Показатель  

Ед.изм.  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г. оценка  

Объем платных услуг

млн.руб.

5456

7487,9

9925,1

11920

Объем платных услуг на душу населения

руб.

3366

4645

6345,2

7660

Индексы объема платных услуг, в сопоставимых ценах

%

103

98

102,1

105

Объем бытовых услуг

млн.руб.

820

994,1

955,5

1040

Объем бытовых услуг на душу населения

руб.

503

612,4

610,9

668,3

Индексы объема бытовых услуг, в сопоставимых ценах

%

104

98

100,1

100,1

Как и прежде, преобладающую долю в общем объеме платных услуг занимают жилищно-коммунальные и бытовые, услуги транспорта и связи.

Среди бытовых услуг наиболее высокий темп роста наблюдался в сфере ремонта и строительства жилья, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств и услуг фотоателье.

По величине оказания бытовых услуг на душу населения Удмуртия значительно отстает от соседних регионов. Для улучшения ситуации в этой сфере за 2001-2003 годы была проведена большая работа. Открыты новые ателье, мастерские и пункты по оказанию бытовых услуг населению, в т.ч. в сельской местности. Администрациями городов и районов предоставлено в аренду для организации бытовых услуг более 29 тыс.кв. метров муниципальных площадей. Было размещено на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на предприятиях службы быта республики на сумму более 3,9 млн. рублей, в т.ч. в 2003 году - на 660 тыс. рублей. Активная работа проведена Удмуртпотребсоюзом: открыто более 500 участков и пунктов приема заказов при сельских магазинах, в т. ч. 180 - в 2003 году.

 В течение последних 2-х лет ежегодно из бюджета Удмуртской Республики выделялись льготные кредиты на развитие предприятий бытового обслуживания, ориентированных на оказание социально значимых видов услуг малообеспеченным категориям граждан.

В республике сохраняется тенденция снижения уровня индекса потребительских цен на все товары и платные услуги. В целом, динамика инфляции соответствует общероссийским показателям.

Поступление налогов от ликероводочной промышленности - одна из основных бюджетообразующих составляющих. Государственное регулирование производства и реализации спирта и алкогольной продукции с помощью правовых, экономических, административных мер обеспечили стабилизацию республиканского рынка алкоголя. В 2001-2004 гг. произведено 8781,2 тыс. дал. алкогольной продукции, уплачено акцизов в сумме 3,4 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет Удмуртской Республики - 2,1 млрд. рублей.

Большая часть алкогольной продукции реализуется на территории Удмуртской Республики, вывоз составляет до 10 процентов , ввоз - не более 2 процентов. Наблюдается тенденция снижения реализации крепких алкогольных напитков, которая обусловлена комплексом взаимосвязанных причин: увеличением акцизных ставок, смещением потребительских предпочтений в сторону виноградных вин и пива, присутствием на рынке дешевой спиртосодержащей и нелегальной алкогольной продукции.

Большое внимание уделяется развитию потребительской кооперации, как основной системы потребительского рынка в сельской «глубинке». Удмуртпотребсоюз от стратегии выживания и стабилизации перешел к сбалансированному развитию и устойчивому экономическому росту, чему в большой степени способствовала государственная поддержка в виде бюджетных кредитов и компенсация части расходов по доставке продовольственных товаров в отдаленные районы.

На долю потребкооперации приходится 6,8 процентов товарооборота республики, это в 4 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. С каждым годом совершенствуется механизм экономических взаимоотношений потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельских жителей, а также тесное взаимодействие с предприятиями бытового обслуживания по организации комплексных приемных пунктов, мастерских, ателье.