В целях создания действенной системы государственного управления земельным фондом республики, повышения эффективности использования земель и создания условий для увеличения их социального, инвестиционного, производственного потенциала в 2001-2004 годах проводилась работа по последовательному развитию земельных отношений.
Создавался эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Для создания инфраструктуры управления земельными ресурсами, как части недвижимого имущества Удмуртской Республики, разработана и реализуется республиканская целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 годы». В рамках этой программы разработана и эксплуатируется автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра. За период 2001-2004 годы на государственный кадастровый учет поставлено 210 тыс.земельных участков.
Проводилась инвентаризация земель в населенных пунктах. К окончанию 2004 года прогнозируемый удельный вес проинвентаризированных земель городов и посёлков составит 53,1 процента. Однако, инвентаризация земель сельских населенных пунктов выполнялась более низкими темпами.
Завершены работы и утверждены результаты государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений. К концу 2004 года предполагается завершить государственную кадастровую оценку земель промышленности, особо охраняемых территорий, садоводческих товариществ, земель водного и лесного фондов, несельскохозяйственных угодий.
В результате земельно-кадастровых работ по изучению земельного фонда и выполнения мероприятий по охране и защите почв от деградации в отчетный период осуществлен перевод 4,2 тыс.га неиспользуемой пашни в древесно-кустарниковую растительность и лесные земли.
Обновлена планово-картографическая основа некоторых городов и районов Удмуртской Республики.
Осуществлялись проверки соблюдения земельного законодательства по использованию и охране земель. В результате выявлено 4957 нарушений, наложено штрафов на сумму более 3,4 млн. рублей, из которых 2,3 млн. рублей взыскано.
Совершенствовалась правовая база, регулирующая земельные отношения. В частности, приняты два закона Удмуртской Республики: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики» и «О максимальном размере общей площади земельных участков на территории Удмуртской Республики, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».
Проводилась работа по согласованию мест расположения объектов строительства и добычи полезных ископаемых, отводу земельных участков.
Вместе с тем, следует отметить, что за предыдущие годы из-за отсутствия финансовых средств не возобновились работы по межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству и почвенному обследованию земель сельскохозяйственного назначения.
В развитии земельных отношений существует ряд проблем, требующих решения.
В Удмуртской Республике высокая доля сельскохозяйственных угодий, находящихся на эрозионных землях, что обусловлено сложным рельефом, высокой освоенностью территории, неудовлетворительными физическими свойствами преобладающих в республике дерново-подзолистых почв. Необходимо проводить противоэрозионную контурно-мелиоративную организацию территории.
Неразвитость рынка земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения не дает возможности провести экономическую оценку земель для вовлечения их в рынок.
Из-за недостатка средств муниципальных бюджетов инвентаризация земель в городах, поселках, сельских населенных пунктах проводится слишком низкими темпами, что отрицательно влияет на налогооблагаемую базу.
Отсутствие внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства замедляет процесс разграничения земель по уровням собственности и снижает эффективность использования земли.
Не завершены работы по инвентаризации сведений о земельных участках, государственной кадастровой оценке земель, инвентаризации земель. Это сказывается на полноте информации о земельном фонде республики, в том числе в автоматизированной системе, и увеличению сроков обработки обращений граждан о постановке на кадастровый учет и предоставлению сведений.