Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) являются:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
- улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
- адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения при оплате жилья и коммунальных услуг.
Для достижения этих целей в 2005-2009 годах будут решаться следующие задачи:
- Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Удмуртской Республики, которая является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики. Для этого планируется осуществить:
а) реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения;
б) принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения;
в) обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:
- применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
- направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства средств бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов;
- реализацию мероприятий по повышению ответственности потребителей за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг;
- постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг;
- согласованность сроков действия тарифов на муниципальном уровне с периодами регулирования, установленными на федеральном и региональном уровне;
- проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования;
- разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат и равномерно распределить их возмещение на более длительный период, сохранив оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения;
г) организацию работы комиссий на муниципальном уровне, осуществляющих:
- рассмотрение финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления;
- выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности.
д) повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для повышения эффективности социальной поддержки населения предполагается внедрить систему персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства.
Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек с одновременным повышением качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Совершенствование системы управления.
В рамках реализации разрабатываемой подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Удмуртской республики» в составе республиканской целевой программы «Жилище» на 2005-2010 годы предусматривается комплекс мероприятий по снижению издержек производителей жилищно-коммунальных услуг, которые являются одними из наиболее реальных резервов повышения рентабельности предприятий ЖКХ.
В рамках этого предполагается:
- практиковать технологический аудит;
- ускорить установку приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов;