В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Удмуртской Республики оказывают 448 предприятий различных форм собственности.
Жилищно-коммунальный комплекс Удмуртской Республики включает в себя:
- более 28 млн. кв.м. общей площади жилищного фонда (по состоянию на 01 января 2004 года), из которого около 18 млн. кв.м. общей площади - жилищный фонд, находящийся в ведении муниципалитетов;
- 1288 единиц котельных и 244 единицы центральных тепловых пунктов;
- свыше 9050 километров тепло-, водопроводных сетей в однотрубном исчислении.
Жилищный фонд и коммунальная инфраструктура имеют высокий уровень износа. По состоянию на 1 января 2004 года площадь ветхого и аварийного жилья составила 585 тыс. квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилья составляет 2,1 процента от общей площади жилищного фонда республики.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа некоторых объектов превышающим 57 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Общая протяженность ветхих тепловых сетей 752 км, что составляет 41 процент от общей протяженности. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы и во многих случаях достигают 30 процентов. Отсутствие нормативного водно-химического режима, применение неэффективных теплоизоляционных материалов сказывается на сокращении сроков эксплуатации котельного оборудования и систем транспортировки теплоносителя.
Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) за период 2001-2003 годах свидетельствует об их нестабильном финансовом положении, несмотря на увеличение объемов производимых работ и услуг.
Финансовый результат работы комплекса за период 2001-2003 годы составил 132,7 млн. убытка.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2004 года составила 2,1 млрд. рублей, причем задолженность (просроченная) населения составила 15 процентов, бюджетных организаций 14 процентов.
Кредиторская задолженность составила 2,3 млрд. рублей, в том числе 24 процента задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Основными кредиторами являются организации, поставляющие энергоресурсы для нужд жилищно- коммунального хозяйства.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для капитального ремонта и обновления основных фондов. Поэтому в прошедшем периоде предприятиям жилищно-коммунального комплекса оказывалась финансовая помощь в подготовке объектов ЖКХ к отопительным периодам, модернизации объектов теплоснабжения, проведении капитального ремонта сетей водоснабжения и канализации. Всего за период 2001-2003гг. на эти цели было инвестировано 310 млн. рублей, в том числе из бюджета Удмуртской Республики - 193 млн. рублей, средств федерального бюджета - 117 млн. рублей.
К началу отопительных сезонов в целом была обеспечена готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в осенне-зимний период, создавались необходимые запасы топлива на всех теплоисточниках жилищно-коммунального хозяйства.
Продолжались структурные преобразования управления жилищно-коммунальным комплексом на основе разделения функций управления и хозяйствования. В 20 муниципальных образованиях созданы и функционируют службы заказчика.
Велась работа по формированию системы договорных отношений на всех этапах предоставления услуг. Более 90 процентов жилищного фонда обслуживается на договорной основе. Завершается работа по передаче объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность.
Отрасль становится все более привлекательной для частного бизнеса. Количество частных предприятий и акционерных обществ в жилищно-коммунальном секторе достигло 239.
Одним из приоритетных направлений деятельности является создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ). В городах республики функционируют 39 ТСЖ. Общая площадь жилищного фонда, переданного в управление ТСЖ, составила 277 тыс.кв.м, что составляет 1,6 процента от общей площади муниципального жилищного фонда.
Уровень оплаты населением за услуги ЖКХ достиг 85 процентов от стоимости предоставляемых услуг, при федеральном стандарте 90 процентов. Собираемость платежей населения составляет 95 процентов.
Показатель | Ед.изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка |
Уровень платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги | % | 54 | 64 | 85 | 85 |
Глубина просроченной задолженности населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги | мес. | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,5 |
Продолжалась работа по совершенствованию системы социальной защиты малоимущих слоев населения путем предоставления льгот и субсидий, ограничивающей размер доли платежей за жилищно-коммунальные услуги в размере 12-22 процентов, при федеральном показателе 22 процента. За 2003 год предоставлены субсидии на общую сумму 512 млн. рублей, которыми воспользовалось 20,5 процентов населения Удмуртской Республики.
Позитивные изменения в экономике республики, наметившиеся в последние годы, позволяют работать более результативно и привлекать в сферу ЖКХ дополнительные финансовые ресурсы. В настоящее время в республике проводится работа по реализации проекта Международного банка реконструкции и развития «Передача ведомственного жилищного фонда». В рамках реализации проекта городу Ижевску предоставлен субзаем из средств Международного банка на приобретение энергосберегающих материалов и оборудования по модернизации объектов теплоснабжения.
Удмуртская Республика принимает участие в реализации федеральной подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» с 2003 года. На строительство 119 - квартирного жилого дома в г. Ижевске было выделено из федерального бюджета 5,9 млн.рублей, при общей стоимости дома 80,7 млн. рублей. Переселено 119 семей, при этом ликвидировано 3 тыс. кв.м. ветхого жилья.
Продолжаются работы по установке приборов учета и регулирования тепла, воды, газа на объектах муниципальной собственности и бюджетной сферы.
За прошедший период достигнуты определенные результаты в улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, однако состояние отрасли остается сложным. Для обеспечения дальнейшего перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Удмуртской Республики в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.