Основной целью государственной политики в отношении муниципальных образований является повышение благосостояния и качества жизни населения каждого города и района республики через создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, повышение эффективности использования имеющегося потенциала, снижение дифференциации уровней их развития.
Для реализации намеченных целей политика Правительства Удмуртской Республики будет направлена на решение следующих основных задач:
- сокращение территориальных различий и улучшение условий жизни в наиболее отстающих муниципальных образованиях. В целях проведения детального анализа ситуации, сложившейся в муниципальных образованиях республики, выявления диспропорций в их социально-экономическом развитии и своевременного принятия мер предполагается разработка и внедрение системы индикативных показателей развития городов и районов республики.
На первом этапе начнется работа по созданию региональной и муниципальной статистики и разработке на ее базе республиканской информационной системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.
Второй этап предусматривает разработку и утверждение методики определения системы показателей для оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования на территории Удмуртской Республики.
- определение приоритетов и стратегии развития городов и районов на базе максимального использования их конкурентных возможностей и преимуществ. При поддержке Правительства Удмуртской Республики продолжится процесс формирования стратегических планов развития территорий, определения приоритетных направлений и разработки механизмов реализации социально-экономической стратегии;
- совершенствование межбюджетных отношений республики и муниципальных образований. Проведение сбалансированной финансово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований предполагает выравнивание их бюджетной обеспеченности путем предоставления дотаций из республиканского фонда финансовой поддержки территорий;
- совершенствование системы местного самоуправления через поэтапную реализацию на территории Удмуртской Республики закона Российской Федерации от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления.
Основной целью проводимой в Российской Федерации административной реформы является четкое разграничение существующих полномочий всех уровней публичной власти (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) с одновременным распределением соответствующих финансовых и материальных ресурсов. Реформирование существующей системы местного самоуправления будет осуществляться в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления является одной из наиболее важных задач современного этапа развития российской государственности.
Существуют следующие основные проблемы в организации и деятельности местной власти, решить которые планируется через реформирование местного самоуправления:
- отсутствие четкого определения компетенции муниципальных образований и механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- несоответствие ресурсов муниципалитетов реально исполняемым ими обязанностям;
- неопределенность территориальной организации местного самоуправления и удаленность органов местного самоуправления от населения;
- возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам.
Основная цель в развитии местного самоуправления, заключающаяся в необходимости приближения власти к населению, закрепленная в конституционных положениях и Европейской хартии местного самоуправления, нашла практическое отражение в Федеральном законе и проводимой на его основе реформы местного самоуправления.
В целях реализации этого положения, основной концептуальной идеей Федерального закона и всей предстоящей реформы местного самоуправления, является идея унификации территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации. Указанный принцип будет реализовываться законодательно, через закрепление системы двухуровневой организации местного самоуправления в качестве одного из базовых принципов. В результате произойдет децентрализация сложившихся в субъектах Российской Федерации властных полномочий государственного управления и местного самоуправления районного территориального уровня.
Реализация конституционного принципа территориальной организации местной власти в городских и сельских поселениях и на иных территориях через установление двухуровневого принципа территориальной организации местной власти в качестве базового будет осуществляться через системные уточнения положений действующего федерального законодательства, а именно пересмотра рамок и пределов реализации следующих основных принципов автономии местного самоуправления в системе организации публичной власти в Российской Федерации:
- принципа компетенционной самостоятельности;
- принципа бюджетной и имущественной самостоятельности;
- принципа организационной самостоятельности.
Предполагаемое изменение пределов реализации основных принципов автономии местной власти затронет и другие положения. К ним, например, относятся основы внутренней организации и деятельности органов и должностных лиц местной власти, механизмы их взаимодействия с населением, процедуры установления ответственности органов местной власти перед населением и органами государственной власти за реализацию переданных государственных полномочий, а также другие аспекты. Реализуя принцип компетенционной самостоятельности в новых границах и пределах по сравнению с существующим положением, предстоящей реформой изменяется объем вопросов местного значения, и существенно перераспределяются полномочия по вопросам ведения между уровнями публичной власти: федеральным центром, регионами и местным самоуправлением.
Вступление в силу указанного Федерального закона приведет к существенному изменению сложившейся в Удмуртской Республике системы организации местного самоуправления, к образованию двух уровневой системы муниципальных образований, изменению структуры бюджетной системы Российской Федерации, и должно привести к максимальному приближению органов местного самоуправления и в целом института местного самоуправления, к населению.
В настоящее время местное самоуправление в Удмуртской Республике осуществляется на уровне районов Удмуртской Республики и городов республиканского значения (имеется только одно муниципальное образование созданное на уровне отдельного населенного пункта). Федеральным законом устанавливается следующая система территориальной организации местного самоуправления:
1 уровень - городские и сельские поселения;
2 уровень - городские округа и муниципальные районы. Введение двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления потребует проведения комплексной реформы организации местной власти, которая затронет организационные, финансовые, компетенционные основы местного самоуправления. Существенные изменения произойдут и в системе взаимодействия органов
государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления.
Анализ переходных положений Федерального закона позволяет выделить несколько характерных основных этапов в проведении реформы местного самоуправления в Удмуртской Республике: