Управление государственной собственностью является центральным звеном в системе государственного управления структурным развитием экономики Российской Федерации и ее регионов.
Основой управления государственной собственностью на среднесрочную перспективу является завершение процесса разграничения полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной властью субъектов Российской Федерации, сокращение (минимизация) вмешательства государства в экономику, четкое определение функций, закреплённых за государством в различных отраслях экономики.
Новая модель управления базируется на проводимой в Российской Федерации административной реформе, согласно которой полномочия всех уровней власти должны обеспечиваться собственной финансовой и имущественной базой.
Основным стратегическим направлением политики государства в области управления государственной собственностью должно стать реформирование государственного сектора экономики и управления государственной собственностью на основе продолжения институциональных преобразований, оптимизации количества и состава государственного имущества, повышения эффективности его использования.
Реализация данного направления предполагает совершенствование нормативной правовой базы Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, в области приватизации государственного имущества, в сфере развития рынка земли и иной недвижимости, в сфере развития института банкротства на территории Удмуртской Республики.
1. В сфере совершенствования нормативной правовой базы по управлению государственным имуществом.
В целях реализации Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия:
1.1. Разработать проект закона Удмуртской Республики о перечнях видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики по предметам ведения Удмуртской Республики, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, государственных служащих Удмуртской Республики, работников государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики и государственных учреждений Удмуртской Республики.
1.2. Решить вопрос о необходимости разработки и заключения нового Договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Удмуртской Республики, разработать и принять новые Соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Удмуртской Республики.
1.3. Разработать и внедрить механизм возмещения расходов на управление недвижимостью, в том числе на инвентаризацию и оценку.
1.4. Разработать концептуальные основы и порядок взаимодействия отраслевых министерств и ведомств Удмуртской Республики при возникновении угрозы банкротства организаций.
1.5. Осуществить мероприятия по приведению нормативно-правовых актов Удмуртской Республики по управлению имуществом в соответствие с федеральным законодательством.
2. В сфере управления и распоряжения государственной собственностью.
2.1. Постепенное сокращение избыточной части государственного сектора экономики, которое не связано с выполнением функций государства.
Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
- создание новой системы классификации государственного имущества Удмуртской Республики на основе определения критериев, разработки и реализации порядка отнесения республиканских государственных унитарных предприятий и учреждений и находящегося в их ведении имущества к необходимому для выполнения государством своих функций;
- реорганизация государственных унитарных предприятий путем преобразования их в акционерные общества, либо реформирование государственных унитарных предприятий в казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления;
- отказ государственных унитарных предприятий, государственных учреждений от излишнего имущества, используемого ими на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
- ликвидация государственных унитарных предприятий, государственных учреждений;
- реорганизация государственных учреждений, не требующихся для обеспечения выполнения функций государства, в иные организации;
- передача в муниципальную собственность имущества, необходимого для функционирования муниципальных образований;
- выявление, инвентаризация, продажа, передача незавершенных строительством объектов;
- продажа, перераспределение неиспользуемого, используемого не по назначению имущества;
- оптимизация участия республики в хозяйственных обществах.
Необходимо провести анализ участия республики в хозяйственных обществах, исходя из которого могут быть приняты решения о закреплении акций хозяйственного общества в собственности Удмуртской Республики, о передаче акций в муниципальную собственность, о приватизации акций.
2.2. Переход к модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства.
2.3. Контроль за рациональным использованием имущества государственными предприятиями и государственными учреждениями, что предполагает:
- учет и регистрацию прав собственности Удмуртской Республики на объекты недвижимости;
- визуальные проверки имущества.
3. В области приватизации государственного имущества.
Приватизация государственного имущества в настоящее время по-прежнему остается важным направлением институциональных преобразований в Удмуртской Республике. Приватизация сегодня вышла на новый качественный уровень, целью которого является реализация государственной задачи по обеспечению соответствия состава и количества государственного имущества функциям субъекта Российской Федерации. При этом основным требованием при принятии решения о приватизации остается обеспечение экономической целесообразности приватизации государственного имущества как средства формирования эффективных собственников, роста инвестиций, развития форм корпоративного управления.
Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий:
- определение критериев выбора объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации;
- принятие ежегодного прогнозного плана приватизации собственности Удмуртской Республики с учетом пообъектной оценки приватизируемого имущества, подтверждаемой детальным финансово-экономическим обоснованием для каждого из объектов, который предполагается включить в план;
- внедрение в практику наряду с традиционными способами приватизации, наиболее эффективными при наличии спроса (аукцион, конкурс), иных способов приватизации, предусмотренных федеральным законодательством, делающих возможной продажу имущества, ликвидность которого невелика, таких как публичное предложение и продажа без объявления цены;
- пополнение доходов республиканского бюджета от продажи имущества, утратившего своё значение для обеспечения выполнения государственных функций и предусмотренного к приватизации.
4. В сфере развития рынка земли и иной недвижимости.
4.1. Совершенствование нормативной правовой базы земельной реформы. Для этого необходимо принятие следующих мер как на федеральном, так и на республиканском уровне:
- изменение системы налогообложения в сфере землепользования, установление ставок земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;
- изменение порядка определения выкупной стоимости земельных участков и порядка внесения выкупных платежей (установление рассрочки при внесении выкупной цены земельного участка);
- упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки в соответствии с федеральными законами;
- доработка механизма передачи права собственности на земельные участки собственникам расположенных на них объектов недвижимости;
- завершение территориального зонирования земель поселений и других территорий с целью установления градостроительных норм разрешённого использования недвижимости.
4.2. Реформирование правоотношений в сфере оборота земли и иной недвижимости:
- передача права собственности на земельные участки собственникам расположенных на них объектов недвижимости;
- формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, Удмуртской Республики и муниципальных образований;
- государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
- формирование информационной базы землеустроительной документации;
- передача новому собственнику полноценного объекта недвижимости за его реальную рыночную цену, с фиксированием прав, обязанностей и ответственности будущего собственника за содержание объекта, уплату им налога на недвижимость.
Отдельным направлением в области земельных отношений является передача на конкурсной основе государственных и муниципальных участков под застройку в собственность либо аренду.
4.3. Рациональное использование земли и иной недвижимости. Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий:
- продолжение формирования земельных участков как объектов недвижимости;
- проведение кадастрового учёта объектов недвижимости в интересах владельцев и в целях налогообложения;
- реализация установленного федеральным законодательством максимально быстрого и менее затратного кадастрового учёта объектов недвижимости с выдачей соответствующими органами кадастровых планов для государственной регистрации прав;
- упрощение процедур и сокращение продолжительности процесса получения инвесторами прав на земельные участки для строительства;
- создание реестра свободных земель для использования их под строительство;
- учет и государственная регистрация объектов недвижимости, ведение Реестра государственного имущества Удмуртской Республики.
4.4. Регулирование вопросов возникновения прав и оборота земельных долей. Для вовлечения в оборот земельных долей и выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельхозназначения необходимо проведение следующих мероприятий:
- содействие в реализации установленной федеральным законодательством возможности внесения в уставный (складочный) капитал юридического лица долей в праве общей собственности граждан на земельный участок из земель сельхозназначения для планомерного перехода от сдачи в аренду земельных долей;
- содействие в совершенствовании и реализации механизма выдела земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельхозназначения, в том числе выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков;
- содействие в совершенствовании процедуры рыночной оценки земель сельскохозяйственного назначения, в том числе долей в праве общей собственности на земельные участки;
- содействие в рамках порядка проведения согласительных процедур, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, разрешению споров о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсаций участникам долевой собственности;
- содействие органам местного самоуправления в реализации положений федерального и республиканского законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части выделения неиспользуемых в течение двух лет частей, находящихся в долевой собственности земельных участков, и признания на них права муниципальной собственности.
4.5. Развитие рынка недвижимости, совершенствование его государственного регулирования, стимулирование инвестиций в развитие недвижимости, для этого необходимо принятие следующих мер:
- упрощение процедур и сокращение сроков получения застройщиками прав на земельные участки для строительства с целью устранения излишних административных барьеров на стадии проектирования и получения разрешения на строительство (принцип «одного окна»);
- установление порядка формирования земельных участков (с установленными границами, определенными разрешенным использованием земельного участка и техническими условиями подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) до предоставления участка и начала строительства;
- предоставление инвесторам земельных участков на праве собственности либо аренды до начала разработки проектной документации и получения разрешения на строительство;
- обеспечение перехода к конкурсному предоставлению земельных участков с их предварительным формированием как объектов недвижимости, предоставляемых в собственность или долгосрочную аренду, в целях создания возможности для кредитования будущего строительства.
4.6. Совершенствование системы налогообложения землепользования. Для этого планируется:
- установление налоговых ставок в процентах от установленной кадастровой стоимости земельных участков;
- введение единого налога на недвижимость с целью создания постоянного и предсказуемого источника наполнения республиканского бюджета, обеспечения эффективного использования и развития объектов недвижимости.
4.7. Пополнение доходов республиканского бюджета от использования земельных участков и объектов недвижимости, для этого необходимо выполнение следующих мероприятий:
- обеспечение продажи государственной недвижимости по конкурсу с публичным предоставлением информации о таких конкурсах;
- обеспечение оперативного контроля за перечислением арендной платы и выкупных платежей за земельные участки;
- взаимодействие органов местного самоуправления и иных органов и организаций по вопросам землепользования;
- организация контроля за действиями органов местного самоуправления по распоряжению ими земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения, права собственности на которые возникнут у Удмуртской Республики;
- активизация в рамках действующего законодательства процесса переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды;
- оформление арендаторами недвижимого имущества (здания, строения, сооружения и их части) прав пользования земельными участками и их частями с внесением в установленном порядке в бюджет платежей за пользование.
5. В сфере развития института несостоятельности (банкротства):
Оздоровление экономики Удмуртской Республики посредством широкого применения института несостоятельности (банкротства). Для этого необходимо:
- разработать и совершенствовать систему мониторинга и анализа финансового состояния организаций;
- своевременно выявлять кризисное состояние организаций с целью предупреждения их несостоятельности (банкротства);
- активизировать работу по реструктуризации и списанию просроченных задолженностей за предоставленные организациям бюджетные средства Удмуртской Республики;
- проводить мероприятия по финансовому оздоровлению, реорганизации, ликвидации организаций, находящихся в кризисном состоянии, с учетом интересов Удмуртской Республики и муниципальных образований;