В целях создания социальной стабильности и благоприятных условий для нормального функционирования экономики республики тарифная политика в 2001-2004 годах была направлена на эффективное регулирование цен и тарифов на энергоносители, продолжение сокращения перекрестного субсидирования в электро-, тепло, водоснабжении и водоотведении. Значительную часть принятых в рассматриваемый период Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики постановлений составляли решения по установлению тарифов (цен) на топливно-энергетические ресурсы.
В 2001 году перекрестное субсидирование между группами потребителей достигало 140 процентов. В настоящее время перекрестное субсидирование в электроэнергетике сокращено до 76 процентов.
Более резкое сокращение перекрестного субсидирования невозможно ввиду тяжелых социальных последствий, то есть при снижении тарифа для промышленных потребителей на 1 коп./кВтч для населения тариф нужно увеличить на 4 коп./кВтч.
Правительством Удмуртской Республики 18 ноября 2002 года принято постановление № 948 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике в Удмуртской Республике», которым утвержден график доведения в 2003 - 2005 годах уровня тарифов на электрическую энергию для потребителей Удмуртской Республики до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения.
Политика сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий дала положительные результаты, позволив переломить сложившуюся тенденцию опережающего роста этих цен (тарифов) по сравнению с общим индексом инфляции. В целом рост цен (тарифов) по регулируемым видам деятельности приближался к уровню инфляции, а в 2004 году соответствует или ниже уровня инфляции.
Был обеспечен доступ на федеральный оптовый рынок электрической энергии (ФОРЭМ) ряда предприятий республики, таких как ОАО «Иж Авто», ОАО «Буммаш», ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы».
Конкурентоспособность продукции отраслей республики, а значит и дальнейшее развитие республики, в значительной степени, зависят от энергоресурсосбережения. В 2002 году разработана программа «Энергосбережение в Удмуртской Республике на 2002-2006 годы», а в 2003 году - подпрограмма «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики», определяющая основные направления по внедрению мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере.