Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.28 Реализация бюджетной политики


Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе - законе о бюджете, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития республики. За годы реализации Программы «Развитие Удмуртии» принятые законом о бюджете обязательства исполнялись в полном объеме. Стало нормой формирование реального бюджета, на основе четко определенных приоритетов расходования бюджетных средств. Принимается закон о бюджете до начала финансового года.

Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики

тыс. руб.                   

Наименование  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г. оценка  

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

10 467 272

10 980 355

11 680 072

12 999 323

в том числе:

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

3 273 748

2 738 928

2 434 830

3 061 664

Налог на доходы физических лиц

2 146 248

2 995 493

3 713 978

4 877 464

Акцизы

407 849

419 099

933 742

1 448 070

Налог с продаж

295 931

745 914

668 541

75 342

Налоги на совокупный доход

66 644

78 636

122 927

401 198

Налоги на имущество

777 104

1 188 977

1 315 225

1 250 641

Платежи за пользование природными ресурсами

1 929 923

1 511 357

1 882 034

1 487 615

в том числе:

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

 

1 029 032

1 254 116

976 861

     Прочие налоги и сборы

1 569 825

1 301 951

471 123

310 631

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

339 031

411 246

562 957

676 612

ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

10 806 303

11 391 601

12 243 029

13 675 935

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ по отдельным соглашениям с предприятиями

907 434

530 567

1 130 252

301 566

ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

11 713 737

11 922 168

13 373 281

13 977 501

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ из федерального бюджета

1 430 445

2 018 733

1 957 372

1 345 599

ВСЕГО ДОХОДОВ

13 154 775

13 942 662

15 330 653

15 323 100

в том числе: ДОХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА

1 520 923

1 598 458

1 351 943

 1 160 145

КРОМЕ ТОГО, ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РФ

5 621

458 899

57 890

699 128

Всего доходов с учетом поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ

13 160 396

14 401 561

15 388 543

16 022 228

Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики

                                                                                                                                                                                                    тыс.руб.  

Наименование  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г. оценка  

Государственное управление и местное самоуправление

636 137

791 679

1 082 541

1 053 388

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

252 158

297 460

396 957

412 088

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

4 653 710

3 936 615

3 989 323

3 952 910

Строительство, архитектура

988 795

1 213 561

1 497 266

1 465 000

Сельское хозяйство и рыболовство

602 699

513 303

428 002

474 694

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

88 456

40 854

53 095

58 497

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

280 917

326 988

245 215

275 809

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 797 359

1 579 179

1 600 433

1 534 222

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

71 920

92 814

115 028

144 688

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

5 474 117

7 713 504

8 378 708

9 024 417

Образование

2 535 750

3 732 568

3 954 622

4 320 833

Культура, искусство и кинематография

256 159

412 472

444 550

472 324

Средства массовой информации

63 661

60 030

140 010

111 373

Здравоохранение и физическая культура

1 652 843

2 492 451

2 703 977

2 928 058

Социальная политика

965 704

1 015 983

1 135 549

1 191 829

Обслуживание государственного долга

45 529

17 645

40 240

39 708

Другие расходы

355 236

431 079

643 228

508 108

ИТОГО РАСХОДОВ

11 416 887

13 187 982

14 531 297

14 990 619

РАСХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА

1 573 028

1 569 351

1 351 943

1 160 145

ВСЕГО РАСХОДОВ с учетом территориального дорожного фонда

12 989 915

14 757 333

15 883 240

16 150 764

Справочно:

Фонд оплаты труда с начислениями

3 000 346

5 404 425

6 109 715

7 210 568

Удельный вес ФОТ в расходах (без учета территориального дорожного фонда), %

25,7

40,0

41,2

48,1

Капитальные вложения в основные фонды

1 655 754

1 791 143

1 956 470

1 779 533

Удельный вес капитальных вложений в основные фонды в расходах, %

12,7

12,1

12,3

11,0


Структура расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики

%                    

Наименование  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г. оценка  

Расходы на народное хозяйство

35,8

26,7

25,1

24,5

Расходы на социально-культурную сферу

42,1

52,2

52,8

55,9

Другие расходы

22,1

21,1

22,1

19,6

ИТОГО РАСХОДОВ

100,0

100,0

100,0

100,0


За период с 2001 по 2003 год в консолидированный бюджет Удмуртской Республики поступило 42950,5 млн. рублей. Ежегодно обеспечивается рост доходов консолидированного бюджета.

По налоговым доходам в расчете на 1 жителя по итогам 2003 года Удмуртия занимает 33 место среди 89 регионов России. В Приволжском федеральном округе по этому показателю впереди Удмуртии - Башкортостан, Самарская область, Пермская область и Татарстан.

В целях полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней на территории республики осуществляется комплекс мер по собираемости доходов: взыскание недоимки, штрафов, пени, реструктуризация задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, ряд других мер. В результате за три года недоимка, в бюджетную систему Российской Федерации снизилась более чем на 50 процентов.

Бюджет республики приобрел еще большую социальную направленность. Доля расходов на социально-культурную сферу увеличилась с 42 процентов в 2001 году до 53 процентов в 2003 году. Расходы на социально-культурную сферу за три года составили 21 567 млн. рублей. Во многом это связано с государственной политикой в области повышения доходов населения.

На выплату заработной платы в 2003 году из консолидированного бюджета республики направлено 6 109,7 млн. рублей, что составляет 50 процентов собственных доходов бюджета, в 1 полугодии 2004 года - 3 856,2 млн. рублей или 59 процентов собственных доходов бюджета. В 2001 году доля расходов на выплату заработной платы составляла 29 процентов собственных доходов бюджета. Результаты следующие:

- 183 тысячи человек получают заработную плату из бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов своевременно и в полном объеме;

- с 2001 года по 2003 год заработная плата работников организаций бюджетной сферы увеличилась более чем в два раза;

- на 20 процентов сократился разрыв между средней заработной платой работников организаций бюджетной сферы и заработной платой работников в целом во всех отраслях экономики республики.

Помимо текущих расходов часть бюджетных средств направляется на капитальные расходы. За период реализации Программы "Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы" из консолидированного бюджета республики на капитальные вложения направлено 5,4 млрд. рублей или 12 процентов расходов бюджета, из них за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 3,4 млрд. рублей. Принятое решение о централизации расходов на капитальные вложения в бюджете республики дает свои результаты. Сегодня строительство школ, больниц, спортивных сооружений, газовых сетей, дорог ведется во всех городах и сельских районах республики. Несколько лет назад ситуация была иной - в городах и нефтедобывающих районах за счет средств местных бюджетов развивалась социальная инфраструктура, другие позволить себе этого не могли.

Исключительно сложной и ответственной сферой реализации государственной политики является формирование межбюджетных отношений. В последние годы система формирования межбюджетных отношений на федеральном уровне требует от органов государственной власти регионов обоснованных расчетов и аргументированных предложений, инициативы и настойчивости в достижении поставленных целей. В результате работы в этом направлении, из федерального бюджета в бюджет республики за период с 2001 года по 2003 год привлечено 5 407 млн. рублей. Конечная цель бюджетной политики в отношении местного самоуправления, проводимой Президентом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики, заключается в том, чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность в республике, чтобы каждый человек, проживающий на ее территории, имел возможность получения комплекса бюджетных услуг, гарантированных государством.

Межбюджетное регулирование на республиканском уровне осуществляется на основе минимальных нормативов финансовых затрат. Эта практика доказала свою состоятельность. Она позволяет обеспечить доступ граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. Сегодня разница в бюджетной обеспеченности составляет не разы, а проценты. В то же время необходимо дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений. Дополнительный импульс этому направлению придает реформа федеративных отношений и местного самоуправления.

Одной из важных целей реализуемой в настоящее время на федеральном уровне реформы федеративных отношений и местного самоуправления является разграничение бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы, зависит возможность органов государственной власти и местного самоуправления выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами. «Первой ласточкой» реформы разграничения расходных полномочий между уровнями власти явилось изменение порядка финансирования расходов на образование. С 1 января 2004 года в соответствии с федеральным законом, расходы на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений; на компенсацию расходов на приобретение методической литературы; на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов) финансируются за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.

По нескольким направлениям реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Закупки товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств осуществляются на основе договоров, заключенных на конкурсной основе.