Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе - законе о бюджете, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития республики. За годы реализации Программы «Развитие Удмуртии» принятые законом о бюджете обязательства исполнялись в полном объеме. Стало нормой формирование реального бюджета, на основе четко определенных приоритетов расходования бюджетных средств. Принимается закон о бюджете до начала финансового года.
Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики
тыс. руб.
Наименование | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 10 467 272 | 10 980 355 | 11 680 072 | 12 999 323 |
в том числе: | ||||
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 3 273 748 | 2 738 928 | 2 434 830 | 3 061 664 |
Налог на доходы физических лиц | 2 146 248 | 2 995 493 | 3 713 978 | 4 877 464 |
Акцизы | 407 849 | 419 099 | 933 742 | 1 448 070 |
Налог с продаж | 295 931 | 745 914 | 668 541 | 75 342 |
Налоги на совокупный доход | 66 644 | 78 636 | 122 927 | 401 198 |
Налоги на имущество | 777 104 | 1 188 977 | 1 315 225 | 1 250 641 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1 929 923 | 1 511 357 | 1 882 034 | 1 487 615 |
в том числе: | ||||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
| 1 029 032 | 1 254 116 | 976 861 |
Прочие налоги и сборы | 1 569 825 | 1 301 951 | 471 123 | 310 631 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 339 031 | 411 246 | 562 957 | 676 612 |
ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ | 10 806 303 | 11 391 601 | 12 243 029 | 13 675 935 |
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ по отдельным соглашениям с предприятиями | 907 434 | 530 567 | 1 130 252 | 301 566 |
ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ | 11 713 737 | 11 922 168 | 13 373 281 | 13 977 501 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ из федерального бюджета | 1 430 445 | 2 018 733 | 1 957 372 | 1 345 599 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 13 154 775 | 13 942 662 | 15 330 653 | 15 323 100 |
в том числе: ДОХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА | 1 520 923 | 1 598 458 | 1 351 943 | 1 160 145 |
КРОМЕ ТОГО, ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РФ | 5 621 | 458 899 | 57 890 | 699 128 |
Всего доходов с учетом поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ | 13 160 396 | 14 401 561 | 15 388 543 | 16 022 228 |
Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики
тыс.руб.
Наименование | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка |
Государственное управление и местное самоуправление | 636 137 | 791 679 | 1 082 541 | 1 053 388 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 252 158 | 297 460 | 396 957 | 412 088 |
НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 4 653 710 | 3 936 615 | 3 989 323 | 3 952 910 |
Строительство, архитектура | 988 795 | 1 213 561 | 1 497 266 | 1 465 000 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 602 699 | 513 303 | 428 002 | 474 694 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов | 88 456 | 40 854 | 53 095 | 58 497 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 280 917 | 326 988 | 245 215 | 275 809 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 797 359 | 1 579 179 | 1 600 433 | 1 534 222 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 71 920 | 92 814 | 115 028 | 144 688 |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА | 5 474 117 | 7 713 504 | 8 378 708 | 9 024 417 |
Образование | 2 535 750 | 3 732 568 | 3 954 622 | 4 320 833 |
Культура, искусство и кинематография | 256 159 | 412 472 | 444 550 | 472 324 |
Средства массовой информации | 63 661 | 60 030 | 140 010 | 111 373 |
Здравоохранение и физическая культура | 1 652 843 | 2 492 451 | 2 703 977 | 2 928 058 |
Социальная политика | 965 704 | 1 015 983 | 1 135 549 | 1 191 829 |
Обслуживание государственного долга | 45 529 | 17 645 | 40 240 | 39 708 |
Другие расходы | 355 236 | 431 079 | 643 228 | 508 108 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 11 416 887 | 13 187 982 | 14 531 297 | 14 990 619 |
РАСХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА | 1 573 028 | 1 569 351 | 1 351 943 | 1 160 145 |
ВСЕГО РАСХОДОВ с учетом территориального дорожного фонда | 12 989 915 | 14 757 333 | 15 883 240 | 16 150 764 |
Справочно: | ||||
Фонд оплаты труда с начислениями | 3 000 346 | 5 404 425 | 6 109 715 | 7 210 568 |
Удельный вес ФОТ в расходах (без учета территориального дорожного фонда), % | 25,7 | 40,0 | 41,2 | 48,1 |
Капитальные вложения в основные фонды | 1 655 754 | 1 791 143 | 1 956 470 | 1 779 533 |
Удельный вес капитальных вложений в основные фонды в расходах, % | 12,7 | 12,1 | 12,3 | 11,0 |
Структура расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики
%
Наименование | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. оценка |
Расходы на народное хозяйство | 35,8 | 26,7 | 25,1 | 24,5 |
Расходы на социально-культурную сферу | 42,1 | 52,2 | 52,8 | 55,9 |
Другие расходы | 22,1 | 21,1 | 22,1 | 19,6 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
За период с 2001 по 2003 год в консолидированный бюджет Удмуртской Республики поступило 42950,5 млн. рублей. Ежегодно обеспечивается рост доходов консолидированного бюджета.
По налоговым доходам в расчете на 1 жителя по итогам 2003 года Удмуртия занимает 33 место среди 89 регионов России. В Приволжском федеральном округе по этому показателю впереди Удмуртии - Башкортостан, Самарская область, Пермская область и Татарстан.
В целях полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней на территории республики осуществляется комплекс мер по собираемости доходов: взыскание недоимки, штрафов, пени, реструктуризация задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, ряд других мер. В результате за три года недоимка, в бюджетную систему Российской Федерации снизилась более чем на 50 процентов.
Бюджет республики приобрел еще большую социальную направленность. Доля расходов на социально-культурную сферу увеличилась с 42 процентов в 2001 году до 53 процентов в 2003 году. Расходы на социально-культурную сферу за три года составили 21 567 млн. рублей. Во многом это связано с государственной политикой в области повышения доходов населения.
На выплату заработной платы в 2003 году из консолидированного бюджета республики направлено 6 109,7 млн. рублей, что составляет 50 процентов собственных доходов бюджета, в 1 полугодии 2004 года - 3 856,2 млн. рублей или 59 процентов собственных доходов бюджета. В 2001 году доля расходов на выплату заработной платы составляла 29 процентов собственных доходов бюджета. Результаты следующие:
- 183 тысячи человек получают заработную плату из бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов своевременно и в полном объеме;
- с 2001 года по 2003 год заработная плата работников организаций бюджетной сферы увеличилась более чем в два раза;
- на 20 процентов сократился разрыв между средней заработной платой работников организаций бюджетной сферы и заработной платой работников в целом во всех отраслях экономики республики.
Помимо текущих расходов часть бюджетных средств направляется на капитальные расходы. За период реализации Программы "Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы" из консолидированного бюджета республики на капитальные вложения направлено 5,4 млрд. рублей или 12 процентов расходов бюджета, из них за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 3,4 млрд. рублей. Принятое решение о централизации расходов на капитальные вложения в бюджете республики дает свои результаты. Сегодня строительство школ, больниц, спортивных сооружений, газовых сетей, дорог ведется во всех городах и сельских районах республики. Несколько лет назад ситуация была иной - в городах и нефтедобывающих районах за счет средств местных бюджетов развивалась социальная инфраструктура, другие позволить себе этого не могли.
Исключительно сложной и ответственной сферой реализации государственной политики является формирование межбюджетных отношений. В последние годы система формирования межбюджетных отношений на федеральном уровне требует от органов государственной власти регионов обоснованных расчетов и аргументированных предложений, инициативы и настойчивости в достижении поставленных целей. В результате работы в этом направлении, из федерального бюджета в бюджет республики за период с 2001 года по 2003 год привлечено 5 407 млн. рублей. Конечная цель бюджетной политики в отношении местного самоуправления, проводимой Президентом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики, заключается в том, чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность в республике, чтобы каждый человек, проживающий на ее территории, имел возможность получения комплекса бюджетных услуг, гарантированных государством.
Межбюджетное регулирование на республиканском уровне осуществляется на основе минимальных нормативов финансовых затрат. Эта практика доказала свою состоятельность. Она позволяет обеспечить доступ граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. Сегодня разница в бюджетной обеспеченности составляет не разы, а проценты. В то же время необходимо дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений. Дополнительный импульс этому направлению придает реформа федеративных отношений и местного самоуправления.
Одной из важных целей реализуемой в настоящее время на федеральном уровне реформы федеративных отношений и местного самоуправления является разграничение бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы, зависит возможность органов государственной власти и местного самоуправления выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами. «Первой ласточкой» реформы разграничения расходных полномочий между уровнями власти явилось изменение порядка финансирования расходов на образование. С 1 января 2004 года в соответствии с федеральным законом, расходы на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений; на компенсацию расходов на приобретение методической литературы; на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов) финансируются за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
По нескольким направлениям реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Закупки товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств осуществляются на основе договоров, заключенных на конкурсной основе.