Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.21.7 Доходы населения


Главным результатом в области уровня жизни и денежных доходов населения Удмуртской Республики в 2001-2003 гг. и за истекший период 2004 года являлась устойчивая тенденция роста основных социальных показателей.

Благоприятные тенденции в экономике повлекли за собой рост доходов и уровня жизни населения. Номинальные среднемесячные денежные доходы на душу населения выросли в 2003 году по сравнению с 2000 годом в 2,1 раза, а средняя заработная плата одного работника в два с половиной раза.

Увеличение денежных доходов населения и заработной платы опережало повышение стоимости жизни, что обеспечило рост реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы.

Показатели  

Ед.изм.  

2000 г.  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г.
оценка  

Денежные доходы на душу населения в среднем за период

руб.

1478

1974

2467

3132

3700

Реальные располагаемые денежные доходы населения, к предыдущему году

%

113

106

105

107

107

Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника (в среднем за период)

руб.

1742

2595

3445

4350

5250

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

%

35,9

34,1

31,8

31,1

30,0

Соотношение среднедушевых денежных доходов с прожиточным минимумом

%

149

149

154

159

170


Основной целью государственной политики в области доходов населения, поставленной Программой социально- экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы, являлось повышение уровня жизни и реальных доходов населения Удмуртской Республики, преодоление негативных явлений в области заработной платы и доходов населения в целом. В течение всего периода проводилась целенаправленная работа по реализации задач, определенных Программой.

В области установления минимальных гарантий денежных доходов населения были разработаны и приняты нормативные акты:

- Закон Удмуртской Республики от 20.04.2001 года № 15-РЗ “О потребительской корзине для основных социально- демографических групп населения Удмуртской Республики”;

- Закон Удмуртской Республики от 24.04.2001 года № 18-РЗ “О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике”.

В течение 2001-2003гг. в соответствии с Федеральными законами минимальный размер оплаты труда повысился с 200 до 600 рублей в месяц. С учетом повышения минимального размера оплаты труда было проведено повышение тарифных ставок работников бюджетной сферы.

Однако перечисленные меры пока лишь в основном компенсируют рост потребительских цен и не позволяют добиться существенного улучшения положения с оплатой труда в бюджетной сфере.

В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года № 72-РЗ «О социальном партнерстве в Удмуртской Республике», предусматривающем тарифное регулирование оплаты труда через соглашения и коллективные договоры, в Удмуртском республиканском трехстороннем соглашении между Правительством Удмуртской Республики, Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики и объединениями работодателей Удмуртской Республики на 2004-2006 годы отражено, что работодатели, профсоюзы совместно принимают меры по увеличению доли тарифной части в структуре заработной платы не менее 2/3 величины оплаты труда с фиксированием конкретного размера тарифной ставки в содержании отраслевых тарифных соглашений, коллективных договорах.

Кроме того, Удмуртской республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений было направлено Обращение к работодателям-руководителям, профсоюзным организациям с предложением о включении в коллективные договоры или другие нормативные акты по оплате труда доведения нормы месячной заработной платы работника до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Удмуртской Республики.

В целях ликвидации задолженности по выплате заработной платы продолжала работу Республиканская межведомственная комиссия по проверке своевременности выплаты заработной платы в отраслях экономики Удмуртской Республики. Государственной инспекцией труда выдано руководителям организаций 115 предписаний с указанием конкретных сроков погашения задолженности по заработной плате, 31 руководитель привлечен к административной ответственности. Прокуратурой Удмуртской Республики возбуждено 10 уголовных дел, 2 уголовных дела находятся на рассмотрении в суде.

По состоянию на 1 июля 2004 года в республике насчитывается 383487 получателей пенсии различных категорий. Средний размер получаемых пенсий с начала пенсионной реформы возрос более чем в 1,5 раза и по состоянию на 01.07.2004 г. составил:

- общий средний размер пенсии - 1839 руб.

- трудовой пенсии по старости - 2015 руб.

- участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии - 4400 руб.

- инвалидов Великой Отечественной войны, получающих две пенсии - 4373 руб.

Значительное увеличение размера пенсии произошло и для граждан в возрасте 80 лет и старше.

Количество пенсионеров, получающих пенсию в размере 660 руб. и ниже, в Удмуртской Республике уменьшилось с 78 230 человек до 960.

Следует отметить, что до настоящего времени сохраняются диспропорции между уровнем пенсионного обеспечения и реальной стоимостью жизни. Рост пенсий не обеспечивает реального повышения уровня жизни пенсионеров, поскольку значительная часть их пенсий расходуется на оплату лекарств, медицинских услуг, повышенных тарифов коммунальных услуг и т.д.

В целях снижения этих негативных последствий Правительством Удмуртской Республики принято распоряжение “О финансировании в 2003 году расходов на оказание адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации малоимущим пенсионерам и инвалидам в Удмуртской Республике”. В результате реализации этого распоряжения было профинансировано за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации 16 учреждений социального обслуживания населения на общую сумму 41,1 млн. рублей, выделено на оказание адресной социальной помощи 10,6 млн. рублей.

Несмотря на позитивные изменения в области доходов населения остается высокой дифференциация населения по уровню доходов и значительные масштабы бедности. Сохраняется задолженность по выплате заработной платы работникам предприятий отдельных отраслей экономики.

В 2000 году 35,9 процента от общей численности населения республики имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2001 году - 34,1 процента, в 2002 году - 31,8 процента, в 2003 году данный показатель снизился до 31,1 процента. Тем не менее, число бедных, по-прежнему, велико и составляет третью часть общей численности населения республики.