Опыт зарубежных и передовых организаций регионов России, успешно действующих в условиях рыночной экономики, показывает, что повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг обеспечивается применением более совершенных систем управления качеством, постоянной динамикой улучшения качества, разработкой и внедрением программ «Качество».
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры в области повышения качества органами исполнительной власти Удмуртской Республики и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, решение проблемы качества не приобрело статуса приоритетной задачи социально-экономической политики Удмуртской Республики.
Анализ состояния потребительского рынка Удмуртской Республики за 2003 год показал, что положение дел с качеством и безопасностью продукции абсолютно недопустимо. В розничной торговле Управлением Госторгинспекции по Удмуртской Республике было забраковано следующее количество продукции:
Товарная группа | % брака |
Колбасные изделия и мясные консервы | 25 |
Пиво | 13,1 |
Безалкогольные напитки | 25,9 |
Минеральная вода | 10,3 |
Кофе | 16,7 |
Обувь и швейные изделия | 39,1 |
Парфюмерно-косметические товары | 29 |
Игрушки | 30,8 |
Мебель | 34,3 |
Результаты государственного надзора на предприятиях Удмуртской Республики показывают, что в 2003 году удельный вес проверок с отрицательными результатами составил 46,5 процента, а за пять месяцев 2004 году - 51 процент.
Неблагоприятная ситуация сложилась в части метрологического обеспечения производственных процессов в промышленности и здравоохранении.
На многих предприятиях отсутствуют метрологические службы, а в организациях, проводящих техническое обслуживание современного медицинского оборудования, приборов, средств измерений, нет оборудования для контроля и поверки медицинской техники, что самым неблагоприятным образом может отразиться на постановке диагнозов и на здоровье людей.
В 2003 году 8,7 процента находящихся в эксплуатации на предприятиях средств измерений были непригодны к применению (неповерены, давали неверные показания, неисправны). В первом полугодии 2004 года из 64 предприятий, проверенных в рамках метрологического надзора, на 25 предприятиях или 39 процентов от числа проверенных выявлены нарушения метрологических правил и норм.
Не выполняются требования Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». На многих предприятиях малой мощности по производству пищевых продуктов не организован производственный контроль за качеством и безопасностью сырья и готовой продукцией согласно требованиям нормативных документов. Многие предприятия по производству промышленной продукции не производят лабораторно-производственный контроль по показателям безопасности, не развивают собственную лабораторную базу.
Недостаточно проводится работа по созданию и внедрению на предприятиях Удмуртии систем управления качеством, соответствующих международным стандартам. Незнание большинством руководителей предприятий современных методов управления качеством, как способа ориентирования персонала на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, непонимание ими мотивации проведения на руководимых предприятиях соответствующей политики в области качества существенно снижает конкурентоспособность предприятий и качество выпускаемой продукции.
В настоящее время из 19005 организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям всего 28 предприятий:
ФГУП «Ижевский электромеханический завод «Купол», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Чепецкий механический завод», ФГУП «Воткинский машиностроительный завод», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «Буммаш», ООО «Пудемский механический завод», ОАО Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Элеконд», ОАО «ИжАвто», ОАО «Сарапульский радиозавод «Урал-Авто», ЗАО «Ижевский опытно-механический завод», ООО «Ижтел», ОАО «МЗ «Ижмаш», ФГУП «Ижевский механический завод» (сертификация СМК автопроизводства), ДОАО «Ижевский оружейный завод», Республиканская гильдия риэлтеров, ОАО «Сарапульский радиозавод -холдинг», ООО «Увадрев-Ламинат», ООО «Увадрев -Массив», ООО «Увадрев», ООО НПФ «Увадрев -Экод», ОАО «Увадрев - Холдинг», ЗАО «Ижмолоко», ООО «Вакууммаш», ЗАО «Кезский сырзавод», ЗАО «Техкрим».
В целях решения проблем качества на общеотраслевом республиканском уровне необходим комплекс мероприятий, направленных на повышение внимания производителей и потребителей, органов государственного управления, образовательных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, на активизацию работы по ее решению.
Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг зависят от внутренних и внешних факторов.
Основными внутренними факторами являются:
- качество управления;
- качество продукции, работ и услуг;
- цена;
- качество сервисного обслуживания;
- уровень затрат на использование продукции (хранение, эксплуатация и др.).
К основным внешним факторам, следует отнести:
- конкурентоспособность региона;
- конкурентоспособность страны.
Для повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг основными целями на среднесрочный период являются:
- определение основных направлений развития Удмуртской Республики в области качества;
- повышение эффективности управления социально - экономическими процессами на основе обеспечения качества во всех сферах экономики Удмуртской Республики;
- повышение конкурентоспособности ключевых для республики отраслей промышленности путем внедрения систем управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000 и улучшения качества продукции, работ и услуг;