Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

3.4.20 Качество и конкурентоспособность продукции, работ, услуг


Опыт зарубежных и передовых организаций регионов России, успешно действующих в условиях рыночной экономики, показывает, что повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг обеспечивается применением более совершенных систем управления качеством, постоянной динамикой улучшения качества, разработкой и внедрением программ «Качество».

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры в области повышения качества органами исполнительной власти Удмуртской Республики и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, решение проблемы качества не приобрело статуса приоритетной задачи социально-экономической политики Удмуртской Республики.

Анализ состояния потребительского рынка Удмуртской Республики за 2003 год показал, что положение дел с качеством и безопасностью продукции абсолютно недопустимо. В розничной торговле Управлением Госторгинспекции по Удмуртской Республике было забраковано следующее количество продукции:

Товарная группа

% брака

Колбасные изделия и мясные консервы

25

Пиво

13,1

Безалкогольные напитки

25,9

Минеральная вода

10,3

Кофе

16,7

Обувь и швейные изделия

39,1

Парфюмерно-косметические товары

29

Игрушки

30,8

Мебель

34,3

Результаты государственного надзора на предприятиях Удмуртской Республики показывают, что в 2003 году удельный вес проверок с отрицательными результатами составил 46,5 процента, а за пять месяцев 2004 году - 51 процент.

Неблагоприятная ситуация сложилась в части метрологического обеспечения производственных процессов в промышленности и здравоохранении.

На многих предприятиях отсутствуют метрологические службы, а в организациях, проводящих техническое обслуживание современного медицинского оборудования, приборов, средств измерений, нет оборудования для контроля и поверки медицинской техники, что самым неблагоприятным образом может отразиться на постановке диагнозов и на здоровье людей.

В 2003 году 8,7 процента находящихся в эксплуатации на предприятиях средств измерений были непригодны к применению (неповерены, давали неверные показания, неисправны). В первом полугодии 2004 года из 64 предприятий, проверенных в рамках метрологического надзора, на 25 предприятиях или 39 процентов от числа проверенных выявлены нарушения метрологических правил и норм.

Не выполняются требования Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». На многих предприятиях малой мощности по производству пищевых продуктов не организован производственный контроль за качеством и безопасностью сырья и готовой продукцией согласно требованиям нормативных документов. Многие предприятия по производству промышленной продукции не производят лабораторно-производственный контроль по показателям безопасности, не развивают собственную лабораторную базу.

Недостаточно проводится работа по созданию и внедрению на предприятиях Удмуртии систем управления качеством, соответствующих международным стандартам. Незнание большинством руководителей предприятий современных методов управления качеством, как способа ориентирования персонала на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, непонимание ими мотивации проведения на руководимых предприятиях соответствующей политики в области качества существенно снижает конкурентоспособность предприятий и качество выпускаемой продукции.

В настоящее время из 19005 организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям всего 28 предприятий:

ФГУП «Ижевский электромеханический завод «Купол», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Чепецкий механический завод», ФГУП «Воткинский машиностроительный завод», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «Буммаш», ООО «Пудемский механический завод», ОАО Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Элеконд», ОАО «ИжАвто», ОАО «Сарапульский радиозавод «Урал-Авто», ЗАО «Ижевский опытно-механический завод», ООО «Ижтел», ОАО «МЗ «Ижмаш», ФГУП «Ижевский механический завод» (сертификация СМК автопроизводства), ДОАО «Ижевский оружейный завод», Республиканская гильдия риэлтеров, ОАО «Сарапульский радиозавод -холдинг», ООО «Увадрев-Ламинат», ООО «Увадрев -Массив», ООО «Увадрев», ООО НПФ «Увадрев -Экод», ОАО «Увадрев - Холдинг», ЗАО «Ижмолоко», ООО «Вакууммаш», ЗАО «Кезский сырзавод», ЗАО «Техкрим».

В целях решения проблем качества на общеотраслевом республиканском уровне необходим комплекс мероприятий, направленных на повышение внимания производителей и потребителей, органов государственного управления, образовательных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, на активизацию работы по ее решению.

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг зависят от внутренних и внешних факторов.

Основными внутренними факторами являются:

- качество управления;

- качество продукции, работ и услуг;

- цена;

- качество сервисного обслуживания;

- уровень затрат на использование продукции (хранение, эксплуатация и др.).

К основным внешним факторам, следует отнести:

- конкурентоспособность региона;

- конкурентоспособность страны.

Для повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг основными целями на среднесрочный период являются:

- определение основных направлений развития Удмуртской Республики в области качества;

- повышение эффективности управления социально - экономическими процессами на основе обеспечения качества во всех сферах экономики Удмуртской Республики;

- повышение конкурентоспособности ключевых для республики отраслей промышленности путем внедрения систем управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000 и улучшения качества продукции, работ и услуг;