Недействующий

О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы

1.21.5 Социальная защита населения


Социальная защита населения в условиях системных преобразований в современной России является важнейшей функцией органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В ходе выполнения задач, поставленных Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы, в республике продолжает развиваться система социальной защиты населения, которая включает в себя 34 муниципальных центра социального обслуживания, 8 специальных жилых домов для одиноких и престарелых граждан, 12 домов-интернатов для пожилых граждан и инвалидов, 2 республиканских центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями, 1 республиканский и 3 муниципальных социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, государственное образовательное учреждение - Сарапульский колледж для инвалидов, федеральное государственное унитарное предприятие «Ижевское протезно-ортопедическое предприятие».

Всего в отрасли трудится более 6,5 тысяч человек, доля дипломированных специалистов составляет более 90 процентов.

О динамичности развития отрасли свидетельствует постоянное увеличение финансирования, которое в 2001-2004 годах по всем источникам составило более 4,2 млрд. рублей, в том числе на строительство новых объектов, укрепление и развитие материальной базы направлено около 200 млн. рублей, что превышает уровень финансирования за аналогичный прошлый период в 8 раз.

За этот период введено в действие 15 новых объектов и учреждений социального обслуживания, в том числе 4 спальных корпуса на 370 мест в государственных стационарных учреждениях, комплексный центр социального обслуживания в г. Воткинске.

Целенаправленно проводилась работа по привлечению средств на укрепление и развитие материальной базы учреждений социального обслуживания, в результате по федеральным целевым программам было получено 51,7 млн. рублей, из Пенсионного Фонда Российской Федерации - 133,9 млн. рублей.

В рамках оптимизации расходов бюджетных средств проведена передача жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. Сэкономленные средства составили 3 млн. рублей. Увеличены дополнительные источники финансирования за счет средств, полученных от хозрасчетной деятельности подсобных сельских хозяйств и лечебно-производственных мастерских, ежегодный доход которых составил около 7,0 млн. рублей.

В результате проведенных мероприятий, за счет всех источников финансирования удалось улучшить условия проживания и качество социального обслуживания для 40 тысяч пенсионеров и инвалидов, в том числе для 2800 проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты.

Особое внимание уделялось работе по реализации федеральных законов: объем средств, направленных на реализацию закона «О ветеранах», увеличился за четыре года из федерального бюджета почти в 2 раза, из республиканского бюджета в 3 раза. За счет этих средств в полном объеме были предоставлены льготы ветеранам войны и труда по жилищно-коммунальным услугам, проезду в городском, пригородном и междугородном транспорте, медикаментам. В 2004 году финансирование Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» увеличилось по сравнению с 2001 годом в 1,7 раз. На эти средства в полном объеме инвалиды получают льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, абонентной плате за телефон.

Для всех категорий населения стало доступным обслуживание Государственной службой медико-социальной экспертизы, ежегодно проводящей более 40 тыс. освидетельствований нуждающихся граждан. Для улучшения обслуживания инвалидов дополнительно открыты 4 бюро медико-социальной экспертизы педиатрического и кардиологического профилей. Ликвидирована очередность при проведении экспертизы, составлявшая ранее от 2 до 4 месяцев. За этот период разработано около 21 тысячи индивидуальных программ реабилитации, в соответствии с которыми трудоустроено 5200 инвалидов.

На 1 января 2001 года кредиторская задолженность по детским пособиям составляла 499 млн.рублей. За период 2001-2004 годы полностью решена задача ликвидации накопленной задолженности.

Для улучшения социального положения детей и престарелых граждан в Удмуртской Республике в 2003 году приняты Республиканские (Президентские) целевые программы «Дети Удмуртии» на 2004-2008 годы, «Старшее поколение» на 2004-2005 годы.

В рамках программы «Дети Удмуртии» (подпрограммы «Дети-инвалиды») оказана материальная помощь 65 семьям на лечение детей, в 28 учреждениях и подразделениях социального обслуживания по работе с семьей и детьми установлено оборудование для социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, в республиканском празднике, посвященном Международному дню защиты детей, проходившем в Ижевском цирке, приняло участие 1700 детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, одаренных детей.

В республике действует 15 учреждений и подразделений социального обслуживания, призванных решать проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С 2001 года в них прошли социальную реабилитацию около 10 тысяч детей. Объем средств, направленных на круглогодичное оздоровление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, в 2004 году составил 19,8 млн. рублей, это в 2,5 раза больше чем в 2001 году. За 4 прошедших года органами социальной защиты оздоровлено более 25 тысяч детей.

Реализация мероприятий программы «Старшее поколение» за 6 месяцев 2004 года позволила обеспечить продуктовыми наборами 4600 пенсионеров, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказать материальную помощь 790 труженикам тыла-строителям железной дороги Ижевск-Балезино в 1942-1944 годы, провести мероприятия по социальной адаптации и оздоровлению в 34 центрах социального обслуживания с 5200 пенсионерами, для 4000 пожилых граждан организовать подписку на газету «Долг», открыть 4 отделения милосердия для лежачих престарелых граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, провести медицинскую диспансеризацию пожилых людей в лечебно-профилактических учреждениях.

Основные показатели социальной поддержки населения

Показатель  

Ед. изм.  

2001 г.  

2002 г.  

2003 г.  

2004 г.
оценка  

Обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания

мест на 10 тыс. жителей

22,1

22,4

22,1

21,9

Количество граждан, получивших натуральные виды помощи

чел.

41000

43000

46000

60000

Численность обслуженных центрами социального обслуживания

чел.

262550

259284

271 907

272000

Количество учреждений социальной помощи семье и детям

ед.

28

31

32

32

Количество обслуженных ими граждан

чел.

97200

100700

109990

110000

Трудоустройство инвалидов

чел.

1561

1917

1734

1800


Вместе с тем в отрасли сохраняются проблемы, на решение которых необходимо направить усилия в планируемом периоде, в том числе недостаточное развитие сети учреждений социального обслуживания, отсутствие социально-реабилитационных центров, слабая материально-техническая база существующих учреждений социального обслуживания при значительной доле населения, для которой необходимо предоставление различной социальной помощи. Сохраняется кредиторская задолженность в части реализации льгот, предусмотренных федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, в учреждениях социальной защиты населения сложилась низкая заработная плата работников, требует обновления парк компьютерной техники.