Социальная защита населения в условиях системных преобразований в современной России является важнейшей функцией органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе выполнения задач, поставленных Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы, в республике продолжает развиваться система социальной защиты населения, которая включает в себя 34 муниципальных центра социального обслуживания, 8 специальных жилых домов для одиноких и престарелых граждан, 12 домов-интернатов для пожилых граждан и инвалидов, 2 республиканских центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями, 1 республиканский и 3 муниципальных социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, государственное образовательное учреждение - Сарапульский колледж для инвалидов, федеральное государственное унитарное предприятие «Ижевское протезно-ортопедическое предприятие».
Всего в отрасли трудится более 6,5 тысяч человек, доля дипломированных специалистов составляет более 90 процентов.
О динамичности развития отрасли свидетельствует постоянное увеличение финансирования, которое в 2001-2004 годах по всем источникам составило более 4,2 млрд. рублей, в том числе на строительство новых объектов, укрепление и развитие материальной базы направлено около 200 млн. рублей, что превышает уровень финансирования за аналогичный прошлый период в 8 раз.
За этот период введено в действие 15 новых объектов и учреждений социального обслуживания, в том числе 4 спальных корпуса на 370 мест в государственных стационарных учреждениях, комплексный центр социального обслуживания в г. Воткинске.
Целенаправленно проводилась работа по привлечению средств на укрепление и развитие материальной базы учреждений социального обслуживания, в результате по федеральным целевым программам было получено 51,7 млн. рублей, из Пенсионного Фонда Российской Федерации - 133,9 млн. рублей.
В рамках оптимизации расходов бюджетных средств проведена передача жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. Сэкономленные средства составили 3 млн. рублей. Увеличены дополнительные источники финансирования за счет средств, полученных от хозрасчетной деятельности подсобных сельских хозяйств и лечебно-производственных мастерских, ежегодный доход которых составил около 7,0 млн. рублей.
В результате проведенных мероприятий, за счет всех источников финансирования удалось улучшить условия проживания и качество социального обслуживания для 40 тысяч пенсионеров и инвалидов, в том числе для 2800 проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты.
Особое внимание уделялось работе по реализации федеральных законов: объем средств, направленных на реализацию закона «О ветеранах», увеличился за четыре года из федерального бюджета почти в 2 раза, из республиканского бюджета в 3 раза. За счет этих средств в полном объеме были предоставлены льготы ветеранам войны и труда по жилищно-коммунальным услугам, проезду в городском, пригородном и междугородном транспорте, медикаментам. В 2004 году финансирование Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» увеличилось по сравнению с 2001 годом в 1,7 раз. На эти средства в полном объеме инвалиды получают льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, абонентной плате за телефон.
Для всех категорий населения стало доступным обслуживание Государственной службой медико-социальной экспертизы, ежегодно проводящей более 40 тыс. освидетельствований нуждающихся граждан. Для улучшения обслуживания инвалидов дополнительно открыты 4 бюро медико-социальной экспертизы педиатрического и кардиологического профилей. Ликвидирована очередность при проведении экспертизы, составлявшая ранее от 2 до 4 месяцев. За этот период разработано около 21 тысячи индивидуальных программ реабилитации, в соответствии с которыми трудоустроено 5200 инвалидов.
На 1 января 2001 года кредиторская задолженность по детским пособиям составляла 499 млн.рублей. За период 2001-2004 годы полностью решена задача ликвидации накопленной задолженности.
Для улучшения социального положения детей и престарелых граждан в Удмуртской Республике в 2003 году приняты Республиканские (Президентские) целевые программы «Дети Удмуртии» на 2004-2008 годы, «Старшее поколение» на 2004-2005 годы.
В рамках программы «Дети Удмуртии» (подпрограммы «Дети-инвалиды») оказана материальная помощь 65 семьям на лечение детей, в 28 учреждениях и подразделениях социального обслуживания по работе с семьей и детьми установлено оборудование для социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, в республиканском празднике, посвященном Международному дню защиты детей, проходившем в Ижевском цирке, приняло участие 1700 детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, одаренных детей.
В республике действует 15 учреждений и подразделений социального обслуживания, призванных решать проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С 2001 года в них прошли социальную реабилитацию около 10 тысяч детей. Объем средств, направленных на круглогодичное оздоровление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов, в 2004 году составил 19,8 млн. рублей, это в 2,5 раза больше чем в 2001 году. За 4 прошедших года органами социальной защиты оздоровлено более 25 тысяч детей.
Реализация мероприятий программы «Старшее поколение» за 6 месяцев 2004 года позволила обеспечить продуктовыми наборами 4600 пенсионеров, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказать материальную помощь 790 труженикам тыла-строителям железной дороги Ижевск-Балезино в 1942-1944 годы, провести мероприятия по социальной адаптации и оздоровлению в 34 центрах социального обслуживания с 5200 пенсионерами, для 4000 пожилых граждан организовать подписку на газету «Долг», открыть 4 отделения милосердия для лежачих престарелых граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, провести медицинскую диспансеризацию пожилых людей в лечебно-профилактических учреждениях.
Основные показатели социальной поддержки населения
Показатель | Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания | мест на 10 тыс. жителей | 22,1 | 22,4 | 22,1 | 21,9 |
Количество граждан, получивших натуральные виды помощи | чел. | 41000 | 43000 | 46000 | 60000 |
Численность обслуженных центрами социального обслуживания | чел. | 262550 | 259284 | 271 907 | 272000 |
Количество учреждений социальной помощи семье и детям | ед. | 28 | 31 | 32 | 32 |
Количество обслуженных ими граждан | чел. | 97200 | 100700 | 109990 | 110000 |
Трудоустройство инвалидов | чел. | 1561 | 1917 | 1734 | 1800 |
Вместе с тем в отрасли сохраняются проблемы, на решение которых необходимо направить усилия в планируемом периоде, в том числе недостаточное развитие сети учреждений социального обслуживания, отсутствие социально-реабилитационных центров, слабая материально-техническая база существующих учреждений социального обслуживания при значительной доле населения, для которой необходимо предоставление различной социальной помощи. Сохраняется кредиторская задолженность в части реализации льгот, предусмотренных федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, в учреждениях социальной защиты населения сложилась низкая заработная плата работников, требует обновления парк компьютерной техники.