Развитие и широкое применение ИКТ является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение этих технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий (ИТ) и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Основными сферами информатизации в республике являются социальная сфера, сфера управления и реализации реформ, материальное производство. В каждой из этих сфер выделяются отдельные программы информатизации и проекты по видам деятельности.
Несмотря на высокие темпы развития ИТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике, развития производства в сфере ИТ. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИТ;
- недостаточное развитие ИТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИТ;
- барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности, при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИТ на российский и мировой рынки;
- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
С целью преодоления отставания в сфере ИКТ Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2002 года N 65 утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
В настоящее время общее состояние уровня информатизации в Удмуртской Республике характеризуется следующим образом:
- большинство информационных систем функционирует на базе локальных вычислительных сетей;
- используются разнородные аппаратно-программные средства, часто не совместимые между собой, не прошедшие сертификацию на соответствие стандартам по совместимости и качеству;
- интеграция локальных сетей через системы телекоммуникаций носит, в основном, экспериментальный характер;
- слабо используются мировые стандарты в области открытых систем;
- нормативная правовая база информатизации не получила должного развития;
- также не получила должного развития подготовка пользователей к внедрению современных ИТ;
- в районах республики сервисное обслуживание средств вычислительной техники не отвечает необходимым требованиям по качеству и квалификации персонала.
Для того чтобы придать новый импульс внедрению перспективных информационных технологий в Удмуртии, Правительством Удмуртской Республики принято решение о разработке Республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003 - 2010 годы)".
Республиканская целевая программа "Электронная Удмуртия (2003 - 2010 годы)" должна обеспечить развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами, непрерывное образование по информационно-телекоммуникационным технологиям на всех уровнях - от детского сада до подготовки и переподготовки специалистов - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов.