Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 16.12.2008)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке, появления самостоятельных источников доходов за счет частной предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

По данным Комитета государственной статистики Удмуртской Республики, на начало 2003 года в Удмуртской Республике действовало около 8 тыс. малых предприятий. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между муниципальными образованиями в Удмуртской Республике, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики муниципальных образований задействован крайне неравномерно.

Основное количество малых предприятий сосредоточено в городе Ижевске (78% от общего числа). Значительное количество малых предприятий действует в городах: Воткинске (3,7%), Сарапуле (3,3%), Глазове (2,7%).

По Удмуртской Республике в целом в расчете на 1000 жителей приходится лишь 5 малых предприятий. Для сравнения, по России этот показатель равен 6, однако в государствах Европейского союза - не менее 30. В муниципальных образованиях в Удмуртской Республике в расчете на 1000 жителей, по данным сплошного обследования малых предприятий, приходится от 0,17 до 0,5 малых предприятий - в Граховском, Юкаменском, Ярском, Глазовском районах; от 0,6 до 1,0 малых предприятий - в Алнашском, Балезинском, Вавожском, Дебесском, Камбарском, Каракулинском, Кезском, Красногорском, Малопургинском, Можгинском, Селтинском, Увинском и Шарканском районах; свыше 1,0 до 2,0 малых предприятий - в Игринском, Кизнерском, Киясовском, Сарапульском, Сюмсинском и Якшур-Бодьинском районах, в городе Глазове, в городе Можге и в городе Сарапуле; свыше 2,0 до 3,0 малых предприятий - в Воткинском и Завьяловском районах, в городе Воткинске. В городе Ижевске - 7,2 предприятий на 1000 жителей.

Численность занятых на малых предприятиях в Удмуртской Республике, включая все категории работников, по итогам 2002 года составила 58 тыс. человек. Численность индивидуальных предпринимателей к началу 2003 года, по данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике, достигла 66,6 тыс. человек. Общее количество занятых в сфере малого предпринимательства, включая занятых на малых предприятиях, учитывая индивидуальных предпринимателей и работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах, составляет более 130 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого предпринимательства занят каждый пятый работающий от общего количества работающих на предприятиях Удмуртской Республики и это составляет около 17% от общего количества экономически активного населения Удмуртской Республики, что практически в 3 - 4 раза ниже уровня западно-европейских стран.

Сложившаяся еще в период становления малого предпринимательства отраслевая структура в последние годы практически не меняется. Отраслевая структура малого бизнеса, структура занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере промышленности, торговли, общественного питания и строительства. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт Удмуртской Республики явно не отражает их потенциала. Соотношение произведенной продукции, оказанных услуг субъектами малого предпринимательства и валового регионального продукта составляет более 18% при удельном весе занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых на уровне не менее 20%.

Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 9%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики Удмуртской Республики требует значительной активизации государственной политики развития малого предпринимательства как в городах, так и на селе.

Необходимо продолжить преобразование правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике является Республиканская целевая программа по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы (далее - Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

Неравномерность развития малого предпринимательства между муниципальными образованиями в Удмуртской Республике, недостаточное использование потенциала малого предпринимательства в развитии экономики муниципальных образований, ограниченный доступ малых предприятий к банковским кредитам из-за отсутствия гарантий возврата - таковы характеристики ситуации в малом секторе экономики Удмуртской Республики, которая требует значительной активизации государственной политики развития малого предпринимательства как в городах, так и на селе.